«Меркава» из Израиля. Танк «Меркава» Mk.4
В. Борзенко
(Моделист-конструктор. — 2011. — № 11)
Танк «Меркава» Mk.4 впервые показали на одной из зарубежных выставок 24 июня 2002 г., хотя официально его передали на войсковые испытания в декабре 2001 г. Выпуск машины начался в начале 2003 г., после снятия с конвейера модели Mk.3.
Первый танк Mk.4 поступил в 1-ю учебную роту 46-го батальона 401-й бригады 27 июля 2003 г. Перевооружение батальона по штатному расписанию закончилось летом 2004 г., а всей бригады — в начале следующего года. Ранее в бригаде находились танки МАГАХ-6 — вариант американского М60А1. С этого времени в бронетанковые войска стали приходить танки только израильского производства. Ими к концу 1995 г. вооружили уже несколько бригад.
Представители военного командования Армии обороны Израиля (АОИ) не скупились на лестные слова в адрес «Меркавы» Mk.4, считая, что «в нём заложено всё самое новое и лучшее», и что по своим качествам танк намного превосходит прошлые модели. Это относилось как к его защищённости, так и к мощи вооружения.
Башню танка оснастили новыми специальными броневыми модулями. Они закрыли не только её лоб, борта, корму, но и всю крышу, значительно усилив защиту от снарядов, направленных из верхней полусферы. Из-за этого пришлось убрать люк заряжающего, а люк командира сделать более массивным, снабдив его специальным электрическим механизмом для открывания. За счёт модулей изменилась конфигурация башни — она получила «ступенчатый» силуэт.
Для улучшения обзора дороги и прилегающей местности на корпусе разместили четыре видеокамеры, изображение с которых передаётся непосредственно на дисплей механика-водителя. Такая система TST (Tank Sight System) обеспечивает видимость днём и ночью. Она разработана фирмой Vectop («Вектор»).
Во избежание поражения командира танка при боевых действиях в городских условиях на нём предусмотрели небольшую командирскую башенку. Перенесли на крышу башни прицел наводчика. Пушку снабдили массивной маской. Сняли решётки забора воздуха на надгусеничных нишах, оставив лишь одну — выхлопного тракта с правого борта. На корме башни, как и на ранних моделях, навесили металлические антикумулятивные цепи с шарами, прикрывающие её нижнюю часть от воздействия гранат РПГ. Для облегчения маневрирования в узких местах поставили на корпусе габаритные штыри.
Впервые в мире зарубежный танк «Меркава» Mk.4 был оснащён системой активной защиты Trophy («Трофи») производства израильских фирм RAFAEL Armament Development
Authority Ltd. и Israel Aircraft Industries ELTA. Её создание назвали в Израиле «революцией в системах защиты бронетехники». Система дала «возможность обнаруживать, определять, отслеживать и уничтожать современные противотанковые ракеты на значительной дистанции от защищаемой машины, чтобы не нанести ей ущерб».
«Трофи» демонстрировалась на Второй международной выставке по конфликтам в Тель-Авиве в марте 2005 г.
Надо отметить, что аналогичные системы «Дрозд» или «Арена» использовались на советских танках ещё в середине 1980-х гг. По информационным источникам, «Трофи» являлась их переработкой.
Радиолокационная станция этой системы обнаруживает и идентифицирует летящие к танку ракеты или гранаты РПГ. Компьютер вычисляет траекторию полёта приближающегося боеприпаса и выдаёт команду на пусковые установки. Те выбрасывают навстречу ему взрывной заряд направленного действия, разрушающий боевую часть боеприпаса прежде, чем он достигнет танка. РЛС имеет четыре антенны, расположенные по углам корпуса впереди и на корме, которые обеспечивают поиск в секторе 360°. Две пусковые установки находятся по бортам танка.
Общая масса системы для Mk.4 составляет 771 кг. Она имеет автоматическую перезарядку и способна одновременно сопровождать несколько ракет с разных сторон. Стоимость её — около 200 тысяч долларов.
«Трофи» дополняет система оповещения об опасности, срабатывающая при обнаружении лазерного наведения на машину.
Улучшенная гладкоствольная 120-мм пушка выдерживает повышенное давление в канале ствола, что позволяет применять разработанные фирмой Israel Military Industries (IMI) более мощные осколочно-фугасные снаряды М339 Kalanit («Актиния»), Их взрыватель программируется на определённую задачу уже в зарядной камере ствола пушки, что повышает эффективность их применения по различным целям, будь то пехота или автомашины, танки или фортификационные сооружения. В последнем случае, например, снаряд сначала пробивает преграду, и только потом внутри объекта срабатывает боеголовка, снаряжённая поражающими элементами.
Полуавтомат заряжания пушки установлен за броневой перегородкой в нише башни. Его электрический барабан на 10 выстрелов самостоятельно подаёт их заряжающему. Каждый из остальных 38 выстрелов упакован в защитный контейнер для предотвращения взрыва внутри башни и в корпусе в случае попадания снаряда в танк.
Из этой же 120-мм пушки может вестись стрельба снарядами LAHAT. Они управляются по лазерному лучу и имеют полуактивную лазерную головку самонаведения. После вылета снаряда из ствола пушки начинает работать его маршевый двигатель и раскрываются стабилизаторы. Тандемная кумулятивная боевая часть рассчитана на преодоление системы активной защиты цели. Пушка имеет интегральный теплоизоляционный кожух, что повышает эффективность стрельбы из неё, а также существенно снижает износ ствола.
Кроме пушки, танк вооружён спаренным с ней 7,62-мм пулемётом. Другой — такой же, установлен на турели по правому борту башни. Из этого пулемёта командир машины может вести стрельбу даже дистанционно — изнутри башни на все 360°. Штатным является и 60-мм миномёт, причём новой конструкции — казнозарядный. На башне смонтированы кассеты дымовых гранатомётов.
Система управления огнём «Меркавы» Mk.4 — с автосопровождением цели. В неё входят усовершенствованные тепловизионный и телевизионный каналы. Командир и наводчик имеют независимые стабилизированные прицелы с тепловизорами.
Фирма Elbit разработала для Mk.4 танковую информационно-управляющую систему управления (ТИУС), которая обеспечивает непрерывное наблюдение за обстановкой на поле боя с постоянным отображением её на электронной карте местности — на цветном дисплее. Все информационные элементы машины — датчики, дальномер, навигационное оборудование, прочая аппаратура — связаны единым алгоритмом управления, обработки и отображения полученных данных. Рабочие места командира и наводчика объединены в локальную сеть и автоматически отслеживают и отображают обстановку в условиях ведения боевых действий. Это позволяет командиру быстрее оценивать обстановку и принимать правильные решения, даёт большую возможность своевременно обнаруживать и поражать цели противника. Система отображает обстановку в реальном времени и даёт возможность обмениваться информацией с экипажами других танков.
Масса танка Mk.4 составляет 65 т. На него поставили 1500-сильный дизель GD883 американской фирмы «Дженерал Дайнемикс». Этот двигатель под обозначением MTU883 был разработан немецкой компанией MTU Friedrichshafen и выпускается в США по лицензии.
Новый двигатель танка Mk.4 отличается от установленных на других моделях улучшенными массо-габаритными показателями, удельными мощностными параметрами, топливной экономичностью. Увеличение его литровой мощности потребовало усовершенствования системы турбонаддува с охлаждением поступающего воздуха, повышения эффективности жидкостного охлаждения, интенсивности масляного охлаждения поршней. В систему питания внедрены индивидуальные топливные насосы с электрогидравлической системой регулирования подачи горючего. Благодаря применению масляного поддона специальной конструкции и связанного с ним добавочного плоского масляного бака возможна работа двигателя при любых кренах и дифферентах.
MTU883 выполнен в едином силовом блоке с новой автоматической трансмиссией RK325 немецкой фирмы Renk («Ренк»), гидромеханической, с гидрообъёмным механизом поворота. Управление силовой установкой производится компьютером, который выдаёт необходимую информацию о её работе водителю танка. Выхлопной патрубок размещён на правом борту.
На Mk.4 предусмотрены автоматическая система пожаротушения и система коллективной защиты от ОМП. В кормовой части с левого борта для удобства маневрирования задним ходом установлена видеокамера, выдающая изображение на монитор водителя.
Танки «Меркава» в бою
В Ливанской войне 1982 г. с израильской стороны из имевшихся в АОИ 4000 танков участвовало, по разным данным, от 500 до 1000 машин. Это были состоявшие тогда на вооружении М60А1 «Паттон», «Центурион» и «Меркава» Mk.1; последних — около 200 единиц.
Mk.1, по мнению зарубежных специалистов, хорошо зарекомендовал себя в боях. Они не загорались, несмотря на пробитые снарядами сирийских Т-72 башни и корпуса. Сказывались успешное срабатывание системы автоматического пожаротушения, рациональная защита боезапаса в задней части боевого отделения.
Однако в этой войне выведено из строя около 50 «меркав» и, в основном, от огня 125-мм пушек Т-72. Многие из них были впоследствии восстановлены и лишь семь — оказались потеряны безвозвратно. Погибли только девять членов экипажей.
Тем не менее, военное командование Израиля посчитало, что Mk.1 имеют недостаточное бронирование, поскольку их можно было вывести из строя прямыми попаданиями даже в лобовую часть корпуса и башню. Тогда же приступили к разработке танка «Меркава» Mk.2 с более мощной бронезащитой.
Осенью 1997 г. «меркавы» использовались в боевых действиях против вооружённых формирований организации «Хезболлах» в Южном Ливане. С помощью противотанковых управляемых ракет 9К111 «Фагот» (по другим данным — «Корнет-Э» ) российского производства арабам удалось подбить три танка «Меркава» Mk.3.
Танки Mk.2, Mk.3, Mk.4 участвовали также во Второй Ливанской войне 2006 г. Из 400 таких машин ходе боёв подбили 52. Из них 50 — управляемыми ракетами и гранатами РПГ, причём на двадцати двух — насквозь пробита броня, в том числе на шести Mk.4. Две машины подорвались на фугасах. Всего повреждены восемнадцать Mk.4.
Безвозвратно потерянными оказались по одной Mk.2 и Mk.4; ещё две Mk.2 и одна Mk.3 полностью сгорели при попадании ракет. Погибли 23 танкиста.
Большая часть «меркав» были быстро восстановлены и после ремонта вновь вступили в строй.
По информационным данным на 2007 г., в танковых частях АОИ состояли на вооружении 711 — М60А1/3, 100 — Т-55, около 100 — Т-62, 111 — МАГАХ-7, 561 — «Паттон III» и 1681 «Меркава».
Боевая масса, т | 65 |
Экипаж, чел. | 4 |
Длина, мм | 7970* |
Ширина, мм | 3720 |
Высота, мм | 2660** |
Клиренс, мм | 490 |
Вооружение |
120-мм пушка MG253; 7,62-мм спаренный пулемёт MAG; 7,62-мм зенитный пулемёт MAG; 60-мм казнозарядный миномёт; два шестиствольных 78,5-мм дымовых гранатомёта СД-3030; |
Боекомплект | 120-мм выстрелов — 48 7,62-мм патронов — 10 000 |
Двигатель | AVDS-1790-9AR |
Мощность, л.с. | 1500 |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
Ёмкость топливных баков, л | 1400 |
Запас хода, км | 500 |
Преодолеваемые препятствия, м: — высота стенки — ширина рва — глубина брода — угол подъёма, град |
1,05 3,55 1,38 30 |
Примечание. * С пушкой вперёд — 9040 мм. ** По крыше башни.