armor.kiev.ua / Tanks / Modern / T62

 

 

Огонь, броня, скорость

Полковник-инженер В.Вишняков, КТН

(Боевая техника армии и флота: Сб. статей / Сост. С.Н.Поташов. —М.: ДОСААФ, 1981)

 

Конструктор первого в мире танка наш соотечественник А. А. Пороховщиков так писал о появлении у него идеи изобретения: "На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами?" Простыми и очень разумными были побуждения замечательного русского изобретателя! Созданный им "Вездеход" в мае 1915 года успешно прошел официальные испытания. Русская, армия могла бы первой получить новое мощное боевое средство. Могла бы... но не получила. Из-за преступного равнодушия и бюрократизма царских чиновников конструктивная доработка машины затянулась, и серийное производство танков так и не было организовано.

Зарождение отечественного танкостроения относится к 1919 году и связано с деятельностью вождя революции В. И. Ленина. По личному заданию Ильича на заводе "Красное Сормово" в трудных условиях разрухи было организовано производство танков. В августе 1920 года первый советский танк вышел за ворота завода. Рабочие назвали его "Борец за свободу тов. Ленин".

С тех пор советское танкостроение прошло славный путь развития и добилось выдающихся успехов. Особенно следует отметить создание накануне войны знаменитой "тридцатьчетверки", справедливо признанной лучшим танком второй мировой войны. Конструкция этого танка была разработана коллективом под руководством главного конструктора, талантливого инженера и замечательного энтузиаста советского танкостроения Михаила Ильича Кошкина. В 1942 г. ему (посмертно), а также А. А. Морозову и Н. А. Кучеренко за создание танка Т-34 была присуждена Государственная премия СССР.

В битвах Великой Отечественной войны советские бронетанковые войска снискали заслуженную славу. По существу, ни одна крупная операция не планировалась и не проводилась без участия больших масс танков. Недаром на бывших полях сражений и во многих городах у нас и за рубежом можно увидеть необычный памятник - танк Т-34 на высоком пьедестале. Это простое и достойное напоминание о подвигах советских танкистов в битвах за Родину.

В послевоенные годы, унаследовав техническое совершенство легендарных Т-34, на вооружение наших Сухопутных войск пришли танки новых конструкций. Еще в конце войны был создан танк Т-44, основным отличием которого от Т-34 было поперечное расположение двигателя и использование более совершенной торсионной подвески, что позволило улучшить компоновку танка и повысить плавность его хода. В первые послевоенные годы на смену ему поступил на вооружение танк Т-54 - машина со значительно улучшенными боевыми характеристиками: более надежной броневой защитой, большей огневой мощью, высокой подвижностью (маневренностью).

Весьма близким по конструкции к Т-54 был танк Т-55, отличавшийся еще большей приспособленностью к условиям современного боя, в том числе и с применением ядерного оружия. Дальнейшим шагом в развитии советского танкостроения явилось создание танка Т-62- вполне современной боевой машины, обладающей мощным вооружением, надежной броней и высокой маневренностью. Примечательно, что конструкция этого танка, в которой воплощены новейшие достижения науки и техники, тем не менее имеет много общего с предшествующими образцами: в ней использованы не только схема общей компоновки, но и многие основные агрегаты и механизмы танков Т-54 и Т-55.

Основой устройства танка является броневой корпус. Он изготавливается из свариваемых между собой броневых плит и служит вместе с башней для размещения экипажа, вооружения, боекомплекта и всех основных агрегатов, узлов и систем.

Размещение всего необходимого внутри корпуса, или, как говорят, общая компоновка танка - сложная инженерная задача. Остановимся на компоновочной схеме изображенного на рисунке танка Т-62, которая выдержала испытание временем и является своего рода классической. По этой схеме в передней части корпуса размещается отделение управления. Здесь находятся все необходимые рычаги и приборы для управления танком. Наблюдение за полем боя механик-водитель ведет через специальный прибор перископического типа. Для вождения в ночных условиях имеется инфракрасный прибор ночного видения. Вождение машины в условиях затрудненного ориентирования (например, под водой) осуществляется с помощью курсоуказателя.

Следующее отделение танка - боевое. Оно занимает центральную часть корпуса и башню. Во вращающейся башне монтируется вооружение - пушка и спаренный с нею пулемет, а также прицелы и приборы наблюдения и управления огнем. Для борьбы со снижающимися самолетами противника сверху на турели люка башни - крупнокалиберный зенитный пулемет.

Пушка у танка Т-62 благодаря стабилизаторам, основу которых составляет гироскопический блок, стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях, т. е. ствол ее может сохранять заданное положение независимо от колебаний корпуса танка. Это позволяет вести прицельный огонь не останавливаясь, с ходу, что увеличивает неуязвимость машины для огня противника. Для стрельбы в ночных условиях имеются инфракрасные приборы наблюдения и ночной прицел.

В нише башни и на днище боевого отделения в специальных ящиках размещен боекомплект. В него входят снаряды различных типов.

В боевом отделении находятся рабочие места командира танка, наводчика и заряжающero. Здесь же размещена радиостанция, с помощью которой командир танка в бою постоянно поддерживает внешнюю двустороннюю радиосвязь. Для связи членов экипажа между собой имеется внутреннее танковое переговорное устройство (ТПУ). Командир танка ведет наблюдение через смотровые приборы, расположенные во вращающейся командирской башенке. Приборы и механизмы целеуказания позволяют ему в необходимых случаях управлять поворотом основной башни независимо от наводчика, т. е. наводить пушку в цель в горизонтальной плоскости. Наводчик осуществляет наведение пушки и пулемета в цель с помощью пульта управления стабилизатора или рукояток подъемного механизма пушки и ручного привода механизма поворота башни. Выбрасывание стреляных гильз из боевого отделения производится специальным механизмом через люк выброса в кормовой части башни.

Кормовую часть корпуса занимает моторно-трансмиссионное отделение. Здесь смонтированы силовая установка и агрегаты трансмиссии, служащие для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам танка. По бортам этого отделения, а также отделения управления располагаются баки с необходимым запасом топлива и масла.

В качестве силовой установки на танке Т-62 используется двигатель В-55 мощностью 580 л. с. при 2000 об/мин. Это четырехтактный 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения. Следует отметить, что двигатели с воспламенением от сжатия (дизели) впервые в мировом танкостроении были установлены на советских танках Т-34 и КВ. Большинство иностранных танков времен войны имели менее экономичные и более опасные в пожарном отношении бензиновые двигатели. Ныне на современных иностранных танках также устанавливаются дизели.

Для обеспечения пуска двигателя в зимнее время на танке установлен форсуночный подогреватель. Пуск двигателя осуществляется с помощью системы воздухопуска от воздушных баллонов, зарядка которых производится компрессором, имеющим привод от коробки передач. Необходимое давление в воздушной системе поддерживается с помощью автомата давления. Дополнительная система пуска двигателя - от электрического стартера.

К ходовой части танка относятся гусеничный движитель и подвеска. Посредством гусеничного движителя, включающего резинометаллические гусеницы, опорные катки, ведущие и направляющие колеса и натяжной механизм, осуществляется движение танка. Применение гусениц с резинометаллическими шарнирами значительно повысило их надежность и срок службы. Подвеска связывает корпус танка с осями опорных катков и благодаря своим упругим элементам уменьшает толчки, воспринимаемые корпусом при движении машины по неровностям. На танке Т-62, как и на предшествующих моделях, используется индивидуальная торсионная подвеска, впервые примененная на советском тяжелом танке КВ. Упругими элементами здесь служат стальные стержни, предварительно закрученные весом танка. При подъеме опорного катка (наезде на препятствие) стержень закручивается дополнительно, смягчая толчок. Для быстрого гашения колебаний корпуса служат гидравлические амортизаторы. Торсионная подвеска надежна, хорошо защищена от поражения, так как стержни размещаются поперек танка, над его днищем.

Благодаря отличной проходимости и маневренности танк способен преодолевать разнообразные естественные и искусственные препятствия на поле боя. Он имеет оборудование для подводного вождения (ОПВТ), позволяющее преодолевать глубокие и широкие водные преграды; автоматическую систему противопожарной защиты. Система дымопуска позволяет при необходимости маскировать танк дымовой завесой.

Принципиальной разницы между "Вездеходом" Александра Пороховщикова и самым современным. танком по существу нет. Танк продолжает оставаться машиной, в которой сочетаются три основных качества: огневая мощь, броневая защита, подвижность. Однако эти характеристики за минувшие десятилетия сильно изменились.

Прежде всего, неизмеримо возросла огневая мощь танка. Еще накануне второй мировой войны многие образцы имели лишь пулеметное вооружение или пушки калибром 20-37 мм. В ходе войны калибр танковых пушек быстро возрос до 76-88 мм, а в последнее время до 105-115 мм. Пути дальнейшего усиления огневой мощи многие зарубежные специалисты видят в оснащении танков ракетным вооружением. У современных танков скорость 70-80 км/ч. Что касается брони, то она теперь противостоит не только пулям и снарядам, а и поражающим факторам ядерного взрыва.

Ядерные испытания, проводившиеся в США, показали относительно меньшую уязвимость танков при ядерном взрыве. Так, броня практически полностью защищает экипаж от светового и теплового воздействия взрыва. Она эффективно задерживает альфа- и бетта-частицы. Что касается проникающей радиации (гамма-лучи и поток нейтронов), то степень ее ослабления зависит от толщины броневых элементов корпуса. Считается, что броня современных иностранных танков способна ослаблять проникающую радиацию в десятки раз.

Чтобы предотвратить проникновение внутрь танка зараженных радиоактивных частиц, он тщательно герметизируется и оборудуется фильтро-вентиляционной установкой. Последняя обеспечивает очистку воздуха от радиоактивных частиц, а также отравляющих веществ и бактериальных средств. Кроме того, она создает в боевом отделении некоторое избыточное давление (15-20мм ртутного столба), чтобы гарантировать от проникновения в танк зараженного воздуха через возможные неплотности и небольшие нарушения герметизации. Благодаря этому экипажи танков могут длительное время действовать на зараженной местности, не применяя средства индивидуальной защиты. На некоторых современных танках, в частности на французском АМХ-30, кроме фильтро-вентиляционной установки ставятся еще и кондиционеры, поддерживающие в танке необходимую температуру и влажность воздуха.

Герметизация бронекорпуса улучшает защиту экипажа и от действия ударной волны, предотвращая "затекание" ее внутрь боевого отделения.

По существу можно уже говорить о появлении четвертой основной характеристики танка - устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва. Работы по улучшению этой характеристики ведутся во многих странах. Но уже и сегодня танки из всех видов боевых машин в наибольшей степени приспособлены к действиям не только в обычном бою, но и в условиях применения ядерного оружия.

Главная страница В начало