armor.kiev.ua / Tanks / Modern / T64
 

История создания основного боевого танка Т-64

Максим Саенко

(Броне-сайт, декабрь 1999 г., июль 2002 г.)

Материал предоставлен: Максим Саенко

 

Использование данного материала в комерческих целях возможно только с разрешения автора.

Саенко Валерий Александрович за штурвалом БМП-2, пос. Гореничи, 2001 год
Саенко Валерий Александрович за штурвалом БМП-2, пос. Гореничи, 2001 год [Увеличить]
Светлой памяти моего отца, командира роты испытателей танков Саенко Валерия Александровича посвящается

ВВЕДЕНИЕ

В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания легендарной тридцатьчетверки, конструктивные решения которой оказали революционное влияние на всё мировое танкостроение 40-х и 50-х годов. Харьковские конструкторы создали новый шедевр танкостроения - танк Т-64, ставший родоначальником нового класса боевых машин, именуемых "Основными боевыми танками". Основной боевой танк Т-64 выпускался серийно с 1964 по 1987 год. За этот период было создано около трёх десятков модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское конструкторское бюро тяжёлого машиностроения (ХКБМ) имени А.А. Морозова и Харьковский завод тяжёлого машиностроения (ХЗТМ) имени Малышева продолжают работу по совершенствованию конструкции танка Т-64. Таким образом, основной боевой танк Т-64, разработанный вначале 60-х годов и в конце столетия остаётся грозной боевой машиной, способной эффективно противостоять всем основным боевым танкам мира, как второго, так и третьего послевоенного поколения. Модернизированные танки Т-64 и в XXI веке будут "верой и правдой" служить в танковых частях Украины, России, Белоруссии и в других странах бывшего СССР.

Об истории создания этой уникальной и неординарной боевой машины, ставшей базовым прототипом для всех серийных советских, а в последствии, российских и украинских основных боевых танков, создаваемых до настоящего времени, а также о ее конструктивных особенностях и пойдет речь в этом издании.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Одна из последних модификаций танка Т-64 - Т-64БМ2. Киев, 2001 г. Фото Саенко В.А.В начале 50-х годов стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть основного советского среднего танка Т-54 не обеспечивает оптимального сочетания огневой мощи, защищенности и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять перспективным средним и тяжёлым танкам НАТО. Компоновка корпуса танка, заимствованная от Т-44, хотя и обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от перспективных 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. Не стабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки новых бронебойно-подкалиберных и особенно кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая часть танка, ведущие своё развитие от танка БТ-1 (танк Кристи образца 1940 года), не обеспечивали дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты, не смотря на введение планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески и новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением. И хотя все возможности модернизации танков Т-54 ещё не были использованы, о чём свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, Т-55 и Т-62 до сих пор состоящие на вооружении многих стран мира, возникла необходимость проведения опытно-конструкторских работ по созданию перспективного среднего танка второго послевоенного поколения.

Первым этапом этих работ была разработка и принятие на вооружение новой, более мощной 100-мм нарезной танковой пушки Д-54Т, дульная энергия которой на 30% превышала Д-10Т. Новая пушка была установлена на опытном танке Т-54М (объект 139). Однако, отсутствие системы стабилизации, в отличие от Д-10ТГ танка Т-54А (объект 137Г), помешало принятию танка на вооружение. Модернизированный вариант пушки, получившей обозначение Д-54ТС, оснащённой 2-х плоскостным стабилизатором "Метель", в последствии устанавливался на всех опытных перспективных танках вплоть до объекта 167.

Следующим этапом работы над принципиально новым средним танком стала разработка объекта 140 в ОКБ-520 завода № 183. Танк имел бронекорпус новой, улучшенной формы, двигатель В-36 и механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле, и систему гидросервоуправления. Однако разногласия между инженерами ОКБ, дирекцией завода № 183 и представителями заказчика относительно основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка привели к переходу части конструкторов во главе с А.А. Морозом в КБ-60 при заводе № 75 в Харькове. В дальнейшем работы по 140-му объекту возглавил Л.Н. Карцев. В 1957 году был создан опытный образец, прошедший сравнительные испытания с харьковским 430-м объектом на НИИ БТ Полигоне в Кубинке. Испытания выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии. На вооружение танк не принимался. В дальнейшем элементы ходовой части были использованы на опытном объекте 167.

Разработка перспективного танка на заводе №75 началась в 1951 году, когда КБ-60 возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила А.А. Мороз. По его указанию был организован отдел нового проектирования, который возглавил заместитель главного конструктора Я.И. Боран. К 1953 году был разработан предэскизный проект перспективного среднего танка, вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС и превосходящего по основным параметрам серийный танк Т-54. Новый танк, объект 430, проектировался как принципиально новая машина, имеющая усиленную броневую защиту, новый многотопливный турбопоршневой двигатель 4ТД с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения специально сконструированный в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского, механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле, и системой гидросервоуправления. Впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПДМС. Одновременно в инициативном порядке был разработан усиленный вариант танка (объект 430У), имеющий 160-мм лобовую броню и вооруженного 122-мм танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования объекта 430У прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным дальномером, сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. Эскизные проекты новых танков были готовы в 1953 году.

В 1953 - 1955 годах проекты нового среднего танка дважды рассматривались в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и были одобрены, о чём свидетельствует Постановлении Совета Министров СССР от 6 мая 1955 года № 880-524 и Приказ Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года № 0096. Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР выдал тактико-технические требования 8 июня 1955 года

В КБ-60 было выдано задание на разработку технического проекта нового среднего танка. Сварной корпус танка изготавливался из катанных броневых листов. Носовая часть корпуса представляла собой многослойную броневую преграду с рациональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня танка сферической формы с узкой амбразурой для установки пушки имела дифференцированную трехслойную броневую защиту. Пушка Д-54ТС спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТ стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения "Метель" и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с базой 1200 мм и независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Боекомплект пушки - 50 унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного пулемёта - 3000 патронов. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную 14,5-мм пулемётом КПВТ. В отличие от первоначального проекта на танке был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД. Объект 430 имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с внутренней амортизацией и гусеничной лентой с последовательным открытым металлическим шарниром. Система подрессоривания танка - индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески. Танк оснащался системой коллективной защиты от ОМП и автоматической системой ППО.

В 1957 году были построены три опытных образца объекта 430, которые прошли заводские испытания и участвовали в сравнительных испытаниях со 140-м объектом в НИИ БТ Полигоне в Кубинке. В отличие от проекта, на опытных танках отсутствовала зенитно-пулемётная установка. Испытания 430-го прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд серьёзных дефектов в конструкции двигателя и обслуживающих его систем, бортовых коробок передач и системе гидросервоуправления. В заключении комиссии по испытаниям было отмечено, что конструкция танка была совершенно новой, и ТТТ НТК ГБТУ были полностью выполнены. Однако огневую мощь танка по сравнению с Т-54 значительно повысить не удалось. Да и главный конструктор КБ А.А. Морозов считал, что вводить 430-й в серийное производство нецелесообразно, так как, имея преимущество по ТТХ и совершенно новую конструкцию по всем системам, новый танк создаст в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению личного состава и снабжению запасными частями.

Наиболее важным фактором, ускорившим создание нового танка, стала информация ГРУ об использовании на английском танке "Центурион" модификации Мк IX и Мк X, серийное производство которых ожидалось в 1958-1960 годах, новой 105-мм пушки L7A1. В боекомплекте пушки имелись бронебойно-подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном с начальной скоростью 1475 м/с. В перспективе новая пушка должна была быть установлена и на ранее выпущенные танки модификаций Мк V и Мк VIII. К 1960 году ожидался запуск в серию нового американского среднего танка М60 со 105-мм пушкой М68, изготовляемой по английской лицензии в США. В 1957 году Франция совместно с ФРГ начала разработку "европейского" среднего танка по тактико-техническим требованиям для единого танка вооруженных сил Североатлантического блока. Первоначально предполагалось, что совместно будет разработан единый танк для армий Франции и ФРГ. При этом предполагалось, что во Франции и ФРГ, на конкурсной основе, будут разработаны танки с западногерманским двигателем, вооруженные французской 105-мм пушкой DEFA. В связи с этим ГБТУ требовало немедленно повысить огневую мощь средних танков за счёт установки новой гладкоствольной 115-мм пушки У-5ТС и усилить их броневую защиту.

Начиная с 1957 года в КБ завода № 183 велись работы над новым танком (объект 165), созданным на базе узлов и агрегатов танка Т-55, вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС с механизмом выброса стреляных гильз и усиленным до 240 мм бронированием башни. На одном из опытных образцов этого танка и была установлена 115-мм танковая пушка У-5ТС (2А-20). Новая пушка была разработана под руководством Ф.Ф. Петрова на базе 100-мм танковой пушки Д-54ТС и отличалась от неё отсутствием дульного тормоза, новой гладкоствольной трубой, калибр которой был увеличен до 115 мм, ресивером, смещённым ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. Введение гладкоствольной трубы было обусловлено целым рядом факторов, среди которых было увеличение давления в канале ствола в 1,5 - 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи. В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с бронебойно-подкалибарными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперёнными снарядами. Средний танк со 115-мм гладкоствольной пушкой получил индекс объект 166. В 1959-60 годах проводились заводские и войсковые испытания новых танков. В 1962 году оба танка были приняты на вооружение Советской армии под маркой Т-62 (объект166) и Т-62А (объект 165) и выпускались серийно. Однако из-за прекращения выпуска 100-мм пушек Д-54ТС была выпущена лишь небольшая партия Т-62А, после чего завод № 183 полностью перешел на выпуск танка Т-62. В ходе испытания объекта 166 было выявленною, что, не смотря на увеличенный объём башни, из-за возросшей массы выстрела от заряжающего требуются большие физические усилия для обеспечения скорострельности 4 - 5 выстрелов в минуту. Основным достоинством танка Т-62 стала его почти полная унификация с серийно выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало снабжение запасными частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение нового танка в войсках.

В этот период КБ № 60, не имея на то специального задания, начало инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка объект 430. В первую очередь на один из опытных образцов 430-го была установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А-21), разработанная в ОКБ-9.В боекомплект которой входили выстрелы раздельного заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперёнными снарядами с частично сгорающей гильзой. Этому танку был присвоен индекс объект 435. Опытный танк заинтересовал военных. В результате во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 года Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР выдал тактико-технические требования на разработку нового танка, утверждённые Начальником Танковых войск генерал-полковником П.П. Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи проектирования состояли в следующем:

1. Повышение огневой мощи среднего танка, за счёт установки гладкоствольной танковой пушки Д-68 калибра 115-мм, с механизированным заряжанием.
2. Повышение противоатомной и противокумулятивной защиты танка.
3. Повышение маневренных качеств "объекта 430".
4. Боевая масса танка 34 тонны.
5. Экипаж - три человека.

Работа по созданию нового среднего танка велась по пути дальнейшего совершенствования объекта 430, как обладающего наиболее плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего достаточно отработанные и практически проверенные в работе основные узлы: двигатель, трансмиссию, ходовую часть и другие узлы и агрегаты. Технический проект танка "объект 432" был завершён в сжатые сроки в 1961 году. Первый опытный образец объекта 432 был изготовлен в сентябре 1962 года, второй - 10 октября того же года. 22 октября 1962 года на НИИ БТ Полигоне в Кубинке был проведён показ новой техники сухопутных войск для руководителей Партии и Правительства СССР. Новый танк Харьковского КБ, выгодно отличавшийся от Т-62 и других танков, произвёл благоприятное впечатление на Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. Он одобрил новую машину, против которой были настроены многие военные, особенно Начальник Танковых войск генерал-полковником П.П. Полубояров. В результате указания Н.С. Хрущёва работы по танку продолжились. Первые серийные объекты 432 сошли с конвейера завода имени В.А. Малышева в Харькове в октябре 1963 года, на сентябрь 1964 года с конвейера сошло 54 танка, а к 1 декабря 1965 года их количество составило 218 машин. После чего выпуск танков постоянно увеличивался. Первые танки стали поступать в опытную эксплуатацию на вооружение 41-й гвардейской танковой дивизии, дислоцированной в Чугуеве неподалеку от завода в Харькове, выпускавшего эти машины. Это позволяло оказать квалифицированную заводскую помощь в эксплуатации новых машин. Объект 432 войсковые испытания прошел успешно. Объект 432 был принят на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1966 года под маркой Т-64. Приказ Министра Обороны СССР о принятии танка на вооружение вышел 2 января 1967 года. Танк Т-64 (объект 432) выпускался серийно до 1969 года.

