armor.kiev.ua / Tanks / Modern / isu130
 

ОПОЗДАВШИЕ НА ВОЙНУ

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

(Техника молодежи №8 за 1998 год)

Иллюстрации к статье 
САУ ИСУ 130 Ствол 130-мм пушки 130-мм осколочно-фугасная граната ОФ-482
 

После битвы летом 1943 г. на Курской дуге, в которой немцы применили новые и улучшенные образцы бронетанковой техники, Красной Армии понадобились танки и самоходные артиллерийские установки, которые могли бы бороться с ними. Напомним, что бронирование лобовой части корпуса и рубки истребителей танков "Элефант" достигало 250 мм, а у "Тигров" - 110 мм. Кроме того, самоходкам предстояло поддерживать "огнем и гусеницами" наступающие пехотные, моторизованные и танковые подразделения, в том числе и при штурме населенных пунктов и прорыве укреплений. Следовательно, у новых машин нужно было увеличить дальность стрельбы (в том числе с закрытых позиций), начальную скорость снарядов. А для этого требовалось увеличить массу заряда и давление пороховых газов в канале ствола.

Самоходные установки с пушками большой мощности (БМ) на конкурсной основе проектировали в ОКБ-9 "Уралмаша", Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ), Центральном конструкторском бюро "Трансмаш", в ОКБ завода № 172. Ходовую часть, трансмиссию и двигатель было решено заимствовать у тяжелого танка ИС-1, на основе которого в 1943 г. уже создали ИСУ-122 двух вариантов - с пушкой А-19 образца 1931-1937гг. со стволом длиной 46,3 калибра и Д-25Т со стволом длиной в 47 калибров. Выпущенные из них снаряды обладали начальной скоростью 800 м/с, что было признано недостаточным для новых требований. Все разработчики представили свои образцы в 1944 г. и в начале 1945 г.

Так, в Центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством В.Г.Грабина подготовили ИСУ-122БМ и ИСУ-130. В обеих машинах пушки размещались в литой раме в передней части неподвижной рубки, одинаковыми у них выполнили затворы и противооткатные устройства. Понятное дело, сами артсистемы обладали присущими им особенностями.

У пушки 122БМ ствол, длиной 59,5 калибров, был с 1,5-процентной нарезкой и навинтным казенником. Под стволом располагались гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Позже такую компоновку признали не очень удачной, так как возрастала высота линии огня, что отрицательно сказывалось на устойчивости самоходки при ведении огня полными зарядами. Затвор был клиновым, горизонтальным, с полуавтоматикой копирного типа.

После выстрела и выбрасывания гильзы ствол продувался сжатым воздухом, хранившимся в баллоне. При стрельбе с закрытых позиций наводчик пользовался панорамным прицелом ЗИС-3, при прямой наводке - телескопическим СТ-10.

Подъемный механизм пушки 122БМ был секторного типа и обеспечивал углы возвышения ствола от минус 1 до плюс 14 градусов, поворотный механизм винтового типа - горизонтальное наведение по 5 градусов в обе стороны.

В боекомплект входило 25 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов раздельного заряжания со снарядами весом по 25 кг, обладавшими начальной скоростью 1000 м/с, дальность стрельбы достигала 9800 м.

В раме бронерубки ИСУ-130 смонтировали качающуюся часть 130-мм морской пушки Б-13, которую для уменьшения отката оборудовали дульным тормозом, углы горизонтальной наводки увеличили на градус, возвывшение ствола, длиной 54,7 калибров, довели от минус 2 до плюс 15 градусов. ИСУ-130 могла поражать цели на расстоянии 12300 м от огневой позиции.

30 июня - 4 августа 1945 г. обе самоходки прошли полигонные испытания, на которых выявили их недостатки. К ним относились неудовлетворительная кучность попаданий бронебойных снарядов в мишени (следовательно, в боевой обстановке, во вражеские танки) и чрезмерный разброс осколочно-фугасных при ведении огня по площадям. Заказчиков не устроила скорострельность 2 выстрела в минуту и устойчивость машин при выстреле, а углы горизонтальной и вертикальной наводки сочли малыми. Следовательно, ИСУ-122БМ и ИСУ-130 нуждались в доработках, но в сентябре 1945 г. закончилась вторая мировая война, о "холодной" еще не помышляли, и совершенствование обеих машин признали нецелесообразным.

Одновременно с ними, в 1944г., в ОКБ-172 спроектировали на базе ИСУ-122 свой вариант самоходной пушки большой мощности. Для этого в закрытой рубке поместили 122-мм пушку БЛ-9 со стволом длиной 59 калибров, которая по баллистике превосходила А-19 и по основным характеристикам была близка к грабинской 122БМ.

В мае на заводе № 172 подготовили ходовую часть, в июне на ней смонтировали артсистему. Ствол БЛ-9 был моноблочным, затвор - клиновым, горизонтальным, полуавтоматическим. В боекомплекте имелось 24 осколочно-фугасных и бронебойно-трассирующих выстрела раздельного заряжания с 25-килограммовыми снарядами, обладавшими начальной скоростью 1100 м/с и поражавшими противника на дистанции 10700 м. На рубке в башенке разместили зенитный пулемет ДШК калибром 12,7 мм, а в боевом отделении держали 250 патронов для него.

