Общие сведения
CRAB — колёсный 4x4 бронеавтомобиль французской фирмы Панар. «CRAB» — аббревиатура от «Combat Reconnaissance Armoured Buggy», т.е. «боевая разведывательная бронированная багги». По общей компоновке и ходовой части CRAB действительно напоминает багги, но поскольку машина весит от 8 до 10 т, скорее всего «Buggy» в её названии французские разработчики несколько «притянули за уши», чтобы получить такое интересное название (что косвенно подтверждается стилизованным изображением морского краба на руле машины).
CRAB разработан по программе французских вооруженных сил Scorpion VBAE (бронированная колёсная машина поддержки), текущий вариант выбран инженерами Панара из пяти принятых к рассмотрению концепций.
Впервые CRAB был представлен фирмой Панар на выставке вооружений Eurosatory в июне 2012 года в Париже.
Исходя из названия машины и спектра решаемых задач всеми её вариантами (разведка, боевое охранение, дозор и т.п.), по классификации CRAB можно отнести к боевым разведывательным машинам (БРМ) или бронированным разведывательно-дозорным машинам (БРДМ).
В самом деле, как по назначению и тактике применения, так и по некоторым внешним признакам (весовая категория, габаритные размеры, колёсная формула и вооружение), CRAB является современным аналогом советских БРДМ. Именно поэтому революционность идей (во всяком случае, на концептуальном уровне) представляется несколько преувеличенной. Тем не менее, использование современных конструкторских и технологических решений, информатизация и компьютеризация, повышение информированности экипажа о текущей обстановке, установка дистанционно управляемого вооружения позволили сделать значительный шаг вперед и получить очень интересный концепт лёгкой боевой машины.
Поскольку на текущий момент из образцов CRAB’а «засветился» только выставочный вариант БРДМ с башней CPWS 25, а остальные пока представлены только в рисунках, говорить о фактических боевых и эксплуатационных возможностях машины преждевременно. Поэтому следует понимать, что дальнейшее повествование скорее не о семействе реальных боевых машин, а о предложенной французскими разработчиками концепции.
Концепция
Французские специалисты позиционируют CRAB как ответ на «вызовы современности». Каковы они, вызовы современных вооружённых конфликтов?
Последние конфликты в Африке и на Ближнем Востоке носят в основном локальный характер, регулярная армия воюет не с другой регулярной армией, а с нерегулярными, партизанскими, бандитскими и террористическими формированиями. Действия «повстанцев» характеризуются засадной тактикой, широким использованием мин и фугасов, они применяют в основном стрелковое вооружение, ручные гранатомёты, иногда ПТУР. Авиации у бандитов нет, а в случаях, когда за них работает авиация НАТО, их не следует считать таковыми, они автоматически превращаются в законные вооружённые формирования. Тяжёлая техника и вооружение используются бандитами эпизодически и бессистемно. В то же время, как это было в Ливии, в условиях пустыни мятежники достаточно широко применяют импровизированные боевые машины из гражданских джипов и пикапов, на которые устанавливают крупнокалиберные пулемёты, малокалиберные пушки и различные пусковые установки. В Сирии бои с мятежниками и наёмниками идут в условиях плотной городской застройки.
Действия в пустынных условиях требуют от боевых машин высокой быстроходности, хорошего запаса хода, проходимости по песчаным и каменистым грунтам. Бои в городе накладывают значительные габаритные ограничения, требуют от боевой машины хорошей поворотливости и проходимости. И в пустыне и в городе высокие требования к обзору и качественному информационному обеспечению, как выражаются западные специалисты, «ситуационной осведомлённости» экипажа. В этих условиях тяжелое вооружение лучше иметь подразделениям поддержки, а для боевых машин переднего края целесообразны постоянно готовые к бою лёгкие скорострельные системы. Открытая установка вооружения таким машинам противопоказана — наводчик должен находиться в забронированном объеме машины, это должна быть обитаемая бронированная башня или, ещё лучше, дистанционно управляемый боевой модуль.
MRAP — современная, можно сказать «модная», реакция вооруженных сил и многих производителей на характер боевых действий с повстанцами. Такие машины были широко представлены вместе с CRAB на IDEX 2013. Как следует из названия (Mine Resistant Ambush Protected), это машины с повышенной защитой от мин и атак из засад. Повышение противоминной защиты достигается увеличением клиренса, V-образной формой днища броневого корпуса, увеличением толщины брони. В связи с этим MRAP имеют значительные габариты, высокую массу, пониженную проходимость, мало пригодны для действий в условиях плотной застройки, привязаны к дорожной сети. Повысив защиту от мин, получили удобную для атак из засад мишень (она малоподвижна, в неё легче попасть, маршруты движения ограничены и предсказуемы). Борьба за живучесть и защиту привела к уязвимости — замкнутый круг.
Французские специалисты справедливо обращают внимание на эту проблему концепции MRAP. Они считают, что куда важнее вообще не попасть под огонь противника за счет высокой быстроходности и проходимости машины, позволяющих действовать вне дорог и затрудняющих организацию засад и минирование. А малые габариты машины снижают её заметность и вероятность поражения из РПГ. Опять же, малогабаритные машины проще защитить достаточно толстой бронёй от стрелкового вооружения и пушек малого калибра.
В поддержку мнения французских специалистов будет уместно привести цитату из опубликованной в феврале статьи американского советника афганской пограничной полиции майора Карла Форслинга:
«Скорость и подвижность могут служить защитой. Афганские военнослужащие носят мало бронепластин и большая часть их техники не бронирована. Конечно бронепластины и бронетехника могут быть необходимы в условиях высокой плотности огня, но большую часть времени они ухудшают подвижность и ловкость военнослужащих их использующих. На совместных операциях афганцы одинаково заметно обгоняют военнослужащих ISAF, как на технике, так и в пешем порядке. Их техника проходит там, где не проходит техника ISAF и делает это на существенно большей скорости. Американские машины MRAP делают хорошо только одно дело — защищают от фугасов. По всем остальным параметрам они уступают. Они неуклюжи, сложны для посадки и покидания, а бронированный кокон затрудняет наблюдение всем находящимся в машине. Они привязаны к дорогам — даже MATV, разработанный, как машина повышенной проходимости, теряет большую часть своих возможностей при установке минного трала. В большинстве случаев лучшим противодействием фугасам является движение вне дорог и троп, а это для американских машин невозможно. Под огнём возможность быстро переместиться может быть ценнее, чем дополнительная броня».
Кроме чисто военных (тактических) проблем французские специалисты обращают внимание на значительные сокращения военных бюджетов и, как следствие, вооружённых сил. Тяжелые машины становятся слишком дороги, как по цене закупки, так и по эксплуатационным расходам. Когда бюджет не позволяет иметь достаточные силы во всех необходимых местах, важнейшую роль начинает играть скорость реакции на сложившуюся обстановку, в этом случае подразделения и их вооружение должны быть оперативно переброшены на любое расстояние авиационным транспортом.
В качестве решения обозначенных проблем Панар предлагает семейство машин CRAB. Они обладают высокой тактической (хорошая проходимость, динамичность, поворотливость) и стратегической подвижностью (возможность одновременной переброски трёх машин на самолёте A400M). Более того, предлагается не только семейство машин, но и тактические варианты их использования, а группой Renault Trucks Defense (в 2012 поглотившей Panhard Defense) проработан вариант штата лёгкой бригады, оснащенной боевыми колёсными машинами этих компаний (CRAB, PVP, Sherpa 5 и др.)
Описание машины
Компоновка CRAB’а в целом повторяет компоновку классических багги — двигатель в корме, экипаж из трёх человек в центре, в обитаемой бронекапсуле с высоким уровнем защиты и эргономичными противоминными сидениями. Водитель расположен по центру, остальные члены экипажа по бокам от водителя уступом назад. Благодаря использованию многофункциональных мониторов и джойстиков для полного управления машиной и её вооружением достаточно двух человек. В зависимости от установленного вооружения и защиты вес «Краба» от 8 до 10 т.
Обзор обеспечивается тремя большими окнами с толстым бронестеклом и дневными/тепловизионными камерами, обеспечивающими панорамный обзор с выводом изображения на мониторы членов экипажа.
