armor.kiev.ua / Tanks / Modern / btr90

 

 

СТАЛЬНОЙ РОСТОК РОССИИ

Анатолий БАХМЕТОВ, Юрий СПАСИБУХОВ

(Оружие №1 за 2001 год)

 

Несмотря на финансовые трудности нашего военно-промышленного комплекса, за последнее десятилетие на вооружение ВС РФ принято немало образцов бронетехники: танк Т-90, БМП-3, успешно конкурирующая на мировом рынке с "собратьями" из других стран, и ряд других боевых машин. Особняком в этом ряду стоит только что созданный бронетранспортер БТР-90. Еще не принятый на вооружение, он стал непременным участником международных и российских выставок военной техники, неизменно получая высокую оценку специалистов, как принципиально новый образец - представитель первого поколения "тяжелых" бронетранспортеров.

Чтобы понять идею новой машины, надо заглянуть в недалекое прошлое.

В 1984 г. на вооружение Советской Армии был принят БТР-80, выпускаемый до сих пор. Этот очень удачный бронетранспортер заслуженно любят и уважают в армии, но его комплекс вооружения и защита уже не отвечают современным требованиям. Поэтому в конце 80-х гг. появился результат его радикальной модернизации - БТР-80А. Он получил новую башню с 30-мм пушкой 2А72 и спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ. Предшественники же этой машины, начиная с БТР-60 ПБ, имели комплекс вооружения со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ. В начале 70-х гг. для БТР-70В. была разработана башня с увеличенным до 60° углом подъема пулеметов для стрельбы по зенитным целям. Затем, в начале 80-х, появилась башенно-пулеметная установка БПУ-1 со специальным зенитным прицелом 1ПЗ-2, которая и является с 1984 г. основным вооружением БТР-80. Сам пулемет КПВТ, разработанный в середине 40-х гг. (в виде КПВ-44), остается весьма опасным оружием для легкобронированых машин, но его мощности уже недостаточно против современных боевых машин стран НАТО. Поэтому на БТР-80 и была использована 30-мм пушка 2А72, которая вообще не оставляет им шансов уцелеть.

Новое орудие разработано в тульском КБП под руководством А.Шипунова на базе хорошо известной пушки 2А42, применяемой на боевых машинах БМП-2, БМД-2/3, а также вертолетах Ми-28 и Ка-50. Стремясь упростить и удешевить производство, конструкторы КБП сумели, сохранив практически те же технические характеристики и баллистику нового орудия, уменьшить количество его деталей на 30%. Конструкция новой башни позволяет вести стрельбу на углах возвышения до 70° для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами на дальностях до 4000 м. Бронебойно-трассирующий снаряд (патрон ЗУБР 6) на дальности 1000 м пробивает бортовую броню германского танка Leopard 1A4. Очередь из восьми выстрелов проламывает лобовую 120-мм броню. Эти неутешительные для бундесвера данные были получены при отстреле реальных "Леопардов" на одном из советских полигонов.

В итоге по сравнению с БТР-80 боевая эффективность БТР-90 повысилась в 1,5-2 раза, причем размещение оружия за пределами обитаемого отсека уменьшило загазованность последнего во время стрельбы. Ночной прицел ТПН-3-42 "Кристалл" (тоже новинка на БТР, поскольку прицел танковый) позволяет вести стрельбу на дальности до 900 м.

Бронирование семейства БТР-80 (лоб - 12 мм, борт - 8) также престало соответствовать современным требованиям. Прорабатывались и частично реализовывались различные варианты усиления его защиты: дополнительные броневые листы, противокумулятивные решетки и даже динамическая защита. Но все эти меры снижали ходовые характеристики машины. Поэтому в начале 80-х гг. родилась тема "Росток" - концепция новой машины, в которой граница между терминами "бронетранспортер" и "боевая машина пехоты" почти стерлась. Необходимость нового БТР подтвердилась, когда стало ясно, что более мощное оружие, чем автоматическая пушка, разместить на старом не удастся из-за ограничений по массе нагрузки и внутреннему объему.

