ЛУЧШИЙ В СВОЕМ КЛАССЕ

А. Алешин, В. Сергеев, М. Барятинский

(Моделист-Конструктор  №2 за 1990 г.)

Обработка материала - О. ТУЛЬНОВ

Основу современной бронированной военной техники составляют, как известно, танки. Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и Высокую маневренность.

Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый танк T-10M, который признан лучшим в своем классе.

Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов. Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет Л 130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит; он как бы стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу.

Для стрельбы применяются боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и весовые характеристики артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором — 47,76кг. Как видим, выстрелы довольно внушительные, что заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой без малого полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание. В последнем случае заряжающий действует в два приема: сначала из одной боеукладки берет снаряд и досылает его в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки достает гильзу и досылает ее вслед за снарядом. Затвор автоматически закрывается — орудие готово к стрельбе.

Надо сказать, что конструкторы сделали, пожалуй, максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает механизм заряжания — каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего — положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает автоматика. Боевая скорострельность достигает 3 — 4 прицельных выстрелов в минуту.

Танковая пушка снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй — инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.

Устройство танковой пушки в принципе такое же, как и у обычного полевого орудия: длинный ствол, дульный тормоз, затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом. Хотя несколько отличительных особенностей все-таки есть. Ведь внутренний объем боевого отделения тайка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности — жесткие. Особая забота — обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: боекомплект ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели.

Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали; ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект, как система, моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него м удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель практически с той же точностью, как и с места.

Теперь о пулеметах. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый), который является одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его патрон — 200 г, из них на пулю приходится целых 64 г. Это, в сущности, уже небольшой снаряд, который к тому же разгоняется в канале ствола до весьма высокой начальной скорости — 945 м/с.

Один пулемет спаренный — он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий.

Другой пулемет зенитный — размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.

Несколько слов о боекомплекте. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 Патрона к сигнальному пистолету.

Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня, вооружение, стабилизатор вооружения, силовая установка, силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка — 50 т.

Броневой корпус и башня — основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы.

Следующий важнейший показатель боевых качеств танка — маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.

Первое из этих качеств — способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное — стремительно атаковать противника. Основные показатели подвижности — средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 — 40 км/ч. Максимальная же скорость — 50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути; по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км.

Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц — 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке".

Наконец, третье слагаемое маневренности — проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел — 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ


АМХ-50А, Франция М103, США FV214 "Конкерор" Англия Т-10М СССР
Год выпуска 1951 1953 1956 1957
Экипаж, чел. 4 5 4 4
Боевая масса, т 50 62 66 50
Длина с пушкой вперед (по корпусу), м - (ок. 7,4) 11,3 (6,98) 11,58 (7,72) 10,56 (7,25)
Ширина, м ок. 3,4 3,76 3,99 3,38
Высота, м ок. 2,9 2,88 3,35 2,58
Скорость макс., км/ч 50 37 34 50
Запас хода, км 129 153 350
Тип двигателя карбюраторный карбюраторный карбюраторный дизель
Мощность двигателя, л. с. 850 810 810 750
Вооружение (количество — калибр, мм):        
пушка 1-100 1-120 1-120 1-122
пулеметы 3-7,5 1-12,7 1-7,62 2-7,62 2-14,5
Толщина брони, макс., мм 120 178 200 200
Количество выпущенных машин, шт. прототипы 200 180 -
Некоторые тяжелые танки

Достаточно высоки и другие характеристики, определяющие возможности танка по преодолению препятствий. В частности, продвижению вперед не помешает даже ров шириной 3 м и вертикальная стенка высотой до 0,9 м. Танк способен преодолевать и водные преграды — по дну, лишь бы глубина брода не превышала 1,5 м.

Разумеется, Т-10М не застрахован от попадания снаряда или противотанковой ракеты. При этом может возникнуть пожар. Бороться с ним призвана автоматическая противопожарная система, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термоэлектрозамыкателя его мембрана прогибается и нажимает на микрокнопку — замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается его мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет.

В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу. Для запала и сброса двух больших дымовых шашек, установленных на его корме, достаточно нажать кнопки на щитке в отделении управления.

Танки серии Т-10, стр. 1.Танки серии Т-10, стр. 2.

