armor.kiev.ua / Tanks / Modern / STRV
 

Основной танк Strv-103

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 189-193)

 

В 1960 г. «Бофорс» получила заказ армии на 10 опытных машин, и в 1961 г. представила два опытных образца. После доработок танк был принят на вооружение под обозначением «S» или Strv-103А («Stridsvagn 103») и поставлен на производство в 1966 г. В ходе серийного производства (оно продолжалось до июня 1971 г.) в конструкцию танка было внесено много усовершенствований, и в 1969 году он получил индекс Strv-103B. Всего было выпущено более 300 машин.

Требование совместить в конструкции танка высокие защищенность и огневую мощь с хорошей подвижностью при ограниченной массе было удовлетворено конструкторами прежде всего за счет необычных компоновочных решений.

Танк имеет безбашенную схему компоновки с «казематной» установкой основного вооружения в корпусе. Пушка установлена в лобовом листе корпуса без возможности прокачки по вертикали и горизонтали. Ее наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях. В передней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение, за ним — отделение управления, являющееся одновременно боевым. В обитаемом отделении справа от пушки располагается командир, слева — механик-водитель (он же — наводчик), за ним, лицом к корме машины — радист. Командир имеет низкопрофильную башенку с углом вращения 208 градусов и одностворчатой крышкой люка. Корма машины занята автоматом заряжания пушки.

Принятая схема компоновки позволила удобно разместить в ограниченном объеме 105-мм нарезную пушку L74, выпускаемую фирмой «Бофорс» на основе английской L7А1. По сравнению с базовым образцом ствол L74 удлинен до 62 калибров (против 52 калибров у L7А1). Пушка имеет гидравлический тормоз отката и пружинный накатник; живучесть ствола — до 700 выстрелов. В боекомплект входят унитарные выстрелы с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и дымовыми снарядами. Возимый боекомплект составляет 50 выстрелов, из них — 25 с подкалиберными снарядами, 20 с кумулятивными и 5 с дымовыми.

Неподвижность пушки относительно корпуса позволила использовать сравнительно простой и надежный автомат заряжания, что обеспечило техническую скорострельность пушки до 15 выстр./мин. При перезаряжают орудия стреляная гильза выбрасывается через люк в кормовой части танка. В сочетании с установленным в средней части ствола эжектором, это значительно уменьшает загазованность обитаемого отделения. Перезагрузка автомата заряжания происходит вручную через два кормовых люка и занимает 5-10 минут.

Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески, в горизонтальной — поворотом танка.

На левой стороне лобового листа в неподвижном бронекожухе установлены два 7,62-мм пулемета КsР 58 с боекомплектом 2750 патронов. Наведение пулеметов осуществляется корпусом, т.е. пулеметы играют роль спаренных с пушкой. На Strv-103А, кроме того, устанавливался справа пристрелочный 7,62-мм пулемет. Стрельбу из пушки и пулеметов ведут командир танка или механик-водитель.

Над люком командира машины на турели установлен еще один пулемет КsР 58. Из него можно вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям, турель может прикрываться бронещитами.

Командир машины и механик-водитель имеют бинокулярные комбинированные оптические приборы ОРS-1L «Юнгнер» с переменной кратностью увеличения. В прицел наводчика встроен лазерный дальномер «Симрад». Командирский прибор стабилизирован в вертикальной плоскости, а его башенка — в горизонтальной.

Кроме того, используются сменные перископические блоки. Четыре блока имеет командир — по периметру командирской башенки, один — механик-водитель (слева от ОРS-1L), два — радист. Оптические приборы на Strv-103В прикрыты броневыми заслонками.

Защищенность машины обеспечивается не только толщиной брони сварного корпуса, но и большими углами наклона бронедеталей, прежде всего верхнего лобового листа, малой площадью лобовой и бортовой проекций, корытообразной формой днища. Существенным фактором является низкая заметность машины: из состоящих на вооружении основных боевых танков Strv-103В имеет самый низкий силуэт. Для защиты от наблюдения противника по бокам командирской башенки расположены два четырехствольных 53-мм дымовых гранатомета. В корпусе выполнен люк для эвакуации экипажа.

