armor.kiev.ua / Tanks / Modern / M60
 

Основной танк М60

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 146-152)

 

Танк М60 второго послевоенного поколения был создан в 1959 году на базе танка М48А2 и в различных модификациях серийно производился в течение двадцати пяти лет. За этот период было изготовлено около 14000 машин серии М60.

Образец М60А1 появился в 1962 году, М60А3 — в 1978 году. В 1972 году начался выпуск небольшой серии ракетно-пушечных танков М60А2, однако это направление в танкостроении США не получило дальнейшего развития. К 1981 году М60А2 были сняты с вооружения и заменены на М60А3. Шасси М60А2 были частично использованы для производства БРЭМ, танковых мостоукладчиков и саперных танков.

Танки М60 после проведенной модернизации решено оставить на вооружении армии США до полной замены их серией М1 «Абрамс», а в национальной гвардии — еще дольше. Рассмотрим подробнее модификацию М60А3.

Компоновка

Танк имеет традиционную схему компоновки. Механик-водитель размещен в отделении управления по продольной оси корпуса. В боевом отделении справа от пушки находятся командир танка и наводчик, а слева от нее – заряжающий. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает объем 6,1 куб. м в кормовой части.

По сравнению с другими однотипными машинами второго послевоенного поколения танк имеет наибольшие размеры по высоте (2750 мм) и ширине (3630 мм). Это дало возможность разместить большой боекомплект (63 выстрела) к пушке и весь запас топлива (1420 л) в забронированном объеме, а также обеспечить свободное расположение всех членов экипажа. В то же время большие размеры снижают защищенность на поле боя, увеличивают массу машины и затрудняют перевозку по железной дороге. Общий забронированный объем танка составляет около 20 куб. м, из которых 5 куб. м занимает башня с развитой кормовой нишей.

Огневая мощь

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой М68, которая изготовляется в США по английской лицензии. Пушка снабжена теплозащитным кожухом и эжектором. Ствол имеет быстроразъемное соединение трубы с казенной частью. Противооткатные устройства обеспечивают малое сопротивление откату до вылета снаряда из канала ствола. Живучесть ствола составляет не менее 400 выстрелов.

Боекомплект пушки состоит из унитарных выстрелов с металлическими гильзами. 26 выстрелов размещаются в боеукладках справа и слева от механика-водителя, остальные 37 выстрелов — в боеукладках у заряжающего в боевом отделении.

Для стрельбы из пушки могут применяться бронебойные подкалиберные снаряды М735 (с сердечником из вольфрамового сплава) или М774 (с корпусом из уранового сплава), кумулятивный снаряд М456А1, бронебойно-фугасный снаряд М393 (масса ВВ 2,93 кг), снаряд М494 (содержит 5000 готовых поражающих элементов,— стрел) и дымовой снаряд М416.

Кроме того, для стрельбы могут использоваться выстрелы к 105-мм танковой пушке, производимые в Великобритании, Франции, Канаде и Израиле. Заряжание пушки осуществляется вручную.

Командир танка может брать на себя стрельбу из пушки, как днем, так и ночью. Дневной прицел командира совмещен с лазерным дальномером, ночной прицел представляет собой приставку к тепловизионному каналу прицела наводчика. Оба прицела имеют зависимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Кроме того, у командира танка имеется зенитный прицел для стрельбы из 12,7- мм пулемета.

Наводчик пользуется дневным прицелом с однократным и восьмикратным увеличением. Для измерения дальности до цели используется лазерный модуль в прицеле командира. Диапазон измерения дальности составляет 200- 5000 метров, а точность измерения — 10 метров.

Кроме основного прицела, у наводчика установлен вспомогательный телескопический прицел. Ночью наводчик использует тепловизионный канал, смонтированный в основном дневном прицеле. Дальность видения при этом достигает 2000 метров. Все три прицела имеют зависимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях.

В системе управления огнем используются стабилизатор вооружения электрогидравлического типа и электронный цифровой баллистический вычислитель. Для контроля функционирования СУО имеется специальная автоматическая встроенная аппаратура. В качестве вспомогательного и дополнительного вооружения в танке установлены 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы.

