Бортовые противокумулятивные щитки
В. В. Чобиток
(Броне-сайт, 29.08.2022)
- Помощь при написании статьи оказали: Игорь Зиннатуллин (Ленинград), Александр Кощавцев (Москва), Андрей Тарасенко (Одесса)
Иллюстрации автора статьи.
См. интерактивную схему установки щитков
Для повышения противокумулятивной защиты танков объект 432 (в 1967 г. приняты на вооружение под войсковым индексом Т-64) в 1965 году были разработаны и внедрены в серийное производство откидные бортовые щитки-экраны. До этого подобные щитки испытывались только на опытных образцах боевых машин.
Попробуем проследить историю изменения конструкции и применения этих щитков на советских серийных танках.
На Т-64 бортовые щитки устанавливались в соответствии со сборочным монтажным чертежом, имеющим обозначение (номер) 432.06.001сб. Спецификация на комплект бортовых щитков обозначалась 432.06сп.
В номере чертежа: «432» — индекс изделия; «06» — группа «бортовые щитки»; «001сб» — номер сборочного чертежа в группе.
В комплект входили шесть откидных бортовых щитков, по три на борт, и по два неподвижных щитка, прикрывавших носовую часть бортов. Последние назывались «щиток передний [правый|левый]» и «щиток задний [правый|левый]».
Обозначения (номера) противокумулятивных щитков, входивших в комплектацию объекта 432, приводятся в таблице.
Наименование* | Правый | Левый | ||
---|---|---|---|---|
Обозначение | Кол-во | Обозначение | Кол-во | |
Щиток бортовой | 432.06.002сб | 3 | 432.06.003сб | 3 |
Щиток передний | 432.06.004сб | 1 | 432.06.005сб | 1 |
Щиток задний | 432.06.006сб | 1 | 432.06.007сб | 1 |
Примечание: * с соответствующим добавлением к наименованию «правый» или «левый».
Щитки бортов выполнены зеркально и в остальном идентичны, поэтому в дальнейшем для упрощения изложения повествование будет идти применительно к одному левому борту, а определения «правый» и «левый» будут использоваться только при необходимости указать на соответствующие отличия в конструкции и номерах деталей и сборочных единиц.
Установка бортовых щитков предусматривалась в преддверии участия в боевых действиях. В условиях повседневной эксплуатации они снимались и находились на хранении. Поэтому на большинстве фотоснимков танков периода 1960–70 гг. бортовые щитки отсутствуют.
Устройство и работа щитков
Бортовые щитки прикручиваются к надгусеничным полкам через пылевые щитки. Для этого под кронштейны бортовых щитков в пылевых щитках предусмотрены выштамповки с двумя отверстиями. Чтобы промежуток борта от носа до первого бортового щитка не остался без экранирования, к переднему откидному щитку прикручивается щиток передний, а к первому пылевому щитку — щиток задний.
Основные детали передних и задних щитков — листы из алюминиевого сплава толщиной 4 мм и приклёпанные к ним резиновые пластины толщиной 8 мм.
В состав бортового щитка входят такие основные сборочные единицы и детали: экран (правый 432.06.008сб или левый 432.06.009сб); кронштейн 432.06.010сб; стяжка 432.06.011сб; рычаг 432.06.012сб; шайба (правая 432.06.068 или левая 432.06.069); две опоры 432.06.070; торсион 432.06.071; пружина 432.06.072; оси 432.06.073-1 и 432.06.074-1, а также крепежные детали и материалы.
За исключением зеркально выполненных шайб все остальные детали бортовых щитков идентичны. Экраны также из одинаковых деталей, но собраны зеркально, поэтому левые и правые экраны не взаимозаменяемы. Кстати, именно поэтому на левых экранах ребра жесткости алюминиевых листов 432.06.051 направлены внутрь (в сторону машины), а правых — наружу.
Экраны выполнены из листов алюминиевого сплава толщиной 4 мм (лист АМг6БМ-4 ГОСТ 12592-67) с резиновыми пластинами в верхней части.
Экран через приваренные к нему втулки надевается на рычаг щитка и может проворачиваться на нём. Для упругой связи экрана с рычагом используется торсион. С одной стороны рычаг торсиона крепится на пластине экрана опорами, с другой — хвостовик торсиона фиксируется в рычаге щитка цилиндрическим штифтом 8×36. Такое соединение позволяет исключить спадание экрана с рычага, а в случае удара нижней части экрана в препятствие, он, закручивая торсион, проворачивается вокруг рычага и после под упругим воздействием торсиона возвращается в вертикальное положение.
