Поддерживающие ролики ходовой части Т-64
В. Чобиток
(Броне-сайт, 15.03.2016)
В статье показана эволюция конструкции поддерживающих роликов ходовой части танков Т-64
Т-64 — первый послевоенный советский средний танк, на котором была применена ходовая часть с поддерживающими роликами.
Ходовая часть с катками большого диаметра стоявших на вооружении средних танков вела свою родословную от танков БТ с ходовой частью конструкции Кристи. Несмотря на ряд преимуществ такая ходовая часть имела и недостатки: высокий удельный вес, материалоёмкость, ограничения по компоновке и, один из наиболее существенных, — биения верхней свободно провисающей ветви гусеницы, что приводило к повреждениям надгусеничных полок и к значительным потерям мощности, особенно на высоких скоростях движения.
Введение поддерживающих роликов позволило исключить значительное провисание верхней ветви и увеличить предварительное натяжение гусеницы. Более оптимальный обвод гусеничной ленты привёл к уменьшению колебаний верхней ветви гусеницы и, как следствие, значительному уменьшению потерь в гусеничном движителе и увеличению средних скоростей движения машины.
Т-64 всех модификаций имеет восемь поддерживающих роликов, по четыре на каждый борт. Ролик одинарный (однобандажный) со стальным ободом и внутренней амортизацией. Все ролики расположены с внутренней стороны относительно гребней гусеничной ленты (осевая линия гусеницы смещена наружу относительно средней плоскости обода ролика на 46 мм). Диаметр ролика 225 мм, ширина обода — 62 мм.
Со временем конструкция поддерживающего ролика Т-64 претерпевала изменения. Общим для всех роликов являлось использование двух шариковых подшипников 213 ГОСТ 8338-57 (позднее ГОСТ 8338-75) и единой сборочной единицы стального обода с привулканизированным к внутренней поверхности обода резиновым амортизатором.
Рассмотрим происходившие в конструкции роликов изменения.
В техническом проекте объекта 432 1961 года поддерживающий ролик выполнен аналогично конструкции ролика опытного танка объект 430. Особенностью этого решения являлось размещение смазочного отверстия на кронштейне за роликом, а так же фиксация от осевого смещения ролика пружинным кольцом на оси кронштейна. Герметизация осуществлялась лабиринтным уплотнением и подпружиненной манжетой с одной наружной кромкой (в проекте — «сальник»). Подшипники смазывались универсальной смазкой УС-2 (солидол жировой Л) ГОСТ 1033-51, а через смазочное отверстие дозаправлялось 100-120 г смазки. Ролики такой конструкции использовались на первых опытных образцах объекта 432.
Недостатки данной конструкции:
- неудобный доступ к смазочному отверстию за роликом;
- ненадёжная фиксация ролика пружинным кольцом. При наружном размещении гребней траков относительно роликов направленных наружу осевых усилий быть не должно, тем не менее значительные динамические нагрузки и удары, которые испытывает ролик со стороны гусеничной ленты, могут привести к срыву пружинного кольца;
- значительные поперечные нагрузки на сжимающие ролик винты, что может привести к их изгибу.
На серийных объектах 432 использовался ролик, в котором: смазочное отверстие перенесено на крышку, что значительно упростило заправку полости ролика смазкой; вместо пружинного кольца введена специальная упорная гайка, через внутренние кольца подшипников надежно фиксирующая ролик от осевого смещения на кронштейне, от отворачивания гайка стопорится отгибной шайбой; введены втулки, защищающие винты от изгибающих моментов; изменена конструкция лабиринтного уплотнения, а вместо однокромочной манжеты введена двухкромочная самоподжимная со спиральными пружинами и внутренним размещением кромок. Для повышения износостойкости ободов их поверхностный слой подвергается закалке ТВЧ на глубину 3,5…6,0 мм.
Ролик 432 объекта заправлялся жидкой вязкой смазкой ЦИАТИМ-208 по кромку смазочного отверстия.
Недостатки поддерживающего ролика объекта 432 (Т-64):
- винты со шлицевой головкой и размещённые с обратной стороны ролика гайки со стопорением шплинтом значительно снижают удобство сборки (унаследовано от предыдущих конструкций);
- при испытаниях и в эксплуатации отмечались случаи заклинивания ролика вследствие замерзания воды и грязи, которые проникали в полость лабиринта. Чаще всего такие случаи отмечались в переходный период от осени к зиме.
На объектах 434 (Т-64А) выпуска до второй половины 1969 года использовались такие же ролики как на 432 объекте. В конце 1969 г. в серию внедрена конструкция у которой по сравнению с предыдущей были введены такие изменения: винты заменены на болты с шестигранной головкой (под ключ на 17) с фиксацией от отворачивания пружинными шайбами; защитные втулки и гайки заменены на втулки с внутренней резьбой под болт и частично срезанной круглой головкой, срез головки упирается в крышку уплотнения, что исключает проворачивание втулки при сборке; введено безлабиринтное трёхкромочное уплотнение — к двухкромочной манжете добавлена однокромочная.
При сборке полости между манжетами и уплотнительным кольцом, к поверхности которого прижимаются кромки, заполнялись консистентной смазкой ЯНЗ-2; через смазочное отверстие заправлялась полужидкая (вязкая жидкость) смазка ЦИАТИМ-208.
Эта конструкция значительно упростила сборку и исключила блокировку ролика от замершей воды в лабиринте. Однако, проведённые в 1969 году испытания показали, что трёхкромочное уплотнение имеет меньшую износостойкость в сравнении с лабиринтом и двухкромочным уплотнением. Также как и в предыдущей конструкции отмечались случаи протекания наружу жидкой смазки через уплотнения.
Решения, устраняющие указанные проблемы, внедрены с июля 1971 года. Было введено лабиринтное уплотнение новой конструкции. Полужидкая смазка ЦИАТИМ-208 заменена на консистентную ЦИАТИМ-201, а её заправка осуществляется путём запрессовки до выхода смазки через лабиринтное уплотнение. Манжеты заменены на две одинаковых однокромочных другой конструкции, обеспечивающей возможность запрессовки смазки. Поджим кромки манжеты ко втулке осуществляется пластинчатой пружиной. Пробка заправочного отверстия с квадратным 9×9 углублением под ключ заменена на пробку с наружной шестигранной головкой (ключ на 19).
Такое решение упростило обслуживание и ремонт, позволило повысить износостойкость и предотвратить попадание воды и грязи в лабиринтное уплотнение.
С августа 1980 г. с целью повышения надёжности ободьев роликов увеличена их толщина с 10 до 12,5 мм (внутренний диаметр обода изменён с 205 на 200 мм).
P.S. Кто дочитал, купите и распейте бутылочку шампанского. Лановой рекомендует брют Абрау-Дюрсо.
Иллюстрации
Поддерживающий ролик 434.53сб-1 с кронштейном танка Т-64А и отдельные детали. 3D реконструкция
Источники информации
- Средний танк объект 432. Расчетно-пояснительная записка к техническому проекту. — Харьков: З-д им. В. А. Малышева, 1961
- Техническое описание танка Т-64. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1969
- Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. 2. — М.: ЦНИИ Инф., 1974
- Объекты 434, 437А и 447А. Каталог деталей и сборочных единиц. Кн. 1 Сборочные единицы и детали. Ч. 2. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1989
- Изделие 434. Руководство по войсковому ремонту. Технологический процесс на замену и ремонт основных агрегатов и узлов. Ч. 1. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1975
- Информационный бюллетень об основных конструктивных изменениях, проведенных на изделии за 2-е полугодие 1980 г. 4-47А. — 1981. — 9 л.