Танк TAM
Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.
(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 236-239)
До середины 1970-х годов танковый парк Аргентины состоял в основном из устаревших средних американских танков периода Второй мировой войны М4 «Шерман», а также легких танков М41 (США), АМХ-13 (Франция) и истребителей танков SК-105 (Австрия). В 1974-1976 годах по заказу Аргентины западногерманская компания «Тиссен Хеншель» разработала танк ТАМ (Tanque Argentino Mediano) в соответствии с требованиями аргентинской армии, согласно которым масса танка не должна превышать 30 т, поскольку дороги и мосты Южной Америки не могут пропускать более тяжелые машины. В качестве базового шасси использовано шасси БМП «Мардер». С 1979 г. аргентинской фирмой ТАМSЕ на государственном заводе в г. Кордова начато серийное производство по лицензии ФРГ. По предварительной оценке потребность аргентинской армии в танках ТАМ и созданных на той же базе боевых машинах пехоты VСТR. составляла 512 единиц, однако вследствие финансовых ограничений было выпущено всего 350 машин.
Танк ТАМ
Особенностью танка ТАМ является переднее расположение МТО и ведущих колес, а системы охлаждения моторно-трансмиссионной установки в кормовой части корпуса. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, для изменения направления движения механик-водитель использует традиционное рулевое колесо. За его сиденьем в днище корпуса имеется аварийный люк, кроме того, еще один люк, через который может при нужде эвакуироваться экипаж, расположен в кормовом листе корпуса. Вследствие переднего размещения МТО башня смещена в сторону кормы. В ней командир танка и наводчик находятся справа, заряжающий слева от пушки. В нише башни уложено 20 выстрелов к пушке, еще 30 выстрелов размещено в корпусе. Обычно для загрузки боеприпасов и выброса стреляных гильз используется специальный лючок в левом борту башни. При необходимости боеприпасы могут быть быстро загружены через уже упоминавшийся кормовой люк.
Основным вооружением является 105-мм нарезная пушка. На первых образцах устанавливалась западногерманская пушка Rh 105-30, затем пушка аргентинской разработки, но в обоих случаях могут использоваться все стандартные 105-мм боеприпасы. Пушка имеет эжектор продувки ствола и теплозащитный кожух. Она стабилизирована в двух плоскостях. С пушкой спарен 7,62-мм бельгийский пулемет, по лицензии выпускаемый в Аргентине. Такой же пулемет установлен на крыше в качестве зенитного. К пулеметам имеется 6000 патронов. Для наблюдения и стрельбы командир танка использует нестабилизированный панорамный прицел ТRР-2А с увеличением от 6 до 20 крат, подобный прицелу командира танка «Леопард-1», оптический дальномер и 8 призменных приборов. Вместо панорамного прицела может устанавливаться инфракрасный прицел. У наводчика, место которого впереди и ниже места командира, установлен прицел TZF фирмы Zeiss 8-кратного увеличения.
Корпус и башня танка сварные из стальной катаной брони, обеспечивают защиту от снарядов малокалиберных (до 40 мм) автоматических пушек. Некоторое усиление защиты может быть достигнуто путем применения дополнительного бронирования, но вследствие малой грузоподъемности шасси такие возможности ограничены. Борта корпуса и верхние части гусениц закрыты резиновыми экранами. Для маскировки танка предназначены дымовые гранатометы фирмы «Вегманн» (два блока по 4 ствола каждый), установленные по бортам башни.
В моторно-трансмиссионном отделении размещены двигатель, трансмиссия и обслуживающие их системы. Наклонный броневой лист над МТО может подниматься для обеспечения доступа к агрегатам МТУ для их обслуживания. На опытных образцах использовался тот же дизель мощностью 441 кВт (600 л.с.), что и на западногерманской БМП «Мардер», но на серийных машинах он был форсирован до 529 кВт (720 л.с.). Двигатель собран в один блок с гидромеханической трансмиссией HSWL-204 фирмы «Ренк». Планетарная коробка передач обеспечивает по 4 передачи переднего и заднего хода. В приводе поворота трансмиссии используется гидрообъемная передача.
Ходовая часть танка содержит по 6 опорных и по 3 поддерживающих обрезиненных катков на борт, индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых, вторых, пятых и шестых узлах, передние ведущие и задние направляющие колеса, гусеницы фирмы «Диль» со съемными резиновыми подушками.
Танк без подготовки может преодолевать брод глубиной 1,4 м, а с подготовкой 2,25 м или при использовании воздухопитающей трубы — 4 м.
В зависимости от требований заказчика на танк может устанавливаться дополнительное бронирование, он может комплектоваться различными средствами внешней и внутренней связи. Стандартным оборудованием танка являются система защиты от ОМП, подогреватель для зимнего пуска двигателя, обогреватель обитаемого отделения, электрические водооткачивающие насосы и система ППО, включаемая вручную или автоматически.
На базе танка разработаны самоходная артиллерийская 155-мм система VСА 155, БРЭМ VCRT и РСЗО.
Танк TH-301
Компанией «Тиссен Хеншель» был разработан вариант танка, получившего название ТН-301 (первоначальное название ТАМ-4). Образец был собран в 1978 г. Внешне он мало отличается от танка ТАМ, но в систему управления огнем и в моторно-трансмиссионную установку внесено много изменений.
В дополнение к 8 призмам для кругового обзора на месте командира установлен прицел PERI - R12, заимствованный у танка «Леопард-1А4». Стабилизированная головка этого прицела обеспечивает возможность поворота в горизонтальной плоскости на 360 градусов, угол возвышения +60, а снижения -10 градусов. Прицел имеет 2-х и 8-кратное увеличения. Наводчик использует стабилизированный перископический прицел 8-кратного увеличения, скомплексированный с лазерным дальномером. Основное вооружение — 105-мм пушка Rh-105.30 имеет углы возвышения +18, а снижения -7 градусов, стабилизирована в двух плоскостях. В СУО используется электронный цифровой баллистический вычислитель. В ночное время командир и наводчик пользуются низкоуровневой телевизионной системой. Камера системы LLLTV установлена на маске пушки, изображение передается на мониторы, размещенные на рабочих местах наводчика и командира.
На танке установлен дизель МВ 833 Ка 500 мощностью 551 кВт (750 л.с.). Он связан с гидромеханической трансмиссией HSWL-204, имеющей гидродинамический замедлитель, повышающий эффективность торможения.
|
Боевая и техническая характеристики танка TAM
Боевая масса .............................. 30 т Экипаж .................................... 4 чел. Высота по крыше башни ..................... 2420 мм Пушка ..................................... 105-мм нарезная Боекомплект ............................... 50 выстрелов Типы боеприпасов .......................... БПС, БКС, БФС, ДС Дальномер ................................. оптический Стабилизатор .............................. электрогидравлический Заряжание ................................. вручную Дублированное управление огнем ............ от командира Пулеметы .................................. два 7,62-мм Броневая защита ........................... монолитная Дымовые гранатометы ....................... 2х4 шт. Максимальная скорость ..................... 75 км/ч Запас хода по шоссе ....................... 550 км Двигатель ................................. 6-цилиндровый многотопливный дизель Мощность двигателя ........................ 529 кВт (720 л.с.) Трансмиссия ............................... гидромеханическая Гусеница .................................. с РМШ и съемными подушками Подвеска .................................. торсионная Глубина преодолеваемой водной преграды .... 4 м (с подготовкой)