armor.kiev.ua / Tanks / Modern
 

НАСЛЕДНИКИ

Под редакцией генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА,
Автор статей - инженер Игорь ШМЕЛЕВ
Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ

(Техника молодежи №10 за 1981 год)

Материал предоставлен: Alex Lee

© Mikhail M.Petrovsky, 1993-2003
Иллюстрации к статье 
Советский средний танк Т-44 Советский средний танк Т-44 Советский средний танк Т-54 Советский средний танк Т-54 Американский средний танк М48А2 Американский средний танк М48А2
 

Не успели отгреметь бои Великой Отечественной войны, а советские конструкторы уже приступили к созданию нового, более совершенного, чем прославленная тридцатьчетверка, среднего танка. Еще в 1940 году главный конструктор машины М. И, Кошкин высказал идею уменьшить габариты Т-34, разместив двигатель поперек корпуса. И вот в 1944 году идею решили воплотить в новом среднем танке Т-44, который продолжил линию Т-34 с учетом богатого опыта войны. Основное внимание уделили усилению защиты. Более толстый верхний лобовой лист корпуса был монолитным: в нем отсутствовали люк механика-водителя и шаровая установка пулемета. Отсутствовали и надгусеничные ниши корпуса. Заметим: усиление бронезащиты не повлекло за собой увеличения боевой массы машины.

Т-44 сохранил основное вооружение своего предшественника. Башня имела кормовую нишу, где размещалась основная часть боекомплекта (58 выстрелов). Переговоры по радио с другими танками и вышестоящими начальниками вел командир машины. Новый двигатель - с другим размещением водяного и масляного насосов - позволил уменьшить высоту корпуса на 30 см. В трансмиссии конструкторы применили узел, называемый "гитарой". Он передавал усилие от двигателя коробке передач.

Т-44 практически не принимал участия в боевых действиях и оказался как бы переходной моделью к другому, более мощному танку послевоенных лет - Т-54. Работа над этой машиной началась еще весной 1945 года. На Т-54 основное вооружение было резко усилено, установили 100-мм пушку, аналогичную той, что уже опробовали на СУ-100. Под нее сконструировали новую башню с большим диаметром погона. В средней части корпуса, по бортам, под эту башню сделали местные уширения. Т-54 начали выпускать в 1946 году. Форма корпуса осталась почти такой же, как и у предшественника, лишь днище - для увеличения прочности - имело корытообразную форму (редан). Смотровая щель механика-водителя в лобовом листе отсутствовала.

В 1949 году конструкцию башни этой машины изменили. Пушка в ней устанавливалась без маски в узкой амбразуре, а размеры кормовой ниши уменьшили. В 1951 году Т-54 получил полусферическую башню без заманов (то есть без выступающей кормовой ниши и деталей маски пушки). Из-за узкой амбразуры установка или замена пушки могла осуществляться лишь при поднятии башни. Это хотя и сложновато, но оправданно, поскольку башня имеет наивыгоднейшую с точки зрения снарядостойкости форму. На последующих модификациях, Т-54А и Т-54Б, устанавливались стабилизатор основного вооружения и автоматизированный электропривод наведения башни. Башня имела вращающийся полик, а пушка оборудовалась эжектором для удаления пороховых газов из ствола после выстрела. На Т-54Б были новые приборы наблюдения для командира и механика-водителя, и в частности приборы ночного видения с инфракрасным прожектором. Планетарные механизмы поворота облегчали управление машиной. Подвеска у Т-54 индивидуальная торсионная, как и у его предшественника.

Танки Т-54 имели оборудование для преодоления водных препятствий (ОПВТ) глубиной до 5 м, автоматическое противопожарное оборудование и аппаратуру дымопуска.

Дальнейшим развитием Т-54 стал танк Т-55. Его оснащали более мощным дизельным двигателем В-55 (580 л. с.), более совершенными приборами наблюдения и системой противоатомной защиты.

В 60-е годы наши танкисты получили новую могучую боевую машину с новейшими механизмами и приборами - средний танк Т-62. Форма его корпуса осталась практически, как у Т-54 и Т-55, но ходовая часть несколько изменилась: в частности, по-другому размещены опорные катки. Но самое главное другое - в полусферической башне новой формы установили 115-мм гладкоствольную пушку, огонь из которой ведется оперенными снарядами. Бронебойный подкалиберный снаряд этой пушки имеет огромную начальную скорость, обеспечивающую очень большую дальность прямого выстрела и высокую бронепробиваемость. В боекомплект пушки также входят унитарные кумулятивные и фугасные выстрелы. Эжекционное устройство смещено ближе к середине ствола пушки, с ней спарен пулемет ПКТ. На башне устанавливается зенитный пулемет ДШК. Танк имеет двухплоскостную систему стабилизации пушки.

Машина Т-62 оборудована ОПВТ, противопожарным устройством, термической дымовой аппаратурой, инфракрасными приборами ночного видения.

За океаном в 1946 году, использовав опыт войны, американские конструкторы модернизировали свой средний танк М26 (см. ТМ, № 5, 1981 г.). На нем установили новый двигатель (810 л. с.), гидромеханическую трансмиссию, 90-мм пушку и систему управления огнем. В 1948 году под маркой М46 "Паттон" I его приняли на вооружение. Боевая масса машин 44 т, а скорость 48 км/ч.

Империалистическая захватническая война в Корее (1950-1953 гг.) выявила недостатки М46: в частности слабость вооружения. Командование американской армии потребовало перевооружить свой основной танк. На него в начале 1952 года установили новую башню с более мощной 90-мм пушкой. Несколько изменили конструкцию корпуса. Новая машина получила обозначение М47 "Паттон" II. Основные характеристики у нее такие же, как и у М46.

Параллельно американцы отработали новый средний танк М48 "Паттон" III , принятый на вооружение в 1953 году. От М47 он отличался бронированием и вооружением. Корпус и башня этой машины цельнолитые. Пушка имела дульный тормоз, эжектор, электрогидравлический и ручной приводы. Он оснащался баллистическим вычислителем данных для стрельбы, а также приборами ночного видения. Силовая установка осталась такой же. Танки модификации М48А2 получили двухплоскостной стабилизатор вооружения.

Производство М48 прекратилось в 1960 году в связи с началом выпуска нового среднего танка М60. Состоявшие на вооружении "паттоны" в 60-х годах подверглись модернизации. На машинах установили дизель-моторы, увеличили емкость топливных баков. Эта модификация обозначается как М48АЗ.

На заставке изображен советский средний танк Т-62. Боевая масса - 37 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 115-мм пушка, один 7,62-мм пулемет и один 12,7-мм зенитный пулемет. Броня - противоснарядная. Двигатель - В-55, 580 л. с. Скорость макс. - 50 км/ч. Запас хода - 450 км.

Рис. 85. Советский средний танк Т-44. Боевая масса - 31,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 120 мм. Двигатель - В-44, 520 л. c. Скорость макс. - 51 км/ч.

Рис. 86. Советский средний танк Т-54. Боевая масса - 36 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 100-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Броня - противоснарядная. Двигатель - В-54, 520 л. с. Скорость макс. - 50 км/ч. Запас хода - 350-440 км.

Рис. 87. Американский средний танк М48А2. Боевая масса - 46 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 90-мм пушка, один 7,62-мм пулемет и один 12,7-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 110 мм, борт - 75 мм, башня - 152 мм. Двигатель - "Континентал", 810 л. с. Скорость макс. - 48 км/ч. Запас хода - 310 км.

Главная страница В начало