armor.kiev.ua / Tanks / Modern / Leklerk
 

Основной танк «Леклерк»

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 154-160)

 

Разработка танка (поисковые работы и концептуальные исследования) была начата совместно специалистами Франции и Германии во второй половине 70-х годов в рамках программ «Наполеон» и КРz-3 соответственно. После отказа от совместных работ в 1982 году, создание нового танка во Франции было продолжено по проектам ЕРС, «Чар Футюр» и «Леклерк». Однако, вследствие бюджетных ограничений и затянувшейся разработки новых комплектующих узлов, постановка на производство нового танка в середине 80-х годов, как планировалось ранее, не состоялась. Сыграли свою роль и колебания французских специалистов по поводу концепции танка, масса которого (более 54 тонн) весьма велика в свете традиций французского танкостроения.

В конце 1986 года были изготовлены шесть опытных образцов, испытания и доводка которых продолжались вплоть до начала серийного производства в 1991 году. Французские специалисты считают, что по уровню боевых свойств «Леклерк» опережает другие основные танки третьего послевоенного поколения.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж три человека. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. Командир танка находится слева от пушки, наводчик — справа.

Моторно-трансмисионное отделение находится в корме. В нем установлены объединенные в силовой блок двигатель и трансмиссия с их системами, а также топливные баки.

Боекомплект к пушке размещен в боеукладке барабанного типа справа от механика-водителя (18 выстрелов) и в магазине автомата заряжания, который находится в развитой нише башни.

Огневая мощь

Основным вооружение танка является 120-мм гладкоствольная пушка СN-120-26 французской разработки с длиной ствола 52 калибра (для сравнения — у танка «Леопард-2» пушка имеет длину ствола 44 калибра). Это позволило повысить начальную скорость бронебойного подкалиберного снаряда до 1750 м/с.

Зарядная камора позволяет вести огонь снарядами производства США и ФРГ, предназначенными для танковых 120-мм гладкоствольных пушек.

Ствол пушки снабжен теплозащитным кожухом, эжектор отсутствует. Продувка ствола после выстрела осуществляется сжатым воздухом. Пороховые газы, проникшие в боевое отделение, отсасываются специальным вентилятором.

Автомат заряжания разработан фирмой «Крезо-Луар». Он установлен в нише башни и изолирован от боевого отделения. Выбор типа снаряда, вывод его на линию заряжания и собственно цикл заряжания независимы друг от друга, что сокращает время подготовки выстрела. Заявленная техническая скорострельность — 12 выстрелов в минуту.

Стрельба из пушки ведется бронебойными подкалиберными с отделяющимся поддоном и кумулятивно-осколочными снарядами. Ожидается принятие на снабжение БПС с сердечником из обедненного урана и противовертолетных корректируемых осколочных снарядов.

В качестве вспомогательного вооружения используются спаренный с пушкой 12,7-мм и установленный на крыше башни 7,62-мм пулеметы. Последний дистанционно управляется командиром или наводчиком. Боекомплект к пулеметам составляет 800 и 2000 патронов соответственно.

Пушка и спаренный пулемет стабилизированы в двух плоскостях, стабилизатор электромашинного типа. Прицелы командира и наводчика имеют независимую стабилизацию полей зрения в двух плоскостях и встроенные лазерные дальномеры. Диапазон измерения дальности 350-8000 метров. Дальность видения целей типа танк с помощью тепловизора достигает 3000 метров.

Перископический комбинированный прицел наводчика НL-60 находится в правой передней части башни. Помимо дневного канала с увеличением до 10 крат, в нем встроены тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы.

Панорамный перископический комбинированный прицел командира НL-15 установлен слева на крыше башни. Он имеет дневной канал с увеличение до 10 крат и ночной на электронно-оптическом преобразователе. Также имеется дисплей, на котором отображается телевизионная картинка от прицела наводчика.

В состав системы управления огнем входит электронный цифровой баллистический вычислитель, автоматически вырабатывающий поправки на скорости цели и танка, боковой ветер, дальность до цели, износ канала ствола, крен оси цапф пушки, температуру и атмосферное давление воздуха.

Особенностью СУО является наличие специальной видеосистемы, позволяющей перемещать поля зрения прицелов без изменения наводки оружия.

Дублированное управление огнем осуществляет командир танка, для чего у него имеются все необходимые органы управления. На танке используется большое число микропроцессоров, контролирующих работу основных систем и оборудования. Через центральную мультиплексорную шину данных связаны микропроцессоры баллистического вычислителя, прицелов командира и наводчика, приводов пушки и пулеметов, автомата заряжания, двигателя, трансмиссии, панели управления механика-водителя, средств связи с аппаратурой передачи данных.

Этот комплекс, получивший название танковой информационно-управляющей системы, обеспечивает экипажу непрерывное получение навигационных данных, информации о наличии топлива и боеприпасов, состоянии систем танка, а также о боевом состоянии и расположении других танков подразделения, сведения о противнике. Через аппаратуру передачи данных вся необходимая информация поступает на другие танки, командиру подразделения, и в систему материально-технического обеспечения.

Защищенность

Корпус и башня танка сварные. Лобовые и бортовые части изготовлены из многослойной брони с использованием керамических материалов. Конструкция броневой защиты позволяет заменять лобовые детали при их боевых повреждениях или модернизации. Они представляют собой модульные узлы, устанавливаемые с помощью креплений анкерного типа.