Strv-103 — первый танк с комбинированной силовой установкой, включающей 6-цилиндровый многотопливный дизель К-60 «Роллс-Ройс» с вертикальным оппозитным расположением цилиндров и газотурбинный (впервые установлен на серийном танке) двигатель «Боинг» 502-10МА, замененный позже на «Боинг 553». Основным является К-60, развивающий мощность 176 кВт (240 л.с.). 490- сильный (360 кВт) ГТД, связанный с К-60 механическим редуктором, должен подключаться к последнему для совместной работы при движении машины в сложных условиях. Он может использоваться для пуска дизеля зимой. Однако практика эксплуатации показала, что ГТД приходиться включать в работу значительно чаще, чем предполагалось. Это существенно снижает запас хода машины.

Танк имеет двухпоточную гидромеханическую трансмиссию «Вольво» DRН-1М, включающую гидротрансформатор, коробку передач, обеспечивающую две основные передачи вперед и две назад, механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Таким образом, танк способен двигаться с одинаковой скоростью вперед и назад. При движении задним ходом управление может брать на себя радист. Силовая установка и гидромеханическая трансмиссия размещены в едином блоке.

Как указано выше, ходовая часть танка имеет индивидуальную регулируемую гидропневматическую подвеску. Балансир опорного катка шарнирно связан с поршнями двух силовых цилиндров, которые и определяют его положение относительно корпуса. Динамический ход катка — 292 мм, статический — 192 мм. При этом управляемая подвеска позволяет в широких пределах изменять наклон корпуса в продольной плоскости, а значит, и углы наведения пушки. Ходовая часть включает на борт четыре обрезиненных опорных катка (унифицированных с катками танка «Центурион») и два поддерживающих катка. Ведущие колеса — переднего расположения. Гусеница имеет ширину 670 мм и состоит из 61 трака со съемными резиновыми подушками. Поскольку наведение пушки требует быстрого вращения танка на месте, для уменьшения сопротивления повороту пришлось уменьшить длину опорной поверхности до 2,85 м (при длине гусеничного обвода около 7 м), и среднее давление на грунт оказалось около 1 кг/кв.см. Длина опорной поверхности может еще уменьшаться подъемом крайних катков. Танк способен преодолевать подъем в 30 градусов, низкое расположение центра тяжести позволяет двигаться с креном до 35 градусов.

В конструкции Strv-103В особенно явно видна взаимосвязь огневой мощи, подвижности и управляемости. Органы управления танком и вооружением сравнительно просты и практически одинаковы у всех членов экипажа. Поворотом и наклоном корпуса танка управляют с помощью рукояток «мотоциклетного» типа через сервоприводы.

Танк оснащен радиостанцией с двумя штыревыми антеннами, установленными в кормовой части. Две аккумуляторные батареи имеют общую емкость 228 А•ч. Системой защиты от ОМП танк не оснащен.

Танк оборудован индивидуальным плавсредством в виде укладывающихся на бортах складных экранов, обеспечивающих в развернутом положении необходимое водоизмещение. Плавсредство разворачивается в рабочее положение экипажем за 15 мин. Движение на плаву происходит за счет перематывания гусениц. Бронированные укладки плавсредства служат дополнительной защитой бортов. Strv-103В снабжался электронным компасом.

На нижнем лобовом листе предусмотрено крепление для навесного бульдозерного отвала для самоокапывания и других инженерных работ.

На базе танка Strv-103В были созданы: самоходная 155-мм пушка Vk-155 с автоматическим заряжанием, ЗСУ Veak-40 с 40-мм автоматической пушкой, самоходный ПТРК Pvrbv-551 с подъемной пусковой установкой ПТУР ТОW.