Заложенный конструкторами новой машины большой резерв по внутреннему объему и грузоподъемности позволил размещать на ней более тяжелые комплексы вооружения (как, например, боевое отделение БМД-ЗУ "Бахча-У", 125-мм противотанковую пушку "Спрут-К", 120-мм самоходное артиллерийское орудие "Вена", зенитный ракетно-пушечный комплекс "Роман", противотанковый комплекс "Корнет" и т.д.) и одновременно усилить защиту до уровня современных БМП - от снарядов малокалиберной артиллерии и осколков крупнокалиберных снарядов. Возможна установка дополнительного бронирования, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты, которые практически на 100% обеспечат защиту БТР от противотанковых гранатометов и управляемых ракет противника.

В качестве носителя основного вооружения взят модернизированный боевой модуль от БМП-2 с 30-мм скорострельной автоматической пушкой 2А42 и боекомплектом в 500 выстрелов. Автоматический гранатомет АГ-17 "Пламя" в броневом кожухе слева на башне, с солидным боекомплектом в 400 выстрелов ВОГ-17/17П ("прыгающих") дополняет возможности БТР по борьбе живой силой.

Если добавить сюда спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и два пулемета ПКМ в десантном отделении, имеющие секторы обстрела по бортам, то в сумме получается "море огня". Боевые возможности машины расширяет стабилизатор пушки и пулемета, позволяющий вести прицельный огонь на скорости до 25-30 км/ч.

Для борьбы с бронироваными целями в боевом отделении БТР имеются четыре ПТУР 9М113М "Конкурс", давно снискавшие славу у нас и за рубежом за свою надежность и высокую эффективность. Для их запуска служит установка 9П135 на крыше башни, но можно использовать противотанковый комплекс и с грунта, с помощью переносной пусковой установки с тем же индексом, закрепленной сверху десантного отделения.

Прицельный комплекс командира и наводчика обеспечивает ведение огня днем и ночью. Для подсветки целей ночью вместо лампового инфракрасного прожектора используется квантовый прибор подсветки, значительно снижающий вероятность обнаружения тепловизионными средствами противника. А на последнем пред-серийном образце у командира установлен усовершенствованный комбинированный прибор наблюдения ТКН-АМ с собственной квантовой системой подсветки, дополнительно служащей и лазерным дальномером, определяющим расстояния от 30 до 3000 м.

Несмотря на приличный для своего класса вес (20,8 т), БТР-90 обладает удельной мощностью 24,3л.с./т, что при наличии гидромеханической трансмиссии, многотопливного дизельного двигателя с турбонаддувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробки передач, независимой подвески всех колес с полным приводом, делает его очень подвижным и маневренным на поле боя. По сравнению с БТР-80 вдвое уменьшился радиус поворота - опять-таки за счет реверсивной трансмиссии, обеспечивающей одинаковые скорости вперед и назад; кроме того, стали возможны повороты на месте, "по-танковому", что очень актуально при ведении боевых действий в городе.

Максимальная скорость БТР-90 - 100 км/ч. Как показали многочисленные испытания в самых различных условиях, он с успехом конкурирует по средней скорости на пересеченной местности с самым "шустрым" нашим танком Т-80У, прозванным за рубежом "летающим".

В отличие от прежних образцов, где механик-водитель управлял машиной только изнутри, видя местность через приборы наблюдения (боевое положение) или открытые бронешторки (походное положение), БТР-90 в походном положении можно вести, высунув голову наружу - за счет регулировки высоты сидения; естественно, это значительно увеличило обзор при маневрировании. Причем в непогоду предусмотрен специальный защитный брезентовый колпак, у которого стекло имеет электрообогрев и пневмоочистку.