Этой машине присвоили обозначение ИСУ-122-1, в сентябре 1944 г. ее подвергли полигонным испытаниям, а в мае 1945 г., после устранения некоторых недостатков, - и государственным. Поскольку к тому времени закончилась Великая Отечественная война, на вооружение ее не приняли.

В том же ОКБ-172 в бронерубке самоходки разместили качающуюся часть противотанковой пушки БЛ-20, обладавшей такой же баллистикой, что и БЛ-9. Углы возвышения ствола, длиной 59 калибров, довели от минус 1 до плюс 25 градусов, поэтому максимальная дальность стрельбы - 17000 м - превышала таковую у 122БМ, углы горизонтального обстрела увеличили до 10 градусов на оба борта, темп ведения огня достигал 10 выстрелов в минуту

В отличие от предыдущих, самоходку задумали выполнить на базе среднего танка Т-34, тем самым облегчив ее до 33,1 т и повысив скорость и маневренность. Однако опоздали и тут - к концу войны успели подготовить только технический проект, и до его реализации дело не дошло.

В 1944 г. еще две самоходки большой мощности, оснащенные 122-мм пушками Д-25С, выполнили на шасси модернизированного танка Т-34-85. И они вышли легче самоходок, спроектированных на основе ИС-1, их вес не превышал 31,5 т, зато скорость достигала 55 км/ч. И эти установки не успели на войну, и работы над ними также остались незавершенными.

Самоходными артиллерийскими установками подобной мощности занимались и в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Там замыслили мощную противотанковую систему на базе серийной СУ-100, изготовленной также на шасси "тридчатьчетверки", с 85-мм пушкой Д-10.

Ее ствол, длиной 58,4 калибра, был составным и включал переднюю гладко-стенную трубу (дульную насадку), длиной 1136 мм и диаметром 87,8 мм, и нарезную заднюю. Орудие получило полуавтоматический, клиновой, горизонтальный затвор, обеспечивающий максимальную скорострельность до 10 выстрелов в минуту. Д-10 обладала гидравлическим тормозом отката и таким же накатником, цилиндры которых после выстрела отходили вместе со стволом. Секторный подъемный механизм (от минус 2 до плюс 17 градусов) и винтовой поворотный (по 8 градусов на борт) были толкающе-тянущего типа. Для стрельбы с закрытых позиций на 13200 м служил панорамный прицел, при прямой наводке - телескопический ТШ-15. В боекомплекте было 28 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов со снарядами весом 9,5 и 9,4 кг, обладавшими начальными скоростями в 1030 и 1050 м/с. Передняя часть гильзы от более мощного выстрела 100-мм пушки обжималась под донную часть 85-мм снаряда от зенитки.

С 13 по 26 января 1945 г. эта самоходка, СУ-85БМ, была представлена на полигонные испытания, результат которых оказался неутешительным - кучность попаданий при выстрелах по щитам и местности на дистанции 500 и 2000 м признали неудовлетворительной. Признали низкой и живучесть ствола, у которого наблюдался повышенный разгар нарезов и каморы при применении усиленных зарядов.

Поэтому в ОКБ-9 срочно изготовили новый ствол с измененной баллистикой и углубленными нарезами, оснащенному же им орудию присвоили индекс Д-10-85А. Теперь камору расточили под переобжатую гильзу более мощного боеприпаса к 122-мм пушке А-19. И хотя давление в канале ствола уменьшилось с 3150 до 3000 кг/куб.см, начальная скорость бронебойного снаряда весом 9,4 кг осталась весьма высокой - 1050 м/с.

При испытаниях в мае-июне 1945 г. самоходка на расстоянии 1000 м пробивала бронелисты толщиной до 155 мм. В то же время и у этой машины, как и у ее конкуренток, обнаружили все те же недостатки - неудовлетворительную устойчивость при ведении огня, низкую кучность, а также малую живучесть ствола.

К лету 1945 г. и в ЦАКБ В.Г.Грабина разработали и изготовили пушку Н-3-457 того же калибра, обладавшую той же баллистикой, что Д-10-85. Только ее выполнили без гладкоствольной дульной насадки, благодаря чему удалось заметно увеличить срок службы ствола и несколько улучшить кучность попаданий, что особенно важно при ведении огня по движущимся целям. Но и в этом случае дальнейшие работы над самоходкой большой мощности не сочли необходимым продолжать, поскольку военные действия в Европе прекратились, а для планируемых операций против Японии нашли достаточным боевую технику, состоящую на вооружении Красной Армии.

А вскоре настала пора приступать к созданию самоходных артиллерийских установок большой мощности нового поколения. Теперь в распоряжении конструкторов имелись и проверенные в ходе испытаний сведения об оптимальном соотношении массы заряда, давления пороховых газов в канале ствола, начальной скорости снарядов, которое должно было обеспечить будущим пушкам необходимые боевые эффективность и живучесть. Это же относилось и к ходовым частям - боевой опыт и обкатка экспериментальных машин позволили выявить их положительные и отрицательные стороны.

Главная страница В начало