Танки серии Т-10:

Г — направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 — прицел Т2С-29, 3 — прицел ТПН-1, 4 — прибор наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 — осветитель ОУ-ЗТ, 6 — командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 — кормовой ящик ЗИП, 8 — люк над двигателем, 9 — поддерживающий каток, 10 — кормовой топливный бак, 11 — ведущее колесо с грязеочистителем, 12 — большие дымовые шашки БДШ, 13 — трак гусеницы с пальцем, 14 — антенна, 15 — выпускные окна эжекторов, 16 — сетки окон над радиаторами, 17 — окно впуска воздуха в двигатель зимой, 18 — укрывочный брезент, 19 — прожектор Л-2, 20 — смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 — спаренный пулемет КПВТ, 22 — люк заряжающего, 23 — бревно для самовытаскивания, 24 — щитки-отражатели, 25 — ящик ЗИП, 26 — люк механика-водителя танков Т-10 ц Т-10А, 27 — люк механика-водителя танка Т-10М, 28 — окно для пулемета ДШК, 29 — колпак вентилятора, 30 — прицел ТПС-1, 31 — окно прицела ТУП, 32 — окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 — окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 — люк для обслуживания системы смазки, 35 — люк запасного выхода, 36 — зенитный пулемет КПВТ.

А — башня танка Т-10, Б — башня танка Т-10А, В — маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г — башня танка Т-10М, Д — люк заряжающего танка Т-10М, Е — зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж — днище корпуса.

Чертежи деталей увеличены в 2,5 раза по сравнению с общими видами.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Тяжелые танки серии Т- 10 (Т-10, Т-10А. Т-10Б и Т-10М) были созданы в 50-е годы на основе опыта, накопленного при конструировании танков ИС-4 и ИС-7.

Корпуса танков имеют идентичную конструкцию с наклонными верхними и с гнутыми бортовыми листами и конфигурацией лобовой части по типу ИС-3 ("щучий нос"). Башни — литые, обтекаемой формы, с переменной толщиной и разным наклоном стенок. Ходовые части танков состоят из 44 необрезиненных опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Подвески — независимые, торсионные, с гидравлическими амортизаторами. Гусеницы — мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая.

Установленная на танке Т-10 122-мм пушка Д-25ТА была спарена с пулеметом ДШК. Другой пулемет ДШК был смонтирован на турели люка заряжающего. Наведение пушки осуществлялось при помощи телескопического прицела ТШ-2-27. На Т-10 применялся 12-цилиндровый V-образиый быстроходный дизель В-12-5 мощностью 700 п. с.

Танк Т-10А отличался от базового образца установкой на нем пушки Д-25ТС со стабилизатором вертикального наведения ПУОТ и эжекциоиным устройством для продувки канала ствола. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Кроме того, на танке появился ночной прибор механика-водителя ТВН-1.

Следующей модернизацией была установка двухплоскостного стабилизатора и нового прицела Т2С-29. Этот танк получил марку Т-10Б.

Все эти модификации внешне отличались друг от друга лишь наличием или отсутствием эжектора на стволе пушки, а также формой и расположением амбразур выходов и бронировок приборов наблюдения и прицеливания.

На танке Т-10М была установлена 122-мм пушка М62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором "Ливень" и прицелом Т2С-29, а также двигатель В-12-6 с турбонаддувом. Этот танк отличается от всех предшествующих наличием новой пушки, имеющей большую длину ствола и щелевой дульный тормоз, установкой спаренного и зенитного пулеметов КПВТ вместо ДШК, конструкцией крыши силового отделения, наличием ночных приборов командира, наводчика и водителя и, наконец, новой формой бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, изменена конструкция крышки люка механика-водителя.

Модель танка окрашивается в стандартный защитный цвет. Дульный срез пушки, гусеничные цепи и буксирные тросы цвета некрашеного металла. Стволы пулеметов черные, вороненые. Командирский и пушечный инфракрасные прожекторы, а также ночной прицел ТПН-1 закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера белого цвета, наносятся на передних скулах башни.

Танк Т-10М — последний серийный тяжелый танк в мире и одновременно последний серийный танк, на котором была применена конфигурация лобовой части корпуса "щучий нося. В начале 80-х годов она вновь возникла на английском опытном танке "Чифтен-900".

В ходе одностороннего сокращения Советских Вооруженных Сил танки Т-10 снимаются с вооружения. Часть их будет отправлена на переплавку, часть передается в народное хозяйство для установки на них различного оборудования.


Страница принадлежит Броне-Сайту Чобитка Василия