Защищенность

Броневая защита — монолитная. Корпус литой, его верхняя лобовая деталь имеет толщину 120 мм и угол наклона 64 градуса от вертикали. Крыша и днище корпуса в отделении управления изготовлены из брони толщиной 50 мм и 40 мм соответственно, а в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях — 20 мм. На танке отсутствуют бортовые противокумулятивные экраны. Максимальная толщина брони литой башни равна 180 мм.

С 1988 года на танках М60А3, находящихся на вооружении морской пехоты США, устанавливалась навесная динамическая защита. Оснащение танков М60А1 и М60А3 динамической защитой в сухопутных войсках пока не предусматривается.

Для повышения защищенности от обычных средств поражения на танке применяются система ТДА, английские шестиствольные дымовые гранатометы и быстродействующее противопожарное оборудование с огнетушащим составом «Галон 1301».

С целью снижения вероятности обнаружения танка с помощью тепловизора осуществлено смешение выхлопных газов двигателя с воздушным потоком от вентиляторов системы охлаждения.

Защита от поражающих факторов ОМП обеспечивается броней танка и ФВУ с индивидуальным подводом очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. На танке отсутствует подбой и надбой из специальных противорадиационных материалов.

Подвижность

В МТО устанавливается многотопливный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель АVDS-1790-2С воздушного охлаждения с турбонаддувом. Он смонтирован в блоке с трансмиссией, системой охлаждения и масляной системой. Масса силового блока составляет 3622 килограмма. Пуск двигателя осуществляется электростартером.

Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия СD 850-6 «Кросс-Драйв» включает двухреакторную комплексную гидропередачу без блокировочного фрикциона, планетарную коробку передач, механизм поворота дифференциального типа и два планетарных бортовых редуктора.

Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет только две передачи переднего хода и одну — заднего. Для управления поворотом танка у механика-водителя установлен штурвал.

В системе подрессоривания применяется двухторсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на первом, втором и шестом узлах. Направляющее колесо, унифицированное с опорным катком, имеет механизм натяжения гусеницы с компенсирующим устройством. Гусеница — с РМШ, обрезиненной беговой дорожкой и съемными резиновыми подушками. Ее ресурс составляет 8000 километров.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения. Труба-лаз монтируется над люком заряжающего. На танке не предусмотрено применение оборудования для самоокапывания или минного трала. Пробег машины до капитального ремонта — 9600 километров. В танке установлена УКВ телефонная, симплексная радиостанция АN/VRC-12 с рабочим диапазоном частот 30-76 МГц.

Модификации танка М60

М 60 (1959 г.) — базовый образец, на основе которого создало большое семейство машин. От своего предшественника (танк М48А2, 1958 г.) отличался, в основном, 105-мм нарезной пушкой, усиленной броневой защитой башни и дизельным двигателем.

М60А1 (1962 г.) — модернизация танка М60, в нем введены следующие усовершенствования: усилено бронирование башни и улучшена ее конфигурация; рулевое колесо механика-водителя заменено Т-образным штурвалом; введен инфракрасный прибор наблюдения для заряжающего; с 1972 года устанавливается стабилизатор вооружения; с 1974 года применяется гусеница Т142 со съемными резиновыми подушками; с 1975 года используется модернизированный двигатель АVDS-1790-2А; с 1977 года введены бесподсветочные приборы наблюдения для всех членов экипажа и пассивный прицел наводчика, усовершенствовано оборудование для подводного вождения танка.

М60А2 (1972 г.) — танк огневого усиления. Отличался от М60А1 в основном вооружением. На нем устанавливалось 152-мм орудие низкого давления, которое также использовалось в качестве пусковой установки для управляемых ракет «Шилелла».