Рычаг соединен с осью, которая вставляется в стакан кронштейна. Между осью и внутренней полостью стакана кронштейна располагается цилиндрическая пружина, в верхней части через хвостовик неподвижно соединенная с кронштейном, а в нижней — с шайбой, вращающейся вместе с осью. За счет поджатия пружины шайбой снизу, вилка рычага прижимается к верхней торцевой поверхности стакана.
В свободном состоянии пружина удерживает бортовой щиток в рабочем (боевом) положении, угол между вертикальной продольной плоскостью танка и осью рычага при этом составляет не менее 75°. Пружина на оси бортового щитка в дополнение к торсиону служит для демпфирования ударов о высокие препятствия. Щиток, закручивая пружину при этом, целиком поворачивается в сторону корпуса.
Для приведения в положение по-походному щитки вручную поворачиваются к полке и крючком на стяжке цепляются за специальные отверстия на полках.
Некоторые детали и сборочные единицы
Дальнейшее развитие
На предсерийные Т-64А (объект 434) устанавливали тот же комплект бортовых щитков, что и на Т-64. В октябре 1968 г. была разработана конструкторская документация на новый комплект бортовых щитков для танков Т-64А, монтажный сборочный чертеж имел обозначение 434.06.001сб. Имевшиеся ранее сборочные единицы остались без изменений, но были добавлены щитки бортовые передние, которые крепились к щиткам передним откидным. Этим комплектом бортовых щитков с 1969 года комплектовались серийные Т-64А.
Наименование* | Правый | Левый | ||
---|---|---|---|---|
Обозначение | Кол-во | Обозначение | Кол-во | |
Щиток бортовой передний | 434.06.002сб | 1 | 434.06.003сб | 1 |
Щиток бортовой | 432.06.002сб | 3 | 432.06.003сб | 3 |
Щиток передний | 432.06.004сб | 1 | 432.06.005сб | 1 |
Щиток задний | 432.06.006сб | 1 | 432.06.007сб | 1 |
Примечание: * с соответствующим добавлением к наименованию «правый» или «левый».
Здесь и далее в таблицах выделены шрифтом:
- полужирным — новые (добавленные) узлы и детали;
- курсивом — измененные или введенные взамен узлы и детали.
зачеркиванием— удаленные узлы и детали.
Такая комплектация основными сборочными единицами сохранилась до введения сплошных бортовых экранов, но продолжали вноситься конструктивные изменения в отдельные детали и сборочные единицы.
Рычажно-поворотный механизм передних бортовых щитков выполнен аналогично механизму бортовых щитков. Отличались форма экрана, размеры рычага и торсиона. Резиновая пластина крепилась в нижней части экрана и отсутствовала сверху. Из-за особенности крепления кронштейны для передних бортовых щитков отличались и не были взаимозаменяемы по левому и правому бортам. Для крепления передних бортовых щитков на передних откидных щитках были предусмотрены специальные площадки с четырьмя отверстиями каждая. Для придания необходимой жесткости площадкам с обратной стороны откидных щитков приваривались стальные прямоугольные накладки.
В состав бортового щитка переднего входят такие основные сборочные единицы и детали: экран передний* (правый 434.06.004сб или левый 434.06.005сб); кронштейн (правый 434.06.006сб или левый 434.06.007сб); стяжка 432.06.011сб; рычаг 434.06.008сб; шайба (правая 432.06.068 или левая 432.06.069); две опоры 434.06.018; торсион 434.06.015; пружина 432.06.072; оси 432.06.073-1 и 432.06.074-1, а также крепежные детали и материалы.
Примечание: * в соответствии с каталогами деталей Т-64А и Т-72 эти сборочные единицы именуются «щиток правый» и «щиток левый». Поскольку в обилии «щитков» легко запутаться, здесь и далее по аналогии с правым и левым экранами бортовых щитков, для передних бортовых щитков я буду именовать эти сборочные единицы «передними экранами».
В декабре 1971 г. толщина алюминиевых листов передних и задних щитков уменьшена с четырёх до трёх миллиметров. Для этих же щитков, чтобы исключить путаницу между левыми и правыми при монтаже, на наружной части алюминиевого листа введена маркировка полным номером щитка.
