БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ИТАЛИИ
Полковник Н. Фомич
(Зарубежное военное обозрение)
Военно - политическое руководство Италии, которая является активной участницей НАТО, уделяет значительное внимание наращиванию мощи своих вооруженных сил, прежде всего сухопутных войск. Это достигается как совершенствованием организационно-штатной структуры, так и путем оснащения их современными образцами оружия и военной техники.
В 1987 году с целью повышения мобильности соединений и частей и эффективности управления ими была начата реорганизация сухопутных войск. Численный и боевой состав сухопутных войск не изменился. Сейчас они включают три штаба армейских корпусов, 24 отдельные бригады, отдельные полки (артиллерии и армейской авиации), а также отдельные батальоны и дивизионы.
Среди вооружений сухопутных войск важное место занимает бронетанковая техника. Но если раньше они оснащались в основном американскими образцами, большая часть которых была выпущена по лицензиям, то в настоящее время военная промышленность Италии имеет возможность разрабатывать и производить собственную разнообразную бронетанковую технику, включая танки. Определенная ее часть экспортируется.
Судя по сообщениям иностранной печати, на вооружении сухопутных войск насчитываются более 1700 танков, из которых 920 западногерманских "Леопард-1", 300 американских М60А1 и до 500 устаревших американских М47 (включая 200 единиц, находящихся в резерве). Последние планируется заменить новой колесной бронированной машиной В-1 "Кентавр", опытные образцы которой уже прошли войсковые испытания. А вместо танков М60А1 в начале 90-х годов поступят танки С-1 "Ариете" собственной разработки и производства.
Основным производителем бронетанковой техники в Италии является фирма "ОТО Мелара". Отдельные заказы, особенно связанные с колесными бронированными машинами, выполняет фирма ФИАТ.
В начале 70-х годов "а вооружение итальянских сухопутных войск был принят западногерманский танк "Леопард-1". 200 машин были поставлены непосредственно фирмой "Краусс-Маффей", а остальные 720 выпущены фирмой "ОТО Мелара" по лицензии.
Специалистами "ОТО Мелара" в 1980 году был подготовлен к серийному производству танк <П>OF-40 (прежнее название "Лайен"), предназначенный специально для продажи странам Ближнего и Среднего Востока. Он создан на базе танка "Леопард-1А4". Корпус и башня сварены из броневых листов. Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой (боекомплект 57 выстрелов) и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Особое внимание уделялось оборудованию его для действий в условиях жаркого климата и сильной запыленности воздуха. С этой целью увеличена площадь радиаторов системы охлаждения двигателя, установлены дополнительные воздушные фильтры и кондиционер (в боевом отделении), Приняты меры для уменьшения проникновения пыли и песка в двигатель, трансмиссию и ходовую часть. Разработаны специальные смазочные материалы.
В дальнейшем на танке были установлены новая система управления огнем, включающая прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером и стабилизированный прицел командира, а также двухплоскостной стабилизатор пушки. Кроме этого, на пушке монтируется камера телевизионной системы, используемой для ведения наблюдения за местностью. Данный вариант танка получил обозначение OF-40 Мк2. Как отмечается в зарубежной печати, к 1985 году 18 таких машин были поставлены Объединенным Арабским Эмиратам, а такое же количество танков OF-40, полученных этой страной ранее, доводится до уровня последнего варианта.
На базе OF-40 создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная мощным специальным оборудованием. За надстройкой находится место для транспортировки запасной силовой установки.
В 1986 году фирмой "ОТО Мелара" был продемонстрирован опытный образец танка С-1 "Ариете" собственной разработки. Его производство планируется начать в 1992 году. К настоящему времени выпущены шесть опытных образцов, прошедших заводские и войсковые испытания. Для итальянских сухопутных войск намечается заказать 250 - 350 таких танков, которыми будут заменены американские М60А1.
У танка С-1 "Ариете" (см. цветную вклейку) классическая компоновка. Корпус и башня сварные. Лобовые их части имеют многослойное бронирование. На бортах корпуса навешены противокумулятивные экраны. Отделение управления находится в передней правой части корпуса. Слева от механика-водителя размещены 27 выстрелов для танковой пушки.
Для башни танка характерны низкий силуэт и удлиненная задняя часть, где в боеукладке помещены 15 выстрелов. Со стороны боевого отделения они закрыты броневой перегородкой, В башне установлена 120мм гладкоствольная пушка, стабилизированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм пулемет, а перед люком командира смонтирован второй пулемет такого же калибра, используемый главным образом для стрельбы по воздушным целям. В боекомплект пушки входят 42 выстрела с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном и многоцелевыми снарядами (кумулятивного и осколочного действия).
Танк оснащен современной системой управления огнем, включающей, в частности, стабилизированные прицелы командира и наводчика (последний имеет встроенный лазерный дальномер), тепловизионный прицел, электронный баллистический вычислитель, пульты управления и необходимые датчики условий стрельбы.
Силовая установка - 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель (мощностью 1200 л. с.) с турбонаддувом и водяным охлаждением, изготовленный фирмой ФИАТ. Он выполнен в одном блоке с западногерманской автоматической трансмиссией, обеспечивающей четыре передачи переднего хода и две заднего.
Ходовая часть такая же, как у западногерманского танка "Леопард-2". Она включает по семь опорных катков и четыре поддерживающих ролика на каждую сторону. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках. Гусеница резинометаллическая, со съемными резиновыми подушками. Танк может преодолевать следующие препятствия: ров шириной до 3 м, стенку высотой до 1,1 м, брод глубиной до 1,2 м, а с помощью оборудования для подводного вождения - водную преграду глубиной до 4м.
Танк С-1 "Ариете" оснащен фильтровентиляционной установкой. При преодолении зараженных участков местности в боевом отделении создается избыточное давление. С целью повышения живучести машина имеет автоматическую систему противопожарного оборудования, установленного во всех отделениях (моторно - трансмиссионном, боевом и управления). Для связи применяется радиостанция и танковое переговорное устройство.
Для перевозки пехоты используются американские гусеничные бронетранспортеры М113А1, выпущенные по лицензии фирмой "ОТО Мелара". