Средний среди средних
В. Мальгинов
(Моделист-конструктор. — 2002. — №9)
Иллюстрации к статье |
После Второй мировой войны армия США оказалась без перспективного среднего танка. "Шерман" уже исчерпал практически все возможности модернизации, а М26 "Першинг" создавался как тяжелый танк, и хотя был позднее переклассифицирован в средний, таковым, по сути, не являлся главным образом из-за низкой удельной мощности.
Занять роль основного танка армии США "Першингу" мешало и то, что различное оборудование - ремонтно-эвакуационное, понтонное и другое - было рассчитано на машину класса "Шерман", имевшую массу около 30-35 тонн. Для замены этого оборудования требовались большие затраты, а после войны авиационное лобби в США всячески пыталось доказать, что танки как оружие устарели, и требовало направить все средства на разработку новой авиатехники.
Поэтому до 1948 года удалось провести только модернизацию М26, заключавшуюся в основном в установке более мощного двигателя.
Однако сильное отставание от Советского Союза заставило американцев принять в 1949 году новую программу танкостроения. Она предусматривала создание легкого танка Т41, среднего Т42 и тяжелого Т43. В качестве первого без особых проблем пошел в серию М41 "Уокер Бульдог" (подробнее о нем - в журнале "Моделист-конструктор" № 9'2000), правда, оказался он довольно бесполезным, так как время классических легких танков уже прошло. Второй - Т43 - с некоторыми проблемами все же был запущен в серию и после модернизации стал последним американским тяжелым танком М103.
Третий - Т42 - представлял собой самый интересный танк из этой троицы. При массе 36 т он имел довольно маленький корпус на пятикатковой ходовой части. В нем американцы наконец-то решились убрать пулеметчика, сидящего рядом с водителем, что к тому времени было уже анахронизмом. В случае принятия Т42 на вооружение американская армия получила бы полноценный средний танк, в чем-то уступающий, а в чем-то и превосходящий советский Т-54, и все послевоенное американское танкостроение пошло бы по другому пути. Но вышло так, что Т42 так никогда и не был принят на вооружение.
Двадцать пятого июня 1950 года началась корейская война. Пренебрежение к развитию танков в США дало о себе знать сразу. Под ударами северокорейских Т-34-85 американские части побили все рекорды драпа. И хотя потом с наращиванием сил и переброской в Корею М26 и его модернизированной версии М46 ситуацию удалось стабилизировать, радостного было мало, ведь сражаться приходилось далеко не с новыми советскими танками. В случае появления на поле боя Т-54 ситуация лета 1950 года вполне могла бы повториться.
В результате началась лихорадочная модернизация танковых войск США. Наконец-то были выделены нужные средства, но попытки довести до серийного выпуска Т42 не увенчались успехом-новая ходовая часть требовала доработки. Поэтому было принято решение поставить башню Т42 на М46 - так появился на свет М47 "Паттон II". Правда, это решение также требовало времени на изменение как корпуса М46, так и башни Т42, и на корейскую войну М47 уже не попал.
Литая башня М47 имела обтекаемую форму, явно навеянную конструкциями башен советских танков, хотя и имела кормовую нишу, где располагалась боеукладка первой очереди из 11 снарядов. Удобство заряжания американцы предпочли урокам фронтового опыта, показывающего, что при попадании в башню эта боеукладка часто детонирует.
В башне М47 было смонтировано 90-мм орудие М36, имевшее в зависимости от модификации Т-образный, цилиндрический или такой же, как у М46, дульный тормоз. Вести огонь из орудия мог как наводчик, так и командир, имевший свой прицел (в Т42 командир не имел прицела). Кроме перископического, в распоряжении наводчика имелся стереоскопический дальномер, установленный аналогично башне немецкого опытного танка "Пантера" Ausf.F. Командир и наводчик размещались в правой части башни, а заряжающий - слева. В башне Т42 он имел лючок для выброса стреляных гильз, но в М47 его ликвидировали - снарядостойкость вышла на первое место.
Форма башни М47 была шагом вперед по сравнению с М46, но американцы перестарались, стремясь уменьшить ее внутренний объем, для чего разместили командирскую башенку и люк заряжающего в выступах башни. В результате появились вогнутости, прекрасно улавливающие снаряды. Эту ошибку исправили уже на М48, сделав башню по образцу советского танка Т-54 полностью выпуклой.
Корпус М47 также отличался от М46. Его лобовая часть стала более обтекаемой, между местами механика-водителя и пулеметчика исчез колпак вентилятора. Но ликвидировать самого пулеметчика и ослаблявшую лобовой лист пулеметную установку американцы в очередной раз не решились.