В 1983 г. фирма «Бофорс» заключила контракт на модернизацию в 1986-89 г. танков Strv-103В, а в 1984 г. выпустила первые 10 образцов. На модели с индексом Strv-103С используются:

  • система управления огнем «Бофорс Аэротроникс» с цифровым баллистическим вычислителем и новым прицелом наводчика (механика-водителя) с лазерным дальномером «Симрад» на основе иттриево-алюминиевого граната с неодимом;
  • израильский подкалиберный оперенный снаряд М111;
  • установленный за командирской башенкой слева двухствольный 71-мм гранатомет «Бофорс Лиран» для осветительных гранат;
  • приспособления для крепления дополнительной брони (включая динамическую и модульную) в передней части корпуса;
  • американский многотопливный дизель 6V-53Т «Детройт» мощностью 232 л.с.;
  • усовершенствованная автоматическая трансмиссия с тремя передачами вперед и двумя назад;
  • новые радиаторы системы жидкостного охлаждения, глушитель, генератор;
  • дополнительные баки по бортам корпуса.

На вооружении сухопутных войск Швеции находится 335 танков, в основном модели Strv-103В. С 1989 г. в войска стал поступать танковый навесной 6-тонный катковый минный трал шведской разработки.

Выбранная схема компоновки и связанные с ней конструктивные особенности сделали Strv-103 уникальной машиной среди современных основных боевых танков. Он оказался первым среди западных машин основным боевым танком с автоматом заряжания и экипажем из 3 человек, единственным из всех танков этого класса, способным преодолевать водные преграды с помощью индивидуального плавсредства. В сочетании с малой заметностью, небольшими размерами и массой это привлекло широкое внимание к Strv-103В и вообще к безбашенной схеме.

В середине 70-х годов Strv-103В проходил испытания в США на полигоне Форт-Нокс. Летом 1973 г. шведский танк испытывался в Великобритании и в ФРГ.

Однако опыт учений шведской армии и зарубежных испытаний показал, что невозможность ведения прицельного огня с ходу является существенным недостатком танка в условиях современного маневренного боя и фактически снижает его огневую мощь. Ни повышение скорострельности, ни высокая маневренность на поле боя (возможность «челночного» движения, поворотливость, хорошая приемистость), ни совершенствование СУО не компенсируют этого недостатка. Фактически Strv-103 в современных условиях является очень удачной конструкцией самоходной 105-мм пушки, играющей прежде всего роль артиллерийского истребителя танков.

В начале 90-х годов шведское руководство приняло решение закупить новый основной танк за рубежом. В конкурсных испытаниях участвовали танки М1А2 «Абрамс», «Леклерк» и «Леопард-2-II». Судя по сообщениям зарубежной печати, именно немцы предложили лучшие условия поставки, а их машина превзошла на испытаниях американский и французский танки. С 1996 года планируется поступление «Леопард-2-II» в сухопутные войска Швеции.

<b>Strv-103C</b>
Strv-103C [Увеличить]

Боевая и техническая характеристики танка Strv-103B

Боевая масса ............................ 39,7 т
Экипаж .................................. 3 чел.
Высота по крыше корпуса ................. 1900 мм
Пушка ................................... 105-мм нарезная
Боекомплект ............................. 50 выстрелов
Типы боеприпасов ........................ БПС, БКС, БФС, ДС
Дальномер ............................... лазерный
Баллистический вычислитель .............. электронный
Заряжание ............................... автоматическое
Дублированное управление огнем .......... от механика-водителя и
                                          командира
Пулеметы ................................ три 7,62-мм
Броневая защита ......................... монолитная
Дымовые гранатометы ..................... 8 шт.
Максимальная скорость ................... 50 км/ч
Запас хода по шоссе ..................... 390 км
Двигатели ............................... дизель жидкостного охлаждения и
                                          газотурбинный
Мощность двигателей ..................... 176 кВт (240 л.с.)+ 
                                          360 кВт (490 л.с.)
Трансмиссия ............................. гидромеханическая
Подвеска ................................ гидропневматическая
Гусеница ................................ с РМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды .. 1,2 м, а также на плаву
                                          (после подготовки)
Главная страница В начало


теплоизоляция плиты