Т-62М. Идентификация модификаций и вариантов комплектации
Василий Чобиток
(Броне-сайт, сентябрь 2019)
В 1981 году было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 и Т-62», которым предусматривалось в 1981-1985 гг. модернизировать 2200 Т-55 и 785 Т-62. В 1983 году модернизированные танки Т-62 и Т-55 с добавлением литеры «М» к индексу соответствующей модификации (Т-62М, Т-55М, Т-55АМ) были приняты на вооружение Советской Армии. Кроме того, в этом же году принят на вооружение комплекс активной защиты 1030М «Дрозд», установка которого сопровождалась добавлением литеры «Д» к индексу машины (Т-55АД, Т-55АМД — модернизировано несколько сотен машин; Т-62Д — по ряду причин КАЗ «Дрозд» на Т-62 при капремонте не устанавливался).
Существует немалое число вариантов комплектации Т-62М. Для некоторых из них предусмотрены соответствующие индексы, для некоторых их нет (или неизвестны автору на момент написания данной статьи). Чтобы понимать откуда и почему появилась эта разносортица, следует акцентировать внимание на двух важных аспектах в качестве исходных данных.
Первый. Т-62М — не вновь производимая машина, а модернизация ранее выпущенных. Из этого следует, что до уровня Т-62М могли доводиться машины разных годов выпуска, как ранние без зенитной установки, так и более поздние с зенитным пулемётом (установка ЗПУ предусматривалась на башнях Т-62 с 1972 года), а так же те машины, которые с 1975 года оснащались лазерным дальномером КДТ-1-1. Данный аспект позволяет понимать, что наличие ЗПУ, например, не является характерным признаком какого-либо из вариантов Т-62М, поскольку является признаком машин выпущенных до и с 1972 г. Поэтому в известных таблицах [3], где напротив «ЗПУ» для модификаций машин стоит «плюс» или «минус» верно было бы указать «плюс-минус» во всех случаях. То же самое относится и к идентификации по наличию дальномера — он мог уже стоять на Т-62 ещё до модернизации машины и не является надёжным признаком установки на танк СУО «Волна».
Второй. Модернизация проводилась на заводах капитального ремонта, куда поставлялись комплекты нового оборудования с соответствующих заводов-производителей — смежников со всей страны. Например, система запуска дымовых гранат 902 «Туча» устанавливается на образцы БТВТ с конца 1979 года. Как на новые машины, так и на модернизируемые. Массовость внедрения подразумевает необходимые объемы выпуска, а так как модернизация Т-62 пришлась на пик внедрения системы 902, то и нехватка соответствующих комплектов вполне очевидна. Это выразилось в том, что на части Т-62М система 902Б не установлена, причем, её отсутствие не носит системный характер и не является характерным признаком какой-либо модификации Т-62М. То же самое относится к приемо-передатчику лазерного дальномера, которых по наличию устанавливалось не менее четырех вариантов (или трёх по характерным внешним признакам), если ориентироваться только на технические описания Т-62М и Т-55АМ [1, 2]. На самом деле при капремонте зачастую ставили то что есть, поэтому, бывало, машины оставались со старым двигателем В-55В или в составе СУО «Волна» отсутствовал баллистический вычислитель (в электрических цепях системы ставились заглушки) и т.п.
Указанные аспекты позволяют верно понимать почему для Т-62М существует столько вариантов исполнения и какие особенности можно считать характерными признаками определенных модификаций, а какие — нет.
Т-62М и Т-62М-1. Полный комплект модернизации
По техническому описанию на Т-62М [1], разработанному в соответствии с конструкторской документацией по состоянию на 1.12.1985, модернизация включает следующие мероприятия.
По вооружению
- Комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» (индекс приводится по [1, 5], в ряде других источников «Шексна» обозначается как 9К116-2) с прицелом-прибором наведения 1К13 и выстрелами 3УБК10-2 управляемых противотанковых ракет 9М117.
- Система управления огнём «Волна» с квантовым дальномером КДТ-2 или КДТ-1-1, телескопическим прицелом с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости ТШСМ-41У, стабилизатором танкового вооружения «Метеор-М1» (2Э15М-1) и баллистическим вычислителем БВ-62.
- Термозащитный кожух ствола орудия.
По защите
- Дополнительное бронирование лобовой части башни и верхнего наклонного лобового листа корпуса от кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов.
