БТР-90: умри всё живое
Андрей АКСЕНОВ
чертежи А.Кощавцева
(М-ХОББИ №1(6) за 1996 год)
У людей, постоянно просматривающих новости по ТВ, наверное уже сложилось впечатление от того, что называется заграничным словом "презентация": как правило, видеоряд состоит из типов в печально знаменитых пиджаках и десятка примелькавшихся артистов вокруг столов с отечественной икрой и заграничными напитками. Так отмечают вхождение в жизнь разнообразные фонды, банки, клубы и т.п. Представление новой техники как-то не получило подобного размаха. Презентация же новейших образцов военной техники вообще пока не освоена, между тем как в той же Америке появление очередного "чудо-оружия" сопровождается шумной рекламной компанией. Показы новинок, конечно, всегда существовали и у нас, но проводились они в обстановке такой секретности, что о самолете или танке становилось известно лет через десять после принятия на вооружение. Участие в разнообразных выставках постепенно прививает вкус к рекламе и у наших предприятий ВПК (не путать с нашим почтовым каталогом!). С другой стороны, многолетнее воспитание "режимом" дает себя знать и даже вполне безобидные вопросы о новой технике "на всякий случай" остаются без ответа. Так получилось и с БТР-90.
Мы приехали на Нижегородскую выставку "Вооружение, военная техника, конверсия '94" не к открытию, а на второй день и, бегло осмотрев экспонаты на открытой площадке, отправились в павильон, где размещались представительства различных фирм и заводов. Примерно в полдень пронесся слух:
- На площадке появился новый БТР!
- Это БТР-80А что-ли? Видели уже...
- Да нет! СОВСЕМ НОВЫЙ!!! Перед высыпавшей из павильона толпой участников выставки, журналистов, шпионов и просто любителей-милитаристов действительно красовалась совершенно новая машина, лишь напоминавшая БТР-80, но который как бы "вырос и возмужал". Походив некоторое время с отвисшими челюстями, народ начал приставать к окружавшим БТР представителям КБ Нижегородского автозавода с разнообразными вопросами, на которые заводчане лишь "мудро, по-ленински" улыбались и разводили руками. Кстати, делали они это довольно активно: Слава Зенкин, попытавшийся ознакомиться с интерьером через открытый десантный люк, едва не получил по физиономии. Постепенно, правда, бдительность сопровождавших уменьшилась до реалистического уровня и удалось узнать следующие вещи: во-первых, название БТР-90 весьма условно, так как прототип существует в единственном экземпляре, на вооружение, естественно, еще не принят и имеет пока заводское обозначение ГАЗ-5923, а во-вторых его "презентация" приурочена к посещению выставки министром обороны П.С.Грачевым, каковое и состоялось парой часов позже.
Появление новой машины - не прихоть "монстра-ВПК". Для современной небольшой, но мощной армии, о которой в последнее время только и разговоров, нужна новая мощная техника, а у нас куда ни глянь - то каски железные, а не кевларовые, более легкие и прочные, то БТР-70 с бензиновыми двигателями в Чечне воюют или того пуще, радиостанции на БТР-60, которым место в музее, а не в бою. БТР-80, появившийся уже более десяти лет назад, конечно хорошая машина, но и у нее возможности для модернизации не беспредельны. К примеру, при создании унифицированного шасси УНШ, объем корпуса пришлось значительно увеличить для возможности размещения систем спутниковой связи, РЛС, командных пунктов или размещения носилок с ранеными в бронированных медицинских машинах БММ-1/-2/-3. Естественно, вес корпуса увеличился, да и различное оборудование не из воздуха делается, а из двигателя уже все было "выжато". Настало время совершить следующий шаг - так и появилось новое шасси.
Как и у предыдущих БТР Горьковского автозавода все 8 колес выполнены ведущими, с торсионной подвеской на поперечных А-образных рычагах. Две первых пары - поворотные, подвеска 1-й и 4-й оси имеют по два гидроамортизатора (2-й и 3-й по одному) для смягчения ударов при езде. Увеличение веса заставило применить шины увеличенного размера 14.00-20, использовавшиеся на грузовиках Уральского автозавода. При изготовлении модели, кстати, они могут
стать камнем преткновения, так как взять их неоткуда и характерный протектор-елочку придется делать самим. Зато с корпусом не будет проблем, если внимательно изучить чертежи, он сварен из плоских листов. Передняя часть даже проще, чем у предыдущих бэтээров, на ней нет характерного излома с двумя окнами, правда в нишах колес можно заблудиться. Люк механика-водителя сдвигается влево, вращаясь на оси. Для вождения в плохую погоду его проем может закрываться защитным колпаком с тремя стеклами. За местами механика-водителя и старшего стрелка установлена башня с основным вооружением: 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и ПТРК. Для тех, кто захочет сделать модель быстро, башню можно взять от БМП-2 (Dragon/Italeri), так же как и разнообразные мелочи типа фар, антенных вводов и т. п., надо только учесть, что для прототипа использовали "чего не жалко" - башню самых ранних выпусков, без листов надбоя, с которыми ее сделал Dragon. К сожалению, Dragon вообще наделал кучу ошибок, лишь одна из которых преодолевается радикально: контейнер ПТУР надо выкинуть и выточить новый, остальное потребует "хирургических операций" (см. чертеж). За башней, в десантном отделении может находиться 6 полностью экипированных солдат. Для ведения огня в бортах предусмотрено по три бойницы, передняя пара которых отклонена примерно на 45° для стрельбы вперед, а их конструкция позволяет вести огонь не только из автоматов, но и из пулеметов РПК. Вторая пара бойниц находится на верхних половинах двухстворчатых люков в бортах. Их нижние половины в откинутом положении образуют "мостики" между колесами и повышают безопасность спешивания десанта прямо на ходу. Размер люков, по сравнению с БТР-80, увеличился. Еще два люка есть на крыше, там же находится 4 перископа - по два на сторону.
В корме установлен дизель, над ним радиатор, закрытый специальными крышками, предохраняющими от попадания внутрь напалма и повреждения осколками, а слева и справа - два водометных движителя. Заборные отверстия водометов расположены на днище и прикрыты решетками. Воздухозаборник двигателя и его системы охлаждения расположены на верхнем листе у кормы. Он также может полностью закрываться заслонками. На кормовом листе находятся две заправочные горловины баков, задние фонари и выходные каналы водометов. На бортах корпуса за задней осью находятся отверстия водометов для движения задним ходом.
В Нижнем Новгороде на съемку машины было затрачено 7 черно-белых и цветных пленок. Как это мало, выяснилось, когда Саша Кощавцев начал делать чертежи. Из-за башни пришлось съездить и в Кубинку и в Музей Вооруженных Сил в Москве. Чертежи башни, мы надеемся, пригодятся еще для чертежей собственно БМП-2.
Что же касается БТР-90, то его внешний вид может сильно измениться. Во-первых, башня с комплексом вооружения будет заменена или на специально разработанную, или, к примеру, взятую с БМП-3, благо размеры и грузоподъемность шасси позволяют. Не исключено, что может появиться колесный танк! Изменения могут коснуться и корпуса: хотя его нынешний вариант защищает от крупнокалиберных пуль и осколков, после изучения опыта боев в Чечне конструкторам могут быть предъявлены новые требования по защите машины от ручных гранатометов, а какой вариант противодействия будет избран:
экраны, динамическая защита или что-то еще, покажет время и... новые выставки. Да здравствуют презентации!
А. Кощавцев объявляет благодарность с занесением В.Зенкину и В.Друшлякову за помощь по выпуску в серийное производство чертежей БТР-90.