Защита
В зависимости от комплектации уровень баллистической защиты по стандарту STANAG 4569 от 2 до 4 (круговая защита от бронебойных пуль крупнокалиберных 14,5-мм пулемётов), а противоминной — 2/3 (защита от противотанковой мины фугасного действия с массой ВВ 6/8 кг). Не смотря на малые габаритные размеры, днищу корпуса придана V-образная форма. Установлены системы коллективной защиты от ОМП и кондиционирования воздуха.
Об уровне бронезащиты можно косвенно судить в сравнении с БРДМ-2 (катанная броня от 5 до 14 мм). CRAB и БРДМ-2 имеют габаритные размеры (высота приведена по крышу корпуса) 5х2,5х1,8 и 5,75х2,35х2 в метрах соответственно. Клиренс «Краба» 400 мм, а БРДМ-2 — 330 мм. Получается, что CRAB меньше по всем размерам кроме ширины, но она получена за счет значительно выступающих за габариты бронекорпуса колёс. В итоге, бронекорпус CRAB’а по всем размерам меньше бронекорпуса БРДМ-2, внутренний объем значительно меньше, а масса машины на 1-3 т больше. Соответственно, можно предположить, что защита этой машины значительно выше в сравнении с БРДМ-2.
Подвижность
CRAB приводится в движение турбодизелем EURO 3 мощностью 320 л.с., обеспечивающим впечатляющую для машин такого класса удельную мощность от 32 до 40 л.с./т (37 л.с./т в комплектации с башней CPWS 25 от CMI) и максимальную скорость более 110 км/ч. Для сравнения: удельная мощность БРДМ-2 20 л.с./т. CRAB оборудован стартер-генератором, который может работать в режиме мотора от аккумуляторов с отключенным основным двигателем, позволяя передвигаться машине в бесшумном режиме.
Трансмиссия Panhard GHM 2 с автоматической коробкой передач и гидротрансформатором, с постоянным приводом на все колёса. На выставке IDEX 2013 был представлен образец с отсутствующими карданными передачами к осям задних колёс, т.е. фактически это была переднеприводная машина 4x2.
Ходовая часть с колёсами большого диаметра и активной гидропневматической независимой подвеской с изменяемым клиренсом.
Все колёса управляемые. При движении в обычных условиях задние колёса зафиксированы. С использованием камеры заднего вида машина может двигаться назад на высокой скорости, для обеспечения безопасности такой езды передние колёса фиксируются, поворот осуществляется управляемыми задними колёсами. Одновременный поворот передних и задних колес в одну сторону позволяет двигаться вбок под углом, а поворот колёс в разные стороны обеспечивает прохождение узких участков с минимальным радиусом поворота 3,75 м (т.е. разворот на 180° в габаритах 10 м).
Габаритные размеры и вес машины позволяют перебрасывать её транспортными самолётами ВВС: по три машины на A400M и по две на C130J. Также упоминается возможность использования Ан-124.
Заявлена опциональная возможность преодоления водных преград.
Вооружение
На демонстрировавшемся образце установлена дистанционно управляемая башня CPWS 25 бельгийской компании CMI Defense. Башня вооружена 25-мм автоматической пушкой и 7,62-мм спаренным пулемётом. В башне 150 готовых к ведению огня снарядов двух типов. Башни CPWS предусматривают возможность установки 20, 25 и 30-мм автоматических пушек.
Башня оснащена стабилизированной оптической системой наблюдения, обеспечивающей панорамный обзор на 360°. Оптическая система связана с баллистическим компьютером разработки CMI и позволяет вести огонь по подвижным мишеням с углами вертикального наведения от -10° до +45°.
Дистанционно управляемый модуль разработан с использованием стандартизированных интерфейсов и открытой электронной архитектуры, что позволяет без изменений самой машины устанавливать боевые модули с различными системами наблюдения, целеуказания и вооружением от 7,62-мм пулемётов до 30-мм скорострельных пушек. Дополнительно могут использоваться управляемые противотанковые и зенитные ракеты.
Варианты
Боевая разведывательно-дозорная машина
Базовый, представленный Panhard Defense, вариант. Оснащен башней CPWS с автоматической пушкой от 20 до 30 мм. Может быть оборудован ракетами. Оборудованная ракетами башня c 30-мм пушкой CPWS 30 была отдельно представлена на IDEX 2013.