М60А3 (1978 г.) — модернизация танка М60А1 со следующими основными изменениями: ствол пушки снабжен теплозащитным кожухом (1978 г.); у командира танка установлен лазерный прицел-дальномер (1978 год); в систему управления огнем введен электронный баллистический вычислитель (1978 год); у наводчика установлен тепловизионный прицел (1979 год); в качестве спаренного пулемета используется бельгийский 7,62-мм пулемет М240 (1978 год); танки для морской пехоты США оснащены навесной динамической защитой (1988 год); введена система ТДА (1979 год); установлены английские шестиствольные дымовые гранатометы (1978 год); смонтирована быстродействующая система ППО (1988 год); установлены двигатель АVDS-1790-2С, генератор повышенной мощности и двухторсионная трубчато-стержневая подвеска (1978 год).

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка М60 было организовано с 1960 года по 1963 год на танковом заводе Детройтского арсенала (г. Уоррен, штат Мичиган). Основным подрядчиком по разработке и производству была фирма «Крайслер Корпорэйшн». Общий выпуск составил 2205 единиц.

С 1962 года на заводе началось производство модели М60А1, которое продолжалось до 1980 года. Всего за этот период было изготовлено 7948 танков М60А1, из них 5661 впоследствии (начиная с 1979 года) были модернизированы до уровня танка М60АЗ.

В период с 1972 года по 1974 год была выпущена сравнительно небольшая партия (540 машин) танков М60А2 с ракетно-пушечным вооружением. Модернизированный образец М60А3 производился с 1978 года по 1985 год. Из 1811 изготовленных танков свыше 1200 машин были поставлены в Египет, Израиль, Иорданию, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Тунис, Австрию и Судан. Остальные танки были использованы для замены танков М60А2.

Кроме указанных выше стран, танки М60 и М60А1 экспортировались в Иран, Эфиопию, Северный Йемен и Оман. 300 танков М60А1 поставлены в Италию, где затем был налажен выпуск этих машин по лицензии.

К производству танков М60А3 кроме государственных, было привлечено большое число предприятий частных фирм. Специализированными заводами изготовлялись: Уотерфлайтский арсенал (штат Нью-Йорк)— 105-мм пушка М68; фирма «Хьюз эйркрафт» (г. Эль-Сегундо, штат Калифорния) — приборы системы управления огнем; фирма «Лиэр Зиглер» (г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган) — стабилизатор пушки; фирма «Блоу-Нокс» (г. Уиллинг, штат Западная Вирджиния) — литые корпуса и башни; фирма «Теледайн» (г. Маскегон, штат Мичиган) — двигатель АVDS-1790; фирма «Аллисон» (г. Индианаполис, штат Индиана) — трансмиссия «Кросс-Драйв»; фирма «ФМК» (г. Аннистон, штат Алабама) — гусеница; фирма «Грумман» (г. Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк) – система ППО.

Основной танк M60A3
Основной танк M60A3 [Увеличить]
Схема трансмиссии «Кросс-Драйв» с простыми бортовыми редукторами
Схема трансмиссии «Кросс-Драйв» с простыми бортовыми редукторами
Схема ходовой части танка M60A3
Схема ходовой части танка M60A3

Боевая и техническая характеристики танка М60A3

Боевая масса ............................ 51 т
Экипаж .................................. 4 чел.
Высота по крыше башни ................... 2750 мм
Пушка ................................... 105-мм нарезная 
Боекомплект ............................. 63 выстрела
Типы боеприпасов ........................ БПС, БКС, БФС, СГПЭ, ДС
Дальномер ............................... лазерный
Стабилизатор ............................ электрогидравлический
Баллистический вычислитель .............. электронный
Тепловизор .............................. есть
Заряжание ............................... вручную
Дублированное управление огнем .......... от командира танка
Пулеметы ................................ одни 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита ......................... монолитная
Дымовые гранатометы ..................... два блока по 6 шт.
Максимальная скорость ................... 48 км/ч
Запас хода по шоссе ..................... 500 км
Двигатель ............................... двенадцатицилиндровый
                                          многотопливный дизель
                                          воздушного охлаждения
Мощность двигателя ...................... 550 кВт (750 л.с.)
Трансмиссия ............................. гидромеханическая
Подвеска ................................ торсионная
Гусеница ................................ с РМШ, обрезиненной беговой
                                          дорожкой и съемными резиновыми
                                          подушками
Глубина преодолеваемой водной преграды .. 5 м (с подготовкой)


Главная страница В начало