Шины БТР обеспечивают нормальное передвижение при получении до 50 пулевых пробоин, а в аварийном режиме возможно движение на полностью спущенных шинах.

Впечатляет запас хода на одной заправке по дорогам с твердым покрытием: не менее 800 км.

Отличными оказались и водоходные качества машины. Скорость на воде, за счет двух водометных движителей, составляет 9-10 км/ч. Как показали морские испытания, волнение в 3 балла для БТР-90 не является препятствием. Кстати, в ходе этих испытаний с одной машиной произошел невероятный, совершенно неправдоподобный случай: она утонула - но как! По рассказу испытателей, принявших купание вместе с БТР в прохладной морской воде, он шел по берегу, как вдруг словно рука самого Нептуна задержала его на месте, а потом и вовсе стала постепенно затягивать в пучину... Оказалось, что колеса машины запутались в расстеленные рыбацкие сети, которые, наматываясь на колеса, и утянули его на дно. Чтобы достать со дна моря 21 -тонную перевернутую машину, пришлось, мягко говоря, приложить немало усилий. Конечно, подобные "погружения" дорого обходятся сухопутным машинам. Соленая вода находит место во всех механизмах и системах, нанося им серьезный урон.

Пострадали, разумеется, и "электронные мозги" - бортовая информационная система. Часть ее пришлось заменить. И тем не менее, уже через две недели БТР-90 с тем же бортовым номером ровно урчал на бетонной трассе, оставляя за собой сотни пройденных километров.

Большое внимание уделили создатели машины удобству членов экипажа и десанта. Так, в предыдущих образцах практически отсутствовало внутреннее разделение на боевое, десантное и отделение управления, что создавало предпосылки для заброневого поражения осколками всего экипажа. В новой машине, за счет применения боевого модуля от БМП-2, такое разграничение уже налицо. При этом общий внутренний забронированный объем значительно увеличен. Мощная система обогрева вполне достаточна даже при - 50°С за бортом. Наконец, БТР-90 может оснащаться и кондиционером, способным в любой зной обеспечить внутри машины нормальную температуру. В итоге условия для экипажа и десанта станут гораздо более комфортабельными, а значит - уменьшится утомляемость бойцов, что является далеко не последним фактором боеспособности.

В настоящее время новая российская машина, как первая в своем классе, практически не имеет достойных конкурентов. Если БТР-90 по сути уже завершает войсковые испытания, то его зарубежные аналоги только-только выходят из стадии полнонатурных макетов. Наиболее продвинутыми в этом отношении можно считать швейцарскую машину (8х8) "Пиранья-4" и объединенный германо-британско-французский проект GTK/MRAV/VBCI. Однако они, при значительно большем весе - 24 и 32 т соответственно, - обладают гораздо меньшей защищенностью. Так, швейцарская машина без дополнительного бронирования способна противостоять в лобовой проекции только пулям калибра 14,5 мм, тогда как российский образец способен выдержать 23-мм снаряды с расстояния 500 м. Конкуренты БТР-90 не плавают, имеют большие показатели давления на грунт (140 и 180 кРа соответственно против 90-110), в подвижности и запасе хода уступают в среднем в 1,5 раза, а по огневой мощи - в 1,2 раза (при установке боевого модуля "Бахча-У" - в 2,8 раза).

Тем не менее, и у нашей машины, при всех ее прекрасных данных, есть еще проблемы, над которыми работают конструкторы. Но ничто новое - и притом лучшее! - легко не дается. Как тут не вспомнить историю создания БМП-3. Сейчас она успешно конкурирует на международном рынке со своими зарубежными прототипами, превосходя их по многим параметрам - а ведь сначала, воплотившись из чертежей в металл, она "не хотела" ни стрелять, ни двигаться, и лишь благодаря кропотливому труду многих сотен людей, ее создавших, стала именно боевой машиной.

Думается, и у БТР-90 впереди такая же славная и долгая жизнь.

Главная страница В начало