Этот вариант может использоваться для ведения разведки, боевого охранения, борьбы с разведкой и дозорами противника, ведения боевых действий с легковооруженным противником.
Бронированная разведывательная машина
Оборудована дистанционным боевым модулем Hornet разработки Panhard и Sagem. Модуль вооружен 12,7-мм пулемётом с углами вертикального наведения от -20° до +60° и шестью универсальными пусковыми установками Galix (Galix — гранатомётная 80-мм система для самообороны боевых машин, использует различные варианты в основном аэрозольных гранат). Вместе с вооружением могут устанавливаться устройства для целеуказания.
Основная задача — разведывательная и информационная поддержка действий основных боевых танков, средних и тяжёлых боевых колёсных машин. Машина может быть полностью или частично интегрирована с системой NLOS (ведение огня с закрытых позиций). Вооружение БРМ предназначено в основном для самообороны.
Машина передовых артиллерийских наблюдателей (AFO)
Благодаря низкому профилю и изменяемому клиренсу CRAB малозаметен, он может быть хорошо замаскирован для ведения наблюдения и целеуказания. На крыше AFO CRAB устанавливается мощный оптико-электронный блок, который может включать тепловизоры, камеры дневного наблюдения, лазерные дальномер и целеуказатель. AFO CRAB оснащён гибридной инерционной/GPS системой навигации и «определителем севера», обеспечивающими высокую точность позиционирования на местности. В интересах авиации и артиллерии обеспечивается лазерная подсветка целей. Для самообороны на башне установлен пулемёт и универсальные пусковые установки Galix.
Самоходный ПТРК
CRAB может быть вооружен различными ПТРК. Используя низкую заметность и высокую подвижность, они могут применяться для обхода танковых подразделений противника, организации противотанковых засад с целью изматывания неожиданными атаками ПТУР и немедленным уходом из-под ответного удара противника. Панар предлагает установку различных типов ракет из имеющихся на рынке: с внешним целеуказанием и наведением по отраженному лазеру, с непосредственным наведением по лучу лазера, с наведением по принципу «выстрелил-забыл».
Использование ракет с универсальной боевой частью позволяет использовать машину для поражения небронированных целей, а так же осуществлять огневую поддержку пехоты в труднопроходимых районах или на открытых участках местности.
Самоходный ЗРК (AD)
Панар предлагает два варианта «Крабов» для комплектации подразделений ПВО: машина с пусковой установкой зенитных ракет ближнего действия (SHORAD) и подвижный пост наблюдения. Батарея ЗРК CRAB включает один подвижный пост наблюдения и, в зависимости от обстановки, три-четыре машины с пусковыми установками.
Машина с постом наблюдения может быть оборудована РЛС с радаром на выдвижной мачте или инфракрасной системой наблюдения. Кроме задач по поиску и сопровождению целей она выполняет функции поста управления и станции наведения.
Панар заявляет возможность использования различных зенитных ракет ближнего действия из числа имеющихся на рынке.
AD CRAB обеспечивают подвижное противовоздушное прикрытие бронетанковых и механизированных подразделений.
Система NLOS (Non Line Of Sight)
AFO CRAB (машина передовых артиллерийских наблюдателей) и БРДМ CRAB могут быть связаны с ракетными установками предназначенными для ведения огня с закрытых позиций (система NLOS). Важное тактическое значение имеет поражение целей, находящихся за гребнями возвышенностей или строениями. Благодаря низкому профилю CRAB (AFO или БРДМ) может выдвигаться вперед для целеуказания ракетным пусковым установкам NLOS или минометам, которые ведут огонь высокоточными снарядами с лазерным наведением.
Тактика
В основном вопросы тактики применения CRAB уже были затронуты в описании концепции, машины и её вариантов. Повторяться не будем, только приведем две схемы с вариантами тактического использования.
Как уже упоминалось, группой специалистов Renault Trucks Defense проработан вариант штата лёгкой бригады, оснащенной боевыми машинами CRAB и другими колёсными машинами. Штат батальонной тактической группы этой бригады может иметь представленный на рисунке вид.