- Сплошные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны. Также предусмотрена установка дополнительных съемных открывающихся бортовых щитков-экранов (такие же как для танка Т-64А).
- Для повышения противоминной стойкости: дополнительная броневая защита днища, распорная стойка рядом с сиденьем водителя, амортизационное ограждение передней пары торсионов и быстросъёмная подушка на сиденье механика-водителя.
- Дополнительная защита от проникающей радиации (надбой) — введена с 1984 г.
- Внедрены мероприятия по защите от огнесмесей типа напалм.
По подвижности
- Новый двигатель В-55У (620 л.с.) или В-46-5М (690 л.с.)
- Для повышения плавности хода увеличен динамический ход катков, внедрены конструктивные изменения: применены торсионы, выдерживающие высокие скручивающие напряжения (двойное заневоливание при термообработке); отменены резиновые буфера балансиров; установлены упоры, обеспечивающие большой угловой поворот балансиров; дополнительно установлены гидроамортизаторы на подвесках вторых опорных катков; установлены увеличенной длины рычаги гидроамортизаторов и тяги между рычагами гидроамортизаторов и балансирами; перестановлены на корпусе танка упоры первой и второй подвесок.
- Для снижения вероятности сброса гусеницы введены ограничительный диск на ведущем колесе и отбойники на стыках бортов и кормы корпуса.
- Гусеница с ОМШ заменена на гусеницу с РМШ и улучшенными сцепными качествами, используемую на Т-72 (уже применялась на более ранних Т-62).
По связи, специальным системам и оборудованию
- Радиостанция заменена на Р-173, а радиоприёмник на Р-173П.
- Установлена система пуска дымовых гранат 902Б «Туча».
- На некоторых машинах крепления и упоры для установки тралов и навесного оборудования на лобовой части корпуса.
Из вышеуказанного выделим те основные визуальные признаки, которыми модернизация Т-62М в полной комплектации явно отличается от ранее выпускавшихся Т-62: дополнительное бронирование башни, лобовой части и днища корпуса; сплошные бортовые экраны; характерная форма броневой головки и крышки окна прицела 1К13; гранатометы системы 902Б; термозащитный кожух ствола орудия; надбой на башне. Модификация Т-62М-1 (обратить внимание на дефис перед «1») с двигателем В-46-5М отличается также бронированным коробом на правой надгусеничной полке напротив двигателя, куда вынесен воздушный фильтр циклонного типа.
В этот перечень не включены приёмопередатчик дальномера и новая гусеница по той причине, что они уже использовались на некоторых Т-62 ранее.
С модификациями Т-62М и Т-62М-1 в полной комплектации разобрались, перейдем к другим известным вариантам.
Т-62М1. Без комплекса управляемого вооружения
Модификация без КУВ подразумевает отсутствие прицела 1К13 и использование старого ночного прицела типа ТПН-1 с соответствующей формой его броневой головки. Среди имеющихся фотоматериалов найдена только одна фотография, на которой внешний вид машины соответствует данной модификации. Фотографий Т-62М1-1 (без КУВ и с двигателем В-46-5М) на текущий момент не обнаружено.
Т-62М-2. Отсутствует дополнительное бронирование ВЛД
В качестве примера модификации без бронирования ВЛД корпуса во многих источниках используется Т-62М1-2 (без КУВ и допбронирования ВЛД). Фотографий таких машин на данный момент не обнаружено, но есть Т-62М-2 (установлен 1К13) на фотографии 2004 года из Кабула.
Т-62МК. Командирский танк
На фото представлена модернизированная командирская машина, которую можно опознать по кронштейну для установки штыревой антенны в центре башни. Т-62МК получен модернизацией выпущенного до 1972 г. Т-62К или, как вариант, модернизацией в 1985 году с установкой ТНА-3 вместо ТНА-2 на Т-62К.
Т-62МВ. Установка комплекса динамической защиты «Контакт»
В 1982 году были проведены комплексные государственные испытания нового КДЗ «Контакт» на танках Т-55А, Т-62, Т-64Б, Т-72А, Т-80Б. По результатам испытаний комплекс динамической защиты на танке Т-62 снижал вероятность его поражения кумулятивными средствами в 4...4,3 раза; противокумулятивная стойкость лобовой проекции и бортов на курсовых углах ±35° по башне и ±22° по корпусу повысилась на 400...440 мм по ПТУРС и кумулятивным гранатам, на 175...270 мм — по кумулятивным артиллерийским снарядам, что обеспечивало защиту от средств с пробитием до 450 мм (калибр 100...105 мм) и всех кумулятивных гранат [4].