Судьба Т-64 напоминает историю создания и принятия на вооружение танка Т-34 в 1940-41 годах. Так же как и в сороковых годах, консервативные военные, особенно высший командный состав, воспитанный на устарелых взглядах времён Великой Отечественной войны, были настроены против принципиально новой машины. Принятие на вооружение нового танка требовало коренных изменений в организационно-штатной структуре танковых частей и соединений, значительного изменения уровня подготовки как постоянного, так и переменного состава танкистов, и многих других вопросов как технических и военных, так и политических. Всё это выражалось в искусственном затягивании принятия объекта 432 на вооружение под предлогом технического несовершенства двигателя, трансмиссии, вооружения и системы управления огнём. Тяжело было расстаться со стереотипами мышления и хорошо отлаженной системой боевой подготовки, снабжения и комплектования частей, как личным составом, так и материальной частью. К тому же Т-64 хотя и превосходил практически по всем основным показателям Т-55 и Т-62 был в несколько раз дороже, что тоже играло не маловажную роль. Кроме того, как и все принципиально новые машины Т-64 имел целый ряд "детских болезней" излечивать которые приходилось в ходе серийного производства.

Танк Т-64 имел сварной корпус с углом наклона лобовых листов в 68о и скошенными скуловыми листами. Лобовой лист представлял собой многослойную броневую преграду (броневая сталь, стеклопластик, броневая сталь), обеспечивающая танка защиту от всех типов бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов и ПТУР, состоявших на вооружении НАТО. Уже в ходе рассмотрения технического проекта объекта 432 отмечалась возможность рикошета в башню танка бронебойных снарядов, попадавших в скулы лобового листа, что и подтвердили результаты обстрела танка. По этому, начиная с 1964 года, на лобовом листе танка вводилась характерная защита в виде "бровей" перед смотровыми приборами механика-водителя и на переднем листе крыши корпуса. Начиная с 1967 года, для упрощения технологии производства бронекорпусов, танки стали выпускать с прямым лобовым листом и прямой крышей корпуса. На машинах, выпускавшихся до 1967 года, механик-водитель имел три смотровых прибора ТНПО-160, а начиная с 1967 гота - один - ТНПО-168.

Башня танка литая с резко дифференцированным многослойным бронированием (броневая сталь, алюминиевый сплав, броневая сталь) максимальная толщина которой составляла 600 мм.

Основное вооружение танка Т-64 составляла 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А-21), впервые оснащенная гидроэлектромеханическим механизмом заряжания. Ёмкость механизированной укладки, выполненной в виде конвейера со складывающимися L-образными лотками, составляла 30 артиллерийских выстрелов. Остальные 10 выстрелов размещались в баке-стелаже и в немеханизированной укладке и предназначались для быстрого пополнения конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемёт были стабилизированы в двух плоскостях благодаря применению электрогидравлического стабилизатора танкового вооружения2Э-18 "Сирень". Для наведения пушки и спаренного с ней пулемёта применялся дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной прицел ТПН-1-432. Головка ночного прицела не имела бронировки и в дневное время снималась и укладывалась в башне за сидением наводчика. Выходное окно прицела при этом закрывалось броневой крышкой, которая в боевом положении закреплялась на крыше башни. Осветитель Л-2АГ ночного прицела и ОУ-3ГК прибора наблюдения командира танка ТКН-3 устанавливались на задней стенке башни и закрывались чехлами. По-боевому Л-2АГ устанавливался с лева от пушки, а ОУ-3ГК на командирской башенке.

На Объекте 432 устанавливался форсированный до 700 л.с. пятицилиндровый многотопливный турбопоршневой дизель 5ТДФ, оснащенный новой, усовершенствованной по сравнению с объектом 430, эжекционной системой охлаждения. Двигатель был чрезвычайно мал и легок, но требовал тщательного технического обслуживания и качественных ГСМ. Кроме того, дизель был высоко оборотистым и работал в очень теплонагруженном режиме, что требовало при его запуске постоянно пользоваться котлом подогревателя при температуре окружающего воздуха от +10 и ниже.

В трансмиссии были использованы две семи ступенчатые планетарные коробки передач, объединенные в один узел с планетарными бортовыми передачами, и системой гидросервоуправления, заменявшей девять узлов трансмиссии танка Т-55 (бортовой редуктор "гитару", главный фрикцион, коробку передач, два планетарных механизма поворота, два тормоза и два бортовых редуктора), Трансмиссия танка получилась очень компактной и легкой, на 750 кг легче, чем у Т-55 и состояла из 150 механообработанных деталей вместо 500. Правда, новые БКП стали камнем преткновения при испытании опытных образцов и потребовали длительной отладки и введения сложной регулировки системы гидросервоуправления. Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП замерзало, превращая коробки передач в один сплошной вал. В результате этого при попытке запуска двигателя танк прыгал вперёд, что привило к ряду несчастных случаев. Выход был найден лишь путём двойной откачки масла из БКП перед длительной стоянкой и закачки его перед запуском двигателя.

Ходовая часть танка Т-64 была заимствована у объекта 430, но получила новые опорные катки с внутренней амортизацией, изготовляемые из алюминиевого сплава, и новую облегчённую гусеничную ленту с параллельным резино-металлическим шарниром. В результате этого масса ходовой части Т-64 составляла лишь 15% от массы танка. На машинах, выпускавшихся до 1964 года гидравлические, телескопические амортизаторы устанавливались на 1-м и6-м узлах подвески, а начиная с 1964 года - на 1-м, 2-м и 6-м узлах.

Для усиления защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшению запылённости при движении танка с 1967 года на танке стали устанавливаться съёмные алюминиевые (по три на борт) и не съёмные резиновые щитки.

Танки комплектовались индивидуальным комплектом ЗИП и ОПВТ. Индивидуальный комплект ЗИП размещался внутри танка и на правой надгусеничной полке в герметичных ящиках. Съёмные узлы ОПВТ крепились к задней стенке башни между осветителями ночного прицела и прибора командира танка, установленными по-походному. Две трубы ОПВТ, уложенные одна в одну крепились на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Оборудование для подводного вождения позволяло без ограничений по длине преодолевать любые водные преграды глубиной до 5м.

Параллельно с объектом 432 в ВНИИ-100 был создан опытный средний танк Т-64Т (объект 003) с установкой на него вертолетного газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ, мощностью 700 л.с. Танк прошел испытания в 1963-65 гг., но на вооружение принят не был по причине не совершенства ГТД.

Начиная с 1961-го года, в КБ различных заводов были разработаны проекты ракетных танков на базе танка Т-64. Так в 1961 году в КБ ЛКЗ был разработан проект ракетного танка объект 287, вооруженного ПТУР "Фаланга" и двумя 73-мм орудиями "Копьё", а в 1962 был построен опытный образец, правда, вооруженный ПТУР 301П "Тайфун" и двумя 73-мм орудиями 2А-25 "Молния". В 1963 году в том же КБ был разработан и построен опытный образец ракетного танка объект 288 с газотурбинной установкой двух ГТД-350. На опытном образце вооружение не устанавливалось. В 1962 году в КБ ЧТЗ под руководством Главного конструктора П.П. Исакова был создан эскизный проект башенной установки ПТУР "Лотос", а затем и ПТУР 301П "Тайфун". Пусковые установки размещались в двухместных литых башнях совместно с 73-мм полуавтоматическим орудием. Башенные установки планировалось устанавливать на базе танка Т-64 (объект 772). В этом же КБ в 1962 году на базе узлов и агрегатов танка Т-64 (двигатель, трансмиссия и элементы ходовой части) был разработан ракетный танк объект 775 и вооруженный 125-мм пусковой установкой для запуска ПТУР "Рубин" и НУРС "Бур". Экипаж из трёх человек размещался в башне танка. На объекте 775 устанавливалась гидропневматическая система подрессоривания со ступенчатым изменением клиренса. Была выпущена опытная партия. В 1963 году на базе объекта 775 был разработан усовершенствованный вариант ракетного танка объект 780. Выпущен опытный образец. Ракетные танки имели ряд серьёзных недостатков: сложность технических средств и низкая надёжность систем наведения ракет. Кроме того, ракетные танки были менее эффективны в ближнем бою, чем линейные средние танки. На вооружение выше упомянутые ракетные танки не принимались.

В период с 1977-го по 1980 год многие танки Т-64 прошли капитальный ремонт, в ходе которого они были доведены до уровня Т-64А. В ходе ремонта танки получили новые средства связи (радиостанции Р-173 вместо Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения и новую крышу МТО, систему "Брод", улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой управления 3ЭЦ-11-2 и новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А. После капитального ремонта танки получили обозначение Т-64Р (объект 432Р). В настоящее время небольшое количество танков Т-64Р находится на вооружении в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Украины.

Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т-62, однако, имел одинаковые с ним параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов у цели. К тому же по данным разведки стало известно, что в Великобритании в конце 50-х годов началась разработка нового танка F.V.4201 "ЧИФТЕН", предназначенного для замены средних пушечных танков "ЦЕНТУРИОН" и тяжёлых пушечных танков "КОНКЭРОР". Новый английский танк должен был быть вооружен новой 120-мм танковой пушкой TX23 (L11). В ФРГ в начале 60-х годов велись опытные работы по созданию 120-мм гладкоствольной танковой пушки для перспективных заподногерманских танков, разработка которых велась параллельно с проектом единого для США и ФРГ основного боевого танка МВТ-70. В связи с этим, параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-64, в 1963 году началась работа по установке на танк Т-64 новой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81Т. Технический проект нового танка, которому был присвоен индекс "объект 434", был готов в 1964 году. В этом же году была выпущена установочная партия в 20 машин, которые 1966 - 1967 годах прошли всесторонние войсковые испытания. В мае 1968-го года новый танк был принят на вооружение Советской Армии.

Новая 125-мм танковая пушка Д-81Т (2А26) была разработана в 1962 году на заводе № 172 (г. Пермь) в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Мощность новой танковой пушки была такова, что во время полигонных испытаний, которые проводились в 1963 году, пушка Д-81Т устанавливалась на лафете 203-мм гаубицы Б-4.

Установка новой пушки потребовала существенных изменений в конструкции башни танка и механизма заряжания, а так же замене дневных и ночных прицелов и стабилизатора танкового вооружения. Параллельно с этим велись работы по улучшению других узлов и агрегатов танка и увеличению их надёжности и технологичности в процессе производства. Проводились исследования, направленные на дальнейшее повышения уровня броневой защиты танка от кумулятивных снарядов и воздействия ОМП на экипаж танка.

Боевая масса нового танка возросла до 37 тон. На танке Т-64А первых серий был установлен новый оптический прицел-дальномер ТПД-2-1, ночной прицел ТПН-1-43А и стабилизатор вооружения 2Э-23. Ёмкость нового механизма заряжания 6ЭЦ10 сократилась до 28 артиллерийских выстрелов, а боекомплект танковой пушки до 37 выстрелов. Танк получил новую крышу МТО, улучшенную эжекционную систему охлаждения. Изменилось ёмкость, форма и количество наружных топливных и масляных баков, изменилась укладка ЗИП и ОПВТ. Наружный масляный бак зимой обогревался за счёт подвода к нему части отработанных выхлопных газов двигателя. На надгусеничных полках устанавливались съёмные алюминиевые противокумулятивные щитки (по четыре на борт) и не съёмные резиновые экраны. Аналогичные щитки и экраны с 1967 года устанавливались и на объекте 432.

С 1 января 1966 года для более интенсивного конструкторского сопровождения серийного производства объектов 432 и 434, а так же более эффективного устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний и войсковой эксплуатации танков, КБ-60 и опытный цех № 190 танкового производства были объединены в самостоятельное предприятие - "Харьковское Конструкторское бюро по машиностроению" (ХКБМ). Начальником и Главным конструктором ХКБМ был назначен А.А. Морозов.

В 1966 году на один из опытных танков "объект 434" был перевооружен. Вместо 125-мм танковой пушки Д-81Т была установлена 125-мм опытная пушка Д-85 с новым сферическим затвором. Опытный образец танка под индексом "объект 437" прошёл полигонные испытания, но из-за не надёжной работы затвора на вооружение принят не был.

В связи с принятием решения правительства о массовом выпуске танков Т-64А на трёх основных танковых заводах - харьковском заводе тяжёлого машиностроения имени Малышева, ленинградском Кировском и нижнетагильском Уралвагонозаводе - остро стал вопрос о силовой установке танка. Двигатель 5ТДФ серийно выпускался только на заводе имени Малышева. А так как последний не обладал необходимыми мощностями для выпуска такого количества двигателей, которое было бы необходимо для выпуска танков на трёх заводах, и двигатель 5ТДФ в то время имел много рекламаций из войск по надёжности и ресурсу, требовалось координальное решение этого первоочередного вопроса. Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 августа 1966 года № 645-205 и от 15 августа 1967 года № 802-266 предписывалось в 1968-1969 годах провести опытные конструкторские работы по отработке резервного варианта "объекта 434" с двигателем В-45. А 16 апреля 1968 года было принято новое постановление о создании газотурбинной силовой установки для танка Т-64А. Разработка танка с ГТД поручалась СКБ-2 ленинградского Кировского завода совместно с авиадвигательным КБ имени Климова и завершилась созданием опытного танка "объект 219 сп.1" и его усовершенствованного варианта "объект 219 сп.2" - прототипом танка Т-80.

Работы по проектированию резервного варианта МТО для танка "объект 432" в КБ-60 были начаты ещё в 1961 году. При этом разрабатывались два варианта с V-образными двигателями Челябинского и Барнаульского заводов. При обсуждении проектов предпочтение было отдано МТО с челябинским двигателем В-45. Двигатель В-45 является усовершенствованным двигателем широко известного семейства двигателей типа В-2. В 1965 году были изготовлены три опытных танка "объект 436" на базе танка "объект 432" и в 1966 - 1967 годах прошли всесторонние испытания в районах Омска и Ленинграда. По результатам испытаний объектов 436 МТО с двигателем В-45 было усовершенствованно и установлено на опытный танк "объект 438" на базе танка Т-64А. В 1968 году в соответствии с Приказом Министра оборонной промышленности № 594 от 12 сентября 1967 года была выпущена конструкторская документация для изготовления опытного образца танка Т-64А с двигателем В-45. А в 1969 году в соответствии с Приказом МОП № 623 от 28 сентября 1967 года было изготовлены и испытаны четыре опытных образца танка "объект 439". Успешно прошедшие испытания показали, что вариант танка Т-64А с резервным двигателем В-45 по характеристикам подвижности полностью соответствует основному варианту. В дальнейшем техническая документация по объекту 439 была передана в ЦКБ тяжёлого машиностроения Уралвагонозавода в Нижнем Тагиле, где на её основе были разработаны опытные танки "объект 172" и его усовершенствованный вариант "объект 172М" - прототип всемирно известного танка Т-72 "Урал".

В ходе серийного производства танк Т-64А постоянно совершенствовался. Модернизации подвергались вооружение танка, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новым инженерным оборудованием и усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки.

В 1971 году на танке установили улучшенный прицел-дальномер ТПД-2-49, ночной прицел ТПН-1-49-23, модернизированную радиостанцию Р-123М. Изменилась укладка съёмных узлов ОПВТ. На башне танка, справа, установлен специальный ящик для съёмных узлов ОПВТ. Изолирующие аппараты АТ-1 уложены в три ящика, закреплённые на башне танка слева. Укладка по-походному воздухопитающей и выхлопной труб с крыши МТО перенесена на кормовую часть башни.

В 1972 году на танке была установлена зенитно-пулемётная установка закрытого типа. Зенитный пулемёт ТСВТ-12,7 "Утёс" с боекомплектом 300 патронов был оснащен прицелом ПЗУ-5 и электроприводом 1ЭЦ20 и смонтирован на командирской башенке. При этом антенный ввод с крыши башни перенесён в кормовую нишу за люком командира танка.

С января 1973 года на танке Т-64А установлен новый прибор ночного видения ТВН-4ПА вместо ТВНО-2БМ у механика-водителя и прибор ТНП-165А вместо прибора ВНМ у наводчика, а так же оборудование для самоокапывания и установки минного трала КМТ-6. Реле РСГ-10М стартер-генератора заменено на реле РСГ-10М1. В июле 1973 года вместо аппаратуры управления исполнительными приводами систем ПАЗ и ППО 3ЭЦ11 устанавливается усовершенствованная система 3ЭЦ11-2, а в левом переднем топливном баке установлен центробежный топливный насос БЦН-1.

В 1974 году проведены работы по усилению броневой защиты башни танка - применён корундовый наполнитель. С января 1974 года механизм заряжания получает пульт дублирования для командира танка и улучшенный визуальный указатель количества выстрелов, загруженных в МЗ. Отменен прибор автоблокировки и пульт загрузки П-2 в замен которых установлен единый пульт загрузки П-3. Для удобства работы с системой гидропневмоочистки смотрового прибора механика-водителя в правом рычаге установлена кнопка включения системы ГПО. В апреле 1974 года для улучшения работы командиру танка с ЗПУ изменена места укладки магазинов к пулемёту ПКТ и сумок с магазинами к автомату АК-74, изменена конструкция буксирных крюков с целью возможности использования жёсткой сцепки, а в мае того же года установлено грязевое уплотнение штоков гидроамортизаторов. С октября 1974 года на крыше башни справа от наводчика установлен подпоромер и введены постоянно установленные элементы герметизации танка для преодолении им водной преграды и изменены приводы управления жалюзи над радиатором. Введена система дорожной сигнализации, новый шит контрольных приборов механика-водителя танка и новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4 вместо ВКУ-330-1. В ноябре 1974 года на танке Т-64А устанавливается модернизированная танковая пушка Д-81ТМ (2А46-1) и стабилизатор вооружения 2Э28М2.

