Основной танк «Арджюн»
Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.
(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 81-82)
Военная промышленность Индии берет свое начало со времен 2-й мировой войны, когда в стране, бывшей в колониальной зависимости от Великобритании, при активном участии последней, были построены заводы по сборке самолетов, танков, автомобилей, по производству артиллерийских орудий, стрелкового оружия и боеприпасов. После провозглашения в 1947 году независимости в военно-промышленном комплексе государство заняло монопольное положение.
Свой танковый парк Индия первоначально комплектовала за счет закупки танков за рубежом, в первую очередь в Великобритании, позже - в Советском Союзе. В 1961 году было заключено соглашение между английской компанией «Виккерс» и правительством Индии о строительстве танкового завода близ города Мадрас и разработке основного танка для индийской армии. Завод «Авади» (Аvadi) вступил в строй в 1965 году и обеспечил серийное производство танков «Виджаянта» (Vijayanta). К концу 80-х годов в войска было поставлено около 2200 этих танков. Значительное место в танковом парке занимают машины советского производства. Прежде всего, это около 800 танков Т-54/Т-55. Для обеспечения их эксплуатации и ремонта в г. Кирки (Kirkee) построен танкоремонтный завод. В середине 80-х годов в связи с некоторой задержкой в разработке и организации производства нового национального основного танка «Арджюн» военным руководством Индии было принято решение пополнить танковый парк небольшим количеством советских танков серии Т-72. Было закуплено около 200 машин, а затем приобретена лицензия на производство этих танков. В конце 1987 — начале 1988 года заводом «Авади» были выпущены и распределены в войска первые танки Т-72М1. Большинство сборочных единиц поставлялось из Советского Союза, но в дальнейшем планировалось освоить их производство в полном объеме. В 1990 году количество танков серии Т-72 в индийской армии составило около 750 единиц.
Основной танк «Арджюн»
Работа над техническим проектом танка началась в 1974 году и продолжалась в течение десяти лет. При этом учитывался опыт танкостроения ведущих зарубежных стран, но все основные элементы танка, включая броневой корпус и башню, 120-мм нарезную пушку, боеприпасы, приборы системы управления огнем и ночного видения, двигатель и трансмиссию, были спроектированы в Индии.
В период с 1985 года по 1989 год опытные образцы, которым был присвоен индекс Мk1, прошли войсковые и полигонные испытания, и с 1990 года началось серийное производство первой партии из двадцати четырех танков. Всего планируется к 2000 году изготовить 1500 танков для замены устаревшего танка «Виджаянта».
Танк имеет классическую схему компоновки. Механик-водитель размещен в центре отделения управления, командир танка и наводчик — в башне справа от пушки, а заряжающий — слева от нее. По внешнему виду машина напоминает западногерманский танк «Леопард-2».
Основным вооружением является 120-мм нарезная пушка с эжекционной продувкой ствола и теплозащитным кожухом. В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, бронебойно-фугасными, осколочно-фугасными снарядами. Индийскими конструкторами разработан бронебойный подкалиберный снаряд с повышенными характеристиками бронепробиваемости. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, другой пулемет установлен на крыше башни у заряжающего для ведения стрельбы по воздушным целям. Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, двухплоскостной стабилизатор, электронный баллистический вычислитель и тепловизионный прицел.
Броневая защита носовой части сварного корпуса — комбинированная, с большим углом наклона верхнего лобового листа. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами, передняя часть которых изготовлена из броневого материала. Лобовые листы сварной башни расположены вертикально и представляют собой комбинированную преграду.
Со стороны каждого борта на башне жестко крепится блок дымовых гранатометов. Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и быстродействующим противопожарным оборудованием.
Первоначально планировалась установка в танк газотурбинного двигателя мощностью 1100 квт (1500 л. с.), но впоследствии это решение было изменено в пользу 12-цилиндрового дизеля воздушного охлаждения такой же мощности. Мощность созданных образцов двигателя находится в пределах от 1200 до 1500л. с. В связи с необходимостью доработки конструкции двигателя на первой серийной партии танков установлены закупленные в ФРГ двигатели фирмы МТU мощностью 1100л. с. и автоматические трансмиссии серии ZF. Одновременно рассматривается возможность производства по лицензии газотурбинного двигателя танка М1А1 или дизельных двигателей, применяемых на танках «Челленджер» и «Леопард-2».
В ходовой части используется нерегулируемая гидропневматическая подвеска, двухскатные опорные катки с наружной амортизацией и обрезиненные гусеницы с РМШ и съемными резиновыми подушками.
Боевая и техническая характеристики танка «Арджюн» Мk1
Боевая масса ............................. 52 т Экипаж ................................... 4 чел. Пушка .................................... 120-мм нарезная Дальномер ................................ лазерный Стабилизатор ............................. двухплоскостной Баллистический вычислитель ............... электронный Заряжание ................................ вручную Пулеметы ................................. два 7,62-мм Броневая защита .......................... комбинированная Максимальная скорость .................... 70 км/ч Двигатель ................................ дизельный Мощность двигателя ....................... 809 кВт (1100 л.с.) Трансмиссия .............................. гидромеханическая Подвеска ................................. гидропневматическая Гусеница ................................. с РМШ, обрезиненная