armor.kiev.ua / Tanks / Modern / scorpion
 

Лёгкий танк «Скорпион»

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 244-246)

 

На вооружении английской армии с 1962 года состоит легкий танк «Скорпион» FV 101, разработанный компанией «Элвис» (Alvis Vehicles Ltd). При его разработке была принята следующая концепция: «Машина предназначена для разведки; она должна обладать более высокой, по сравнению с основными танками, подвижностью; ее вооружение должно обеспечивать возможность ведения боя в процессе разведки, а также действий, препятствующих проведению разведки противником; она не должна конкурировать по огневой мощи с основным танком и не должна быть легким истребителем танков». Эта концепция определила конструктивные особенности танка «Скорпион».

Компоновка

Машина очень маленькая и легкая — ее масса в боевом снаряжении составляет 7,9 т, длина 4,39 м, ширина 2,18 м и высота по перископу наводчика 2,1 м. Экипаж машины 3 человека. Танк является авиатранспортабельным многими самолетами и тяжелыми вертолетами. С помощью каркасного резинотканевого приспособления он может вплавь преодолевать водные преграды.

Моторно-трансмиссионное отделение размещено в передней части корпуса, боевое отделение смещено к корме. Рабочие места членов экипажа расположены: командира танка в башне слева от пушки, водителя в корпусе перед ним, наводчика в башне справа от пушки. Положение МТО обусловило общую компоновку ходовой части — ведущие колеса впереди, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц сзади.

Огневая мощь

Основным вооружением танка является 76,2-мм нарезная пушка средней баллистики. Ее боекомплект составляют 40 унитарных выстрелов. Для борьбы с бронированными целями используется бронебойно-фугасный снаряд со сплющивающейся головной частью (НЕSН). Кроме того, имеются обычный осколочно-фугасный снаряд и снаряд с готовыми поражающими элементами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 3000 патронов. Углы наведения в вертикальной плоскости составляют от -10 до +35 градусов. Механизмы поворота башни и подъема пушки механические с ручными приводами.

Круговой обзор командиру танка обеспечивают семь перископических смотровых приборов, установленных по периметру командирской башенки. Командирский бинокулярный перископический поворотный прибор имеет 10-кратное увеличение. Наводчик пользуется дневным и ночным бесподсветочным прицелами и двумя перископическими смотровыми приборами.

На танках, выпускаемых для экспорта, в ходе модернизации устанавливалась 90-мм пушка Мк3 бельгийской компании «Коккериль» с соответствующим образом доработанной СУО. Боекомплект пушки при этом был уменьшен до 35 выстрелов.

Защищенность

Корпус и башня танка сварные из броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса и башни не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности обстрела. На танке приняты специальные меры маскировки. По обе стороны от пушки установлены блоки дымовых гранатометов. Имеется фильтровентиляционная установка, обеспечивающая защиту экипажа от химических отравляющих веществ и радиоактивной пыли.

Подвижность

На танке используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Ягуар» мощностью 143 кВт (195 л.с.). Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии танка «Чифтен», но значительно меньше по размерам и массе.

Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах. Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами, траки стальные. С целью уменьшения шума при движении танка на гусеницах и ведущем колесе имеется полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным потоком (полуосевым-полуцентробежным).

Движение на плаву происходит за счет перематывания гусениц. В ходе модернизации был разработан, но не получил распространения водоходный движитель с гребным винтом, обеспечивающий скорость на плаву 9,6 км/ч.

Вместо бензинового двигателя на танке может устанавливаться дизель жидкостного охлаждения «Перкинс» Т6/3544 мощностью 184 кВт (250 л.с.). Был также разработан вариант использования американского двухтактного дизеля V-53Т «Дженерал Моторс».

На базе легкого разведывательного танка «Скорпион» создано семейство бронированных машин различного назначения: ПТРК FV-102 «Страйкер», использующий ПТУР «Свингфайр»; БТР FV-103 «Спартан»; КШМ FV-105 «Султан»; санитарно-эвакуационная машина FV-104 «Самаритан»; машина сопровождения и разведки FV-107 «Симитер» с 30-мм автоматической пушкой «Рарден»; БРЭМ FV-106 «Самсон». С 1980 г. начато производство нового БТР FV-4333 «Стормер» с использованием агрегатов и узлов танка «Скорпион».

Боевая и техническая характеристики танка «Скорпион»

Боевая масса ............................ 7,9 т
Экипаж .................................. 3 чел.
Высота по перископу наводчика ........... 2,1 м
Пушка ................................... 76,2-мм нарезная
Боекомплект ............................. 40 выстрелов
Типы боеприпасов ........................ БФС, СГПЭ, ОФС
Дальномер ............................... нет
Стабилизатор вооружения ................. нет
Баллистический вычислитель .............. нет
Заряжание ............................... вручную
Пулеметы: спаренный ..................... 7,62-мм
Броневая защита ......................... от крупнокалиберных пуль и
                                          осколков снарядов
Максимальная скорость ................... 80 км/ч
Запас хода по шоссе ..................... 640 км
Двигатель ............................... 6-цилиндровый бензиновый
Мощность двигателя ...................... 143 кВт
Трансмиссия ............................. механическая планетарная с
                                          дифференциальным механизмом
                                          поворота
Гусеница ................................ с РМШ
Подвеска ................................ индивидуальная торсионная с
                                          гидроамортизаторами
Глубина преодолеваемой водной преграды .. танк плавает с каркасным
                                          резинотканевым приспособлением
Главная страница В начало


Omeko - In detail.