Благодаря моделированию конструкции бортовых щитков был выявлен интересный курьёз. На модели надгусеничной полки Т-64А стакан кронштейна первого бортового щитка (не переднего, а первого из трёх бортовых) на несколько миллиметров пересекался с алюминиевой деталью заднего щитка, на котором специально предусмотрен вырез для исключения такого пересечения. Анализ ситуации показал, что на ранних Т-64А эта проблема в самом деле имела место, хотя на Т-64 отсутствовала.
Откуда появилась эта проблема? На танках Т-64 (объект 432) отверстия для прикручивания кронштейнов щитков были выполнены на уровне надгусеничных полок, поэтому напротив отверстий в полках предусматривались прямоугольные вырезы, в которые вставлялись гайки для прикручивания кронштейнов. Для предсерийных объектов 434 предусматривалось аналогичное исполнение. На серийном объекте 434 конструкция полок была изменена, отверстия для крепления кронштейнов стали сверлить несколько ниже, так, чтобы шляпка болта была под надгусеничной полкой. Влияние этого изменения конструкции полок на взаимное расположение щитков вероятно не проверили (скорее всего — забыли известить об изменении отвечающий за щитки отдел). Вследствие этого первые кронштейны бортовых щитков упирались своими стаканами в задние щитки. В войсках проблему решали по-разному: кто-то отгибал угол заднего щитка в сторону борта; кто-то правые и левые задние щитки менял местами, прикручивая их бонками наружу; на машине из экспозиции музея в Кубинке проблему решили, прикрутив эти щитки задом-наперед — вырезом под стакан в сторону кормы машины. Позднее это недоразумение было устранено уменьшением высоты стакана кронштейнов.
Фотообзор щитков 434.06.001сб на Т-64А обр. 1969 г. в Кубинке
- Автор фотообзора Игорь Зиннатуллин, © 2021, 2022
Обратите внимание: левый и правый передние щитки перепутаны местами, а задние щитки прикручены задом-наперёд. Это связано с утыканием кронштейна первого бортового щитка в задний щиток на Т-64А.
Не позднее января 1972 г. в бортовые щитки были внесены изменения, заметно отразившиеся на их внешнем облике.
Наименование* | Правый | Левый | ||
---|---|---|---|---|
Обозначение | Кол-во | Обозначение | Кол-во | |
Щиток бортовой передний | 434.06.002сб | 1 | 434.06.003сб | 1 |
Щиток бортовой | 434.06.009сб | 3 | 434.06.010сб | 3 |
Щиток передний | 432.06.004сб | 1 | 432.06.005сб | 1 |
Щиток задний | 432.06.006сб | 1 | 432.06.007сб | 1 |
Примечание: * с соответствующим добавлением к наименованию «правый» или «левый».
Бортовые щитки заменены на новые (правый 434.06.009сб и левый 434.06.010сб). В новых бортовых щитках: уменьшена высота алюминиевых листов экранов с добавлением снизу резиновой пластины; увеличено расстояние между опорами торсиона, в связи с чем торсион заменён на новый с большим плечом рычага; вместо стяжек с тросиками введены стяжки с двумя звеньями в форме восьмёрок.
В состав нового бортового щитка входят такие основные сборочные единицы и детали: экран (правый 434.06.011сб или левый 434.06.012сб); кронштейн 432.06.010сб; стяжка 434.06.013сб; рычаг 432.06.012сб; шайба (правая 432.06.068 или левая 432.06.069); две опоры 432.06.070; торсион 434.06.027; пружина 432.06.072; оси 432.06.073-1 и 432.06.074-1, а также крепежные детали и материалы.
Последние заметные изменения прошли в 1974 г. (сведения о смене номера сборочного монтажного чертежа отсутствуют).
Не позднее 1974 г. на экранах передних бортовых щитков добавлены резиновые пластины сверху. Номера передних бортовых щитков при этом остались прежними, а для входящих в их состав передних экранов изменились: правый — 434.06.004сб-1 и левый — 434.06.005сб-1.
В 1974 г. на вилке рычагов бортовых щитков добавлен косой срез верхних углов.
Не позднее апреля 1974 г. высота верхней резиновой пластины бортовых щитков увеличена на 9 мм, соответственно, высота экранов с 655 мм увеличилась до 664 мм.
Предположительно в это же время были внесены изменения в кронштейны бортовых щитков (новый номер 434.06.060сб), благодаря которым их вес снизился с 3,18 до 2,5 кг, и в кронштейны передних бортовых щитков (новые номера: 434.06.006сб-1 — правый и 434.06.007сб-1 — левый). Нижний край стаканов кронштейнов, который выступал за наружную поверхности шайб, теперь стал с ней на одном уровне.