Особое внимание уделено усилению защиты крыши башни, которая впервые в мировом танкостроении также выполнена комбинированной. На бортах корпуса установлены броневые экраны, а в передней части на шарнирах навешиваются стальные короба, образующие разнесенные броневые преграды.

Защита от поражающих факторов ОМП обеспечена применением специальных противорадиационных материалов и установкой ФВУ. Имеется система кондиционирования воздуха.

На бортах передней части башни смонтированы гранатометы (по три на борт), в боекомплект которых входят дымовые и осколочные гранаты, а также выстреливаемые инфракрасные ловушки.

В боевом и моторно-трансмиссионном отделениях установлена быстродействующая автоматическая система пожаротушения.

Имеется датчик системы оповещения экипажа о лазерном облучении, что помогает принять своевременные меры по уклонению от поражения.

Подвижность

На танке установлен восьмицилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель жидкостного охлаждения UDV8X-1500 с системой наддува «Гипербар» и турбокомпрессором. Турбокомпрессор может использоваться отдельно в качестве вспомогательной силовой установки (мощность 12 л.с.), обеспечивающей гарантированный запуск основного двигателя. Максимальная мощность двигателя 1100 кВт (1500 л.с.), емкость топливной системы 1300 литров. Благодаря новой системе наддува двигатель получился очень компактным — объем силовой установки составляет одну треть от объема силовой установки танка «Леопард-2».

Двигатель объединен с двухпоточной автоматической гидромеханической трансмиссией ЕNС500, обеспечивающей пять передач вперед и две назад. Кроме того, предусмотрена замедленная передача.

Трансмиссия включает комплексную гидропередачу, автоматическую планетарную коробку передач и дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе, а также комбинированную систему торможения, состоящую из установленного на грузовом валу коробки передач гидрозамедлителя и дисковых тормозов сухого трения с воздушным охлаждением, размещенных на бортовых редукторах. Накладки тормозов выполнены из углеволокна.

Система управления движением — электро-механо-гидравлическая, работает совместно с ТИУС. Управление трансмиссией осуществляется с помощью микропроцессоров, определяющих соотношение между скоростью движения и нагрузкой и выбирающих наиболее рациональный режим работы.

Для контроля состояния трансмиссии имеется встроенное диагностическое оборудование, подключенное к ТИУС.

Гусеничный движитель включает двенадцать опорных двухскатных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков, гусеницы с РМШ и обрезиненной беговой дорожкой, двухскатные направляющие колеса и ведущие колеса со съемными венцами. Подвеска танка индивидуальная гидропневматическая, разработки фирмы «Мессьер».

Производство и поставки на экспорт

Танк производится на предприятиях государственного концерна GIAT, сборка проводится на танкосборочном заводе в г. Роанн. Многие комплектующие поставляются частными фирмами. Общая потребность французской армии в танках «Леклерк» определена в 1400 единиц.

После войны в Персидском заливе интерес к танку проявили некоторые арабские государства. В частности, сообщалось о подписании контракта на поставку нескольких сотен машин в Кувейт и Объединенные арабские эмираты. Саудовская Аравия также внимательно изучает возможность закупки французского танка.

Основной танк «Леклерк»
Основной танк «Леклерк» [Увеличить]
Схема компоновки танка «Леклерк»
Схема компоновки танка «Леклерк» [Увеличить]
Принципиальная схема прицела HL-60<br>1 - монитор; 2 - оптический канал; 3 - телекамера; 4 - блок стабилизации;
5 - тепловизор; 6 - лазерный дальномер; 7 - дисплей для вывода изображений от телекамеры и тепловизора
Принципиальная схема прицела HL-60
1 - монитор; 2 - оптический канал; 3 - телекамера; 4 - блок стабилизации; 5 - тепловизор; 6 - лазерный дальномер; 7 - дисплей для вывода изображений от телекамеры и тепловизора

Боевая и техническая характеристики танка «Леклерк»

Боевая масса ............................ 54,6 т
Экипаж .................................. 3 чел.
Высота по крыше башни ................... 2460 мм
Пушка ................................... 120-мм гладкоствольная
Боекомплект ............................. 40 выстрелов
Типы боеприпасов ........................ БПС, KОС
Дальномер ............................... лазерный
Стабилизатор ............................ электромеханический
Баллистический вычислитель .............. электронный
Тепловизор .............................. есть
ТИУС .................................... есть
Заряжание ............................... автоматическое
Дублированное управление огнем .......... от командира танка
Пулеметы ................................ одни 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита ......................... комбинированная, модульная
Дымовые гранатометы ..................... 6 шт.
Максимальная скорость ................... 71 км/ч
Запас хода по шоссе ..................... 550 км
Двигатель ............................... восьмицилиндровый
                                          многотопливный дизель
Мощность двигателя ...................... 1100 кВт (1500 л.с.)
Трансмиссия ............................. гидромеханическая
Подвеска ................................ гидропневматическая
Гусеница ................................ с РМШ и обрезиненной беговой
                                          дорожкой
Глубина преодолеваемой водной преграды .. 2,3 м (с подготовкой)

Главная страница В начало