В январе 1975 года изменён дроссель рабочих оборотов механизма заряжания, а в июне была улучшена электрическая схема МЗ. В ходовой части танка введены дополнительные резиновые гофрированные чехлы для защиты штоков гидроамортизаторов, а в системе электрозапуска двигателя танка пусковое устройство ПУС-10 заменено на ПУС-15Р. Начиная с апреля 1975 года вместо состава "3,5" баллоны системы ППО заряжают фреоном 114В2, а в систему питания двигателя топливом введены три дополнительных наружных топливных бака на правой надгусеничной полке. В связи с этим изменена укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На танке установлены два ящика для укладки ЗИП - на правой надгусеничной полке и на корме башни. Ящик для личных вещей экипажа установлен справа на башне танка. С мая 1975 года для увеличения углов обзора командиру и наводчику танка введены дополнительные приборы наблюдения ТНПА-65, установленные на крышках люка командира и наводчика. На машинах выпуска с июня 1975 года установлен двигатель 5-ТДФ, обеспечивающий работу на трёх видах топлива: дизельном, керосине ТС-1 и бензине А-72. (Двигатели 5-ТДФ выпуска с июня 1973 по май 1975 года так же могут эксплуатироваться на различных видов топлива только на местности высотой до 1000 метров над уровнем моря.) Так же введён привод управления механизмом ограничения подачи топлива. В августе 1975 года ствол танковой пушки Д-81ТМ снабжён термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб ствола при стрельбе, а в противооткатные устройства введён тормоз отката с встроенным компенсатором жидкости. С октября того же года в состав МЗ введён механизм досылания с реечным силовым исполнительным цилиндром в замен гидроматора. Улучшенный механизм заряжания получил индекс 6ЭЦ10М.

На танках выпущенных после июня 1976 года увеличена плавность хода за счёт введения торсионных валов повышенной энергоёмкости и изменённой установки упоров балансиров. С августа 1976 года применяются усиленные гусеничные ленты, увеличены сроки и изменен объём технического обслуживания. Если ранее техническое обслуживание № 1 проводилось через 1500 километров пробега танка, а техническое обслуживание № 2 - через 3000 километров, то на машинах выпуска с 1976 года техническое обслуживание № 1 проводится через 2500 километров пробега, а техническое обслуживание № 2 - через 5000 километров.

В январе 1977 года на танке Т-64А установлен безнасосный подогреватель и отменён электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха. С марта 1977 года в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8. Начиная с августа 1977 года, на танке взамен стартер-генератора СГ-10 устанавливается стартер-генератор СГ-10-1С. В декабре 1977года на группе машин, и на всех танках выпуска 1978 года отменены воздухопритоки корпуса и башни.

С апреля 1978 года на танке установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя.

В январе 1979 года на танке Т-64А устанавливалась система запуска дымовых гранат 902А "Туча-1", приводимая в действие наводчиком танка.

С января 1980 года на танках отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. Для повышения эффективности стрельбы из пулемёта ПКТ в прицеле-дальномере ТПД-2-49 введена новая сетка для стрельбы из пулемёта. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.

По состоянию на 1 января 1981 года танк Т-64А, выпускавшийся параллельно с танками Т-64Б (объект 447А) и Т-64Б-1(объект 437А), был на 95% унифицирован с последними. На танке была усиленна броневая защита корпуса и башни, установлен механизм заряжания 6ЭЦ15 и электропривод ЗПУ 1ЭЦ40-2С. На части танков вместо прицела-дальномера ТПД-2-49 устанавливался квантовый прицел-дальномер ТКД-К-1.

С 1985 года танки Т-64А в ходе капитального ремонта стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты "Контакт". На части танков вместо устаревшего стабилизатора 2Э28М-2 устанавливался новый стабилизатор вооружения 2Э42-1, а вместо оптического прицела-дальномера ТПД-2-49 прицельный комплекс 1А40. В состав прицельного комплекса входит лазерный прицел-дальномер 1А40 и устройство выработки боковых упреждений УВБУ. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на модернизированных танках стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На части танков в ходе капитального ремонта новые ТПУ Р-174 не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124.

В войсках нередко встречаются "танки - гибриды", которые тяжело отнести к той или иной модификации танка Т-64А или Т-64Б. Такая ситуация возникла в результате полного обезличевания комплектующих деталей ходе проведения капитального ремонта. При этом на ряде танков Т-64А первых серий были установлены башни танков, выпущенных в 1976-1981-х годах, а иногда и танков Т-64Б или Т-64Б-1. В результате чего эти танки имели не стандартную укладку ЗИП, размещение оборудования снаружи и внутри корпуса и башни танка.

В начале 70-х годов в ХКБМ в инициативном порядке был проведён ряд работ в объёме эскизных проектов по глубокой модернизации серийного танка Т-64А. Эскизный проект танка Т-64А-2М был выполнен под руководством первого заместителя главного конструктора ХКБМ Н.А. Шомина в 1973 году. В проекте нового танка были глубоко проработаны вопросы дальнейшего повышения огневой мощи, защищённости и подвижности по сравнению с серийным танком Т-64А. В ходе проектирования были предложены ряд новых технических решений. Новая, изменённой формы башня танка имела больший внутренний объём. Лобовая часть башни представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. Усовершенствованная 125-мм танковая пушка 2А46-2 позволяла вести стрельбу, как обычными боеприпасами, так и разрабатываемыми управляемыми снарядами (ракетами). Более рационально был размещёны немеханизированные укладки артиллерийских выстрелов и магазинов ПКТ, в результате чего боекомплект пушки возрос до 42 выстрелов, а ПКТ - до 1500 патронов. Система управления огнём (СУО) нового танка должна была включать новый лазерный прицел-дальномер 1Г21 с двухплоскостной стабилизацией поля зрения прицела, более совершенный стабилизатор вооружения 2Э26, танковый баллистический вычислитель и датчики отклонений условий стрельбы от нормальных. На танке предполагалась установка специально разрабатываемого комплекса управляемого ракетного вооружения (КУРВ). С целью повышения подвижности танка предполагалась установка более мощного двигателя 6ТД. Многие из этих конструктивных решений нашли своё воплощение в конструкциях последующих объектах 447 и 476.

В середине 70-х годов специально для пушечных танков был разработан комплекс управляемого вооружения "Кобра". Управляемый снаряд (ракета) с боевой кумулятивной частью запускалась через ствол основной артиллерийской системы, и с вероятностью 0,7 поражал неподвижные, движущиеся и малоразмерные цели на расстоянии до 4000 метров.

Во исполнение приказа МОП СССР № 339 от 12.08.1973 года в ХКБМ был выполнен технический проект танка Т-64А (объект 447), оснащенного комплексом управляемого вооружения "Кобра" и новой системой управления огнём "Обь". Опытный образец танка "объект447" прошёл всесторонние испытания в 1975году. Эффективность СУО танка "объект 447" оказалась в 1,6 раза выше, чем СУО танка Т-64А. После завершения испытаний КУРВ "Кобра" и СУО "Обь" были доработаны и в 1976 году приняты на вооружение танков "объект 447А" под индексом 9К112 и 1А33 соответственно. Броневой корпус, трансмиссия, ходовая часть, электро и спецоборудование объекта 447А были полностью заимствованы от Т-64А образца 1976 года.

Система управления огнём 1А33 предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемёта по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ, а так же по живой силе противника при стрельбе с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч - на дальностях действительного огня пушечного и пулемётного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций. СУО 1А33 функционально связанна с комплексом управляемого вооружения 9К112 и обеспечивает эффективную стрельбу из пушки управляемыми снарядами 9М112. В состав СУО 1А33 входит прицельный комплекс 1А34, стабилизатор вооружения 2Э26М и комплект датчиков входной информации. Прицельный комплекс 1А34 состоит из лазерного прицела-дальномера, прибора слежения (ПДПС) 1Г42 с электроблоком, блока разрешения выстрела 1Г43 и танкового баллистического вычислителя 1В517. К датчикам входной информации относятся датчик ветра 1Б11, датчик крена 1Б14, датчик скорости танка и датчик курсового угла. Аппаратура СУО 1А33 размещается в боевом отделении танка и частично в корпусе танка. При работе с СУО 1А33 предусмотрены основной и пять аварийных режимов работы, возникающие при выходе из строя входящих в систему узлов или блоков.

Комплекс управляемого вооружения 9К112 предназначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, а так же для стрельбы по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч - на дальностях от 500 до 4000 метров при условии прямой видимости целей через прицел-дальномер прибор слежения. В состав комплекса 9К112 входят управляемый снаряд 9М112, блок цепей управления 9В387, комплект 9И36 и наземная аппаратура управления 9С461 "Град танковый, наземный". Аппаратура комплекса управляемого вооружения размещается в боевом отделении танка в виде отдельных съёмных блоков. Управление полётом управляемого снаряда 9М112 осуществляется по радиолинии связи. Аппаратура управления 9С461 имеет пять литерных частот и два кода сигнала управления. Обратная связь снаряда с аппаратурой управления на танке осуществляется автоматически от установленного на борту снаряда модулированного источника света (излучателя). Снаряд состоит из двух отсеков, укладываемых в латках МЗ 6ЭЦ40 и соединяемых между собой в лотке МЗ в процессе досылания снаряда в камору пушки 2А46-2. Снаряд снабжён серповидными крыльями, раскрывающимися после выхода снаряда из канала ствола, создающими подъёмную силу и придающими снаряду в полёте вращательное движение вокруг продольной оси снаряда. Исполнительными управляющими органами в полёте являются рули снаряда. Стрельба управляемыми снарядами осуществляется в трёх режимах: основном, стрельба с превышением и Д<1000м. Диапазон углов вертикального наведения для режима стрельбы "Основной" составляет от минус 7о до плюс 11о и при крене до 15о. Комплекс 9К112 обеспечивает стрельбу управляемым снарядом над водной поверхностью. Стрельба по вертолётам на дальностях до 4000 метров возможна при наличии внешнего целеуказания и обнаружении вертолёта на дальности не менее 5000 метров и при скорости цели до 300 км/ч, высоте цели до 500 метров и курсовом параметре до 700 метров. Комплекс 9К112 обеспечивает одновременную стрельбу в составе роты танков по близко расположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной цели при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 метров и работе радиолиний на различных литерных частотах и кодах.

На объекте 447А установлен новый механизм заряжания 6ЭЦ40, лотки которого приспособлены для укладки управляемого снаряда 9М112. Кроме того, в состав гидравлической системы МЗ введён гидропневмоаккумулятор и реечный силовой цилиндр, обеспечивающие стыковку головного и хвостового отсеков управляемого снаряда 9М112 при досылании его в камору танковой пушки. В блоке управления МЗ БУ-47 помимо цепей управления МЗ размещен усилитель горизонтального наведения электропривода ЗПУ 1ЭЦ40.

Объект 447А вооружён 125-мм танковой пушкой 2А46-2 спаренной с 7,62-мм пулемётом ПКТ. Вследствие установки на объекте 447А комплекса управляемого вооружения боекомплект танка сократился до 36 артиллерийских выстрелов и 1250 патронов к пулемёту ПКТ.

В связи с увеличением количества потребителей электрической энергии на танке Т-64Б установили более мощный стартер-генератор СГ-18 и пускорегулирующую аппаратуру, состоящую из реле-регулятора Р15М-2С, пускового устройства стартера ПУС-15Р и реле РСГ-10М-1.

Танки "объект 447А", оснащенные комплексом управляемого вооружения 9К112 и системой управления огнём 1А33, постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 733-244 от 3.09.1976 года под маркой Т-64Б и кодовым наименованием "Сосна" были приняты на вооружение. Однако возросшая стоимость танка не позволяла оснащать все танки дорогостоящим комплексом управляемого вооружения. По этому, в соответствии с требованиями заказчика, параллельно с танком Т-64Б выпускался его упрощенный вариант Т-64Б-1 (объект 437А), отличавшийся от последнего отсутствием комплекса управляемого вооружения 9К112, но сохранившим систему управления огнём 1А33. Боекомплект танка Т-64Б-1, в отличие от Т-64Б, составляет 37 артиллерийских выстрелов и 2000 патронов к пулемёту ПКТ.

Танки Т-64Б и Т-64Б-1 до 1985 года выпускались параллельно с танками Т-64А. В результате чего танковые дивизии нередко имели один полк, вооружённый танками Т-64Б, другой - Т-64Б-1, а третий - Т-64А. Имели место и танковые полки, на вооружении которых находились все три типа танков одновременно.

В ходе серийного производства танки Т-64Б и Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. Усиливалась броневая защита корпуса и башни танка. Модернизации подвергались вооружение, комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новыми усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки.

В январе 1977 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 установлен безнасосный подогреватель и отменён электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха. С марта 1977 года в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8. С декабря 1977года на группе машин, и на всех танках выпуска 1978 года отменены воздухопритоки корпуса и башни.

С апреля 1978 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя.

В январе 1979 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 устанавливается система запуска дымовых гранат 902Б "Туча-2", приводимая в действие наводчиком танка. В конце 1979 года на части машин устанавливаются новая 125-мм танковая пушка 2А46М-1, новый стабилизатор вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1, модернизированный МЗ 6ЭЦ40-2С и новые сплошные резинометаллические экраны. Кроме того, небольшая часть танков Т-64Б оснащается комплектом навесной динамической защиты "Контакт" из 179 контейнеров с пластинами из взрывчатого вещества для защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР.

С января 1980 года на всех танках Т-64Б и Т-64Б-1 отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.

Начиная с конца 1979 года параллельно с серийным производством танков Т-64Б, оснащённых комплектом навесной динамической защиты "Контакт", проходили всесторонние испытания нового средства защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР. Новое средство защиты имело как своих превержненцев, так и противников. С одной стороны при незначительном увеличении массы танка удалось значительно повысить его противоснарядную защиту. С другой - возрастала пожароопасность танка и возможность сильной контузии экипажа в случаи детонации комплекта динамической защиты. Однако успешное применение израильтянами нового типа защиты в ходе войны в ... привело к окончательному решению данного вопроса.

В соответствии с решением военно-промышленного комитета в 1981-83 годах была разработана техническая документация на установку в ходе капитального ремонта на танках Т-64Б и Т-64Б-1 комплекта навесной динамической защиты "Контакт". Модернизированный вариант танков был принят на вооружение приказом МО СССР № 07 от 14 января 1985 года под маркой Т-64БВ и Т-64БВ-1.

Все новые танки Т-64БВ и Т-64БВ-1 оснащались новыми 125-мм танковыми пушками 2А46М-1, новыми стабилизаторами вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1 и модернизированными МЗ 6ЭЦ40-2С. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на танках Т-64БВ и Т-64БВ-1 стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На башне, лобовом и бортовых листах корпуса и надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления динамической защиты. Боевая масса танка возросла до ... тон. В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б "Туча-2" были перенесены с лобовой части башни на её левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни.

Танки Т-64Б и Т-64Б-1, в ходе капитального ремонта доведенные до уровня Т-64БВ и Т-64БВ-1, могли быть оснащены старыми 125-мм танковыми пушками 2А46-2, СТВ 2Э26М, СУО 1А33 и КУРВ 9К112. На части танков в ходе капитального ремонта были установлены новые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. При этом ТПУ Р-174 иногда не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124.

В 1974-1979гг в ХКБМ параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства танков Т-64А, а в последствии Т-64Б и Т-64Б-1, проводились ОКР по разработке моторно-трансмиссионного отделения с новым, более мощным двигателем 6ТД для серийных танков Т-64А, Т-64Б и Т-64Б-1. В 1975 году был разработан технический проект танка, оснащенного новым МТО, а в феврале 1976 года "в подарок" к XXV съезду КПСС на базе танка Т-64А были изготовлены три опытных танка "объект 476". Кроме нового МТО танки были оснащены новыми изменённой формы башнями с большим внутренним объём. Лобовая часть башен представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. В 1978-1979 годах новые танки проходили всесторонние испытания во всех климатических зонах СССР. В октябре 1979 года по результатам проведенных испытаний двигатель 6ТД был рекомендован к серийному производству. Решением коллегии МО СССР от 5 января 1978 года и Министерства оборонной промышленности СССР от 26 июля 1978 года новый танковый двигатель 6ТД запушен в серийное производство. А 25 января 1979 года была утверждена техническая документация по модернизации серийных танков Т-64А, Т-64АК, Т-64Б и Т-64Б-1 в ходе капитального ремонта. Модернизированные танки приняты на вооружение приказом МО СССР № 0262 от 21.12.81 года под марками Т-64АМ, Т-64АКМ, Т-64БМ и Т-64Б-1М.

Новая башня с объекта 476 была оснащена комплексом управляемого вооружения 9К112-1 и новым МЗ 6ЭЦ43 и установлена на опытном танке "объект 478" - прототипе знаменитого танка Т-80УД "Берёза". Кроме того, новая башня, доработана под новую СУО 1А45 "Иртыш" и КУРВ 9К119 "Рефлекс", была установлена на модернизированном танке Т-80А (объект 219А), выпуск которого предполагалось развернуть на ХЗТМ с 1982 года.

В период с 1991 по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд технических проектов по усилению защищённости и модернизации системы управления огнём танков Т-64БВ и Т-64БВ-1 до уровня танков Т-80УД, Т-84. При этом были проработаны три варианта модернизации.

Первый вариант заключался в установке встроенной динамической защиты украинской разработки на серийные танки Т-64БВ и Т-64БВ-1. Шесть танков Т-64БВ-1 капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе в городе Харькове с макетом встроенной динамической защиты были продемонстрированы на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года.

Второй вариант модернизации предусматривал установку встроенной динамической защиты, комплекса управляемого вооружения 9К119, прицельного комплекса 1А42 и ТО1-КО1, а так же механизма заряжания 6ЭЦ43. Прицельный комплекс 1А42 включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46 с электроблоком, блок разрешения выстрела 1Г43 и танковый баллистический вычислитель 1В528. Кроме того, вместо датчика ветра 1Б11 устанавливается датчик ветра ДВЕ-БС. Прицельный комплекс ТО1-КО1 состоит из ночного инфракрасного прицела ТПН-4Э и осветителя Л-4. Два модернизированных танка, выпущенных ХЗТМ, так же были продемонстрированы на параде 24 августа 1999 года.

Третий вариант модернизации - (объект 447А-2М) заключается в установке на танке Т-64БВ встроенной динамической защиты, комплекса управляемого вооружения и системы управления огнём 1А45, устанавливаемой на танках Т-80УД (объект 478Б) и Т-84 (объект 478ДУ2) и механизма заряжания 6ЭЦ43. В состав СУО 1А45 входят прицельные комплексы 1А42, ТО1-КО1, ПНК-4. В прицельный комплекс ПНК-4 входит прицел командира танка ТКН-4С с электроблоком, зенитный прицел ПЗУ-7, привод наведения ЗПУ 1ЭЦ29, позволяющие командиру танка брать на себя управление вооружением танка. Опытный экземпляр танка был продемонстрирован на параде в Киеве 24 августа 1999 года.

Главная страница В начало


Авиабилеты в италию - чартерные авиабилеты в италию charterok.ru.