Комплект щитков 434.06.001сб-1 использовался на Т-64А, Т-64Б и Т-64, прошедших капитальный ремонт во второй половине 1970-х (Т-64Р, объект 432А), до 1979 года включительно. С введением в 1980 г. сплошных бортовых экранов от откидных бортовых щитков на танках типа Т-64 отказались. После этого машины, выпущенные до 1980 года, при капитальном ремонте получали сплошной экран, а на передних откидных щитках отверстия для крепления передних бортовых щитков заваривались. Поэтому в настоящее время экземпляры с бортовыми щитками встречаются крайне редко.
Использование бортовых щитков на других машинах
Танки типа Т-72
По наследству от Т-64А на танках Т-72 вначале использовался комплект 434.06.001сб (1968 г.) без щитков передних и задних. Учитывая изменившуюся конструкцию надгусеничных полок, бортовые щитки крепились через дополнительные промежуточные кронштейны 172.06.003.
Наименование | Правый | Левый | ||
---|---|---|---|---|
Обозначение | Кол-во | Обозначение | Кол-во | |
Щиток бортовой передний* | 434.06.002сб | 1 | 434.06.003сб | 1 |
Щиток бортовой* | 432.06.002сб | 3 | 432.06.003сб | 3 |
Кронштейн | 172.06.003 | 3 | 172.06.003 | 3 |
— | — | |||
— | — |
Примечание: * с соответствующим добавлением «правый» или «левый».
Все изменения, вносившиеся в бортовые щитки Т-64А, также отражались и на щитках Т-72.
По состоянию на 1.01.1977 бортовые щитки танков типа Т-72 комплектовались как указано в таблице ниже.
Наименование | Правый | Левый | ||
---|---|---|---|---|
Обозначение | Кол-во | Обозначение | Кол-во | |
Щиток бортовой передний* | 434.06.002сб | 1 | 434.06.003сб | 1 |
Щиток бортовой* | 434.06.009сб | 3 | 434.06.010сб | 3 |
Кронштейн | 172.06.003 | 3 | 172.06.003 | 3 |
Примечание: * с соответствующим добавлением «правый» или «левый».
Примеры танков типа Т-72 с бортовыми щитками
В отличие от Т-64 для танков типа Т-72 при введении сплошных бортовых экранов возможность дополнительной к ним установки бортовых щитков была сохранена, даже на машинах с динамической защитой — Т-72Б и Т-72АВ. Для этого на кронштейнах экранов предусмотрены площадки с отверстиями для крепления бортовых щитков и монтажные площадки на передних откидных щитках. На последних — до введения варианта с резиновой юбкой. Возможность оставалась, но сами машины бортовыми щитками не комплектовались и в эксплуатационной документации на танки выпуска после 1980 года бортовые щитки не упоминаются.
Танки Т-55АМ и Т-62М
Поскольку на танках типа Т-55 и Т-62 бортовые противокумулятивные и бортовые пылевые щитки отсутствовали, то достаточно забавно выглядит тот факт, что с введением сплошных бортовых экранов на Т-55АМ и Т-62М также была предусмотрена и установка откидных бортовых щитков — по три с каждого борта (434.06.009сб правые и 434.06.010сб левые). В соответствии с техническими описаниями Т-55АМ и Т-62М «в боевых условиях рекомендуется устанавливать дополнительно секционные съемные экраны».
Бортовые сплошные экраны для Т-55АМ позднего выпуска установку бортовых щитков не предусматривали.
Источники информации
- Техническое описание танка Т-64. — М. : Воениздат МО СССР, 1969. — 624 с.
- Танк Т-64А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. 1. [по ЧТД по сост. на 1.01.1973]. — М. : МОП СССР, ЦНИИ Информации, 1973. — 332 с.
- Танк Т-64А. Каталог деталей и сборочных единиц. — М. : Воениздат, 1974. — 511 с.
- Объект 434. Руководство по войсковому ремонту. Ч. II. Технические требования на дефектацию и ремонт основных деталей и сборочных единиц. — М. : Воениздат, 1983. — 232 с.
- ЧКД на объект 434 [Фрагменты]. — ХКБМ.
- Танк Т-72. Каталог деталей и сборочных единиц. — М. : Воениздат, 1980. — 570 с.
- Танк Т-55АМ. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-55. — М. : Воениздат, 1987. — 160 с.
- Танк Т-62М. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-62. — М. : Воениздат, 1987. — 167 с.