Ходовая часть М47 была аналогична М46 (только число поддерживающих катков сократилось до трех на борт). Созданная еще для М26, с передним катком, связанным сложным механизмом с ленивцем и к тому же имевшим направленный вперед балансир, и специальным натяжным роликом (американцы очень боялись соскакивания гусеницы) между последним катком и звездочкой, эта ходовая часть стала основным препятствием к повышению скорости. Несмотря на повышенную мощность двигателя, максимальная скорость танка не возросла (хотя средняя по местности и увеличилась). Переход на дизельный двигатель у американских танков тоже затянулся, и М47 имел такой же 810-сильный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, что и М46.
В результате танк М47 не стал эталонным в американском танкостроении, поступил в армию США в весьма ограниченном количестве (две дивизии на территории ФРГ) и был быстро заменен на М48. Однако он активно поставлялся армиям стран НАТО и другим зависимым от США режимам, поэтому общий выпуск составил 8676 единиц.
Танки М47 поступили на вооружение армий Франции, ФРГ, Италии, Испании, Австрии, Португалии и других европейских государств. Получили М47 и Южная Корея с Тайванем. В дальнейшем, заменяя их в своих армиях более совершенными машинами (как своей разработки, так и американской), эти страны продавали или передавали М47 менее развитым странам. Так его получили Турция, Иран, Пакистан.
Предпринималась попытка модернизировать М47,правда,без особого успеха. Французы ставили на него пушку от АМХ-30, итальянцы - английскую 105-мм пушку L7, а австрийцы -дизель собственной разработки. Все эти машины остались в разряде прототипов, так как модернизация не особенно повышала боевую ценность танка, но сильно увеличивала его стоимость.
Кроме того, по своей конструкции М47 не очень подходил для модернизации. Его шасси,разработанное еще во Вторую мировую войну, не было рассчитано на большие скорости движения и все его резервы были использованы еще в М46, поэтому при установке более мощного двигателя требовалось менять и ходовую часть. Увеличить защиту тоже не представлялось возможным из-за сложной формы башни, что создавало проблемы при экранировке. А из-за наличия на башне вогнутостей нельзя было поставить динамическую защиту, так как расположенные в местах вогнутости контейнеры со взрывчаткой сносили бы соседние контейнеры.
Поэтому серьезных программ модернизации М47 было всего две, обе с американской помощью, в Испании и Иране. В Испании фирма Talbot с участием американской кампании Chrysler в 1970-е годы осуществила модернизацию танков М47 до уровня М47Е1 и М47Е2.
При переделке М47 в М47Е1 двигатель и трансмиссия заменялись на новые-американского производства. Новый двигатель-дизель AVDS-1790-2A- вместе с модернизированной ходовой частью (были заменены амортизаторы и удален натяжной ролик) позволил развивать скорость до 54 км/ч против 48 до модернизации. В корпусе ликвидировали место пулеметчика, за счет чего боекомплект возрос до 77 снарядов. У водителя появился пассивный прибор ночного видения. На башне смонтировали четыре дымовых гранатомета, а спаренный с пушкой пулемет Browning заменили на MG42. Кроме того, установили новую систему управления огнем.
При модернизации до уровня М47Е2 в башне устанавливалась немецкая пушка Rh-105 с боекомплектом в 42 снаряда. Всего же в вариант М47Е1 было переделано 330 танков и 46 - в вариант М47Е2. Броневая защита осталась прежней.
В Иране для модернизации танков М47 в вариант М47М в 1972 году американской фирмой Bowen-McLaughlim-York был построен завод. Изготовление опытных образцов осуществлялось в США. На танке устанавливалась система управления огнем от М60А1, двигатель, трансмиссия, а также крыша и корма корпуса взаимозаменяемые с М48АЗ и М60А1. Практически была заменена вся приборная начинка корпуса. Ликвидировано место пулеметчика, что позволило увеличить боекомплект пушки до 77 снарядов.
В ходовой части удалили натяжной ролик, изменили ведущее колесо, установили амортизаторы от М60 и новую гусеницу. Это позволило увеличить скорость до 55 км/ч и запас хода до 600 км. До 1975 года было модернизировано 400 иранских танков и 147 танков Пакистана.
Но никакие модернизации уже не могли продлить жизнь этой боевой машины. В тех странах, где она еще оставалась на вооружении к началу 1990-х годов, ее начали выводить в резерв, переделывать в мостоукладчики, инженерные машины и тому подобное. Только Португалия, Иран и Пакистан еще сохраняют на вооружении некоторое количество танков этого типа.
В Австрии М47, закопанные по башню, используют на границе в качестве дотов. Любопытно отметить, что в 1960-е годы в Австрии на М47 проходил военную службу будущий "терминатор" - актер Арнольд Шварценеггер. Недавно танк "терминатора" был найден, восстановлен и как музейный экспонат доставлен в США. А вообще М47 в музеях не редкость, хотя этот танк ничем особо не прославился, но исправно нес службу в армиях многих стран.
Тактико-техническая характеристика |
|