В 1985 году танк Т-62 оснащенный КДЗ «Контакт» принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-62МВ. В отличие от Т-62М на этой машине отсутствует дополнительное бронирование лба башни и ВЛД корпуса, вместо них лобовую проекцию, а так же борта прикрывает динамическая защита. В остальном по комплексу мероприятий и модификациям Т-62МВ полностью соответствует Т-62М.
При увеличении площади защиты от кумулятивных боеприпасов для Т-62МВ в сравнении с Т-62М снизилась защита лобовой проекции от кинетических снарядов. Решающим фактором в этом противоречии служит меньшая на две с лишним тонны масса машины с КДЗ.
Варианты без выделения в отдельные модификации
Дополнительные решетчатые экраны
Установка решётчатых экранов была предусмотрена как дополнительная мера, в комплект штатной модернизации не входила. Машины с решетчатыми экранами нередко использовались в Афганистане, Чечне и других конфликтах.
Дополнительные блоки защиты башни
Достаточно редко встречаются машины с четырьмя блоками защиты на башне. Где производилась такая модернизация и выделялся ли для нее специальный индекс неизвестно.
Варианты приёмопередатчика дальномера
Известно [1, 2] четыре варианта приёмопередатчика дальномера. КДТ-1-1 и КДТ-2, каждый для танков Т-55АМ и Т-62М. Для упрощения изложения условно обозначим их как «дальномер-55» и «дальномер-62».
Дальномер-55 имеет г-образную форму бронеящика с расширенной по высоте передней частью. В нижней части расширения находится механизм открытия крышки окна дальномера. Этот дальномер в соответствии со схемами из техописания Т-55АМ имеет два исполнения: 1) с крышкой открывающейся вправо для приёмопередатчика дальномера КДТ-1-1 и 2) с наклоненной вперед в закрытом положении и открывающейся вниз крышкой для КДТ-2.
Дальномер-62 имеет форму параллелепипеда, к которому снаружи впереди слева присоединен забронированный механизм открытия крышки. По внешнему виду дальномер-62 для приёмопередатчиков КДТ-1-1 и КДТ-2 не отличается.
Таким образом, по внешнему облику получается как минимум три варианта дальномеров (два для 55 и один для 62), по двум из которых (для 55) можно определенно судить какой именно приёмопередатчик установлен. На Т-62М использовались все три варианта. Более того, поскольку бронированные ящики приемопередатчиков выпускались в разное время разными заводами, то по технологическим и прочим причинам для каждого из трёх основных вариантов существуют дополнительные варианты их исполнения.
СУО «Волна»
Неоднократно встречался с тем, что об установке СУО «Волна» на Т-62М судят по наличию дальномера над маской пушки. Однако, наличие дальномера является хоть и обязательным, но недостаточным условием, т.к. только один из трёх вариантов (дальномер-55 вар. 2 с КДТ-2) свидетельствует об установке СУО «Волна» однозначно.
Известно, что дальномер КДТ-1-1 устанавливался ранее на Т-62 образца 1975 года без СУО «Волна». Также известно, что с СУО «Волна» могут использоваться КДТ-1-1 или КДТ-2, а так же то, что прицел 1К13 без СУО «Волна» на Т-62М не устанавливался.
Отсюда можно однозначно утверждать об установке СУО «Волна» в случаях: 1) наличие прицела 1К13; 2) наличие дальномера-55 вар. 2 (крышка окна прицела наклонена и открывается вниз) с приёмопередатчиком КДТ-2.
Об отсутствии СУО «Волна» однозначно свидетельствует отсутствие дальномера.
Когда наличие дальномера-62 или дальномера-55 вар. 1 сочетается с ночным прицелом типа ТПН-1, однозначно судить о наличии СУО «Волна» по внешнему облику машины не представляется возможным.
Система 902Б «Туча»
Для всех вариантов Т-62М наличие или отсутствие «Тучи» закономерности не имеет, т.е. случайно (скорее всего, как было указано выше, это связано с наличием соответствующих комплектов при проведении капремонта).
Термозащитный кожух ствола орудия
Как и с «Тучей» термозащитный кожух есть или его нет (см. выше представленные фото).
Крепления и упоры для установки трала и навесного оборудования
Установка креплений тралов и навесного оборудования изначально предусмотрена на части машин. Встречается или отсутствует как на машинах с максимальным уровнем модернизации, так и с минимальным.
Противоатомный надбой
Надбой введен после начала модернизации, поэтому на Т-62М встречается нечасто на машинах с полным и неполным комплектом модернизации.
Гибридные варианты
Как и для машин других типов, на заводах капитального ремонта и в войсках Т-62 могли собираться из деталей и узлов предназначенных для машин разных модификаций. Наиболее яркий пример создания подобных гибридов это установка модернизированной башни образца 1972 г. на корпус обр. 1962 г. выпускавшихся до 1967 г.
Миф про афганский «Т-62Д»
Всего лишь из-за одной технической ошибки в издании [5, с. 142], когда для таблицы «Т-62» отсутствует строка «Активная защита» (в последующее издание [3, с. 209] ошибка* перекочевала в виде прочерка), там же этой машине «вменяется в вину» отсутствие КУВ и СУО «Волна», любителями и пластиковыми моделистами распространен миф, о якобы имевшей место афганской модификации «Т-62Д», для которой литера «Д» означает не КАЗ «Дрозд», а дополнительное бронирование, как это было у БМП-2Д. Этот контингент легко идентифицирует «афганские Т-62Д» по отсутствию дальномера на маске пушки, все остальные машины у них — Т-62М.
В этих рассуждениях не учитывается тот простой факт, что БМП-2Д разработана в 1981 году в КБ Курганмашзавода, не имевшего никакого отношения к производителям средних и основных танков, с одной стороны. С другой стороны, Т-55АД (у которого «Д» однозначно «Дрозд») и Т-62Д приняты на вооружение одновременно в 1983 году. Было бы несусветной глупостью, если бы родственные машины от одного производителя, в одно и то же время получили к индексу одинаковую дополнительную литеру, означающую при этом совершенно разные варианты модернизации.
Распространению указанного мифа помог тот факт, что для танков Т-62 модернизация установкой КАЗ «Дрозд» не производилась — Т-62Д остался на бумаге (более поздний опытный Т-62М с КАЗ Т2А2 таковым очевидно не является). Поэтому можно выделить определенную группу машин и обозвать их Т-62Д, придумав объяснение, что это «дополнительное бронирование» или более экзотическое «ДРА» (тогда уж лучше Т-62Ф «аФФганистан» — ярко и не перепутаешь).
Как было показано выше, выделение подобной модификации (Т-62Д) по отсутствию дальномера не выдерживает критики, поскольку при одинаковом уровне модернизации только дополнительным бронированием среди модернизированных машин будут экземпляры как без дальномера, так и машины образца 1975 года с дальномером, по которому, как было показано выше, определить наличие СУО «Волна» можно только в одном случае из четырех. Точно так же тезис «Т-62Д это Т-62М без КУВ» несостоятелен, поскольку Т-62М без КУВ это Т-62М1.
Да, автору неизвестно, выделялся ли для машин модернизированных только дополнительным бронированием отдельный индекс и какой, но указанные в настоящей статье аспекты, влиявшие на комплектацию Т-62М, а так же множество реальных примеров разнородной комплектации машин позволяют утверждать, что по внешнему облику нет разницы между Т-62М1 без 902Б и ошибочно именуемыми Т-62Д (поскольку к таким машинам относились и модернизированные Т-62 обр. 1975 с дальномером). А если нет разницы, зачем городить огород?
Источники информации
- Танк Т-62М. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-62. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
- Танк Т-55АМ. Дополнение к техническому описанию и инструкция по эксплуатации танка Т-55. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
- Современные танки / Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — 320 с.
- Тарасенко А. А., Чобиток В. В. Динамическая защита. Израильский щит ковался в... СССР? — Броне-сайт, дек. 2016. — URL: http://armor.kiev.ua/Tank/dz/1968/
- Основные боевые танки / Курков Б. А., Мураховский В. И., Сафонов Б. С. и др. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М: Арсенал-Пресс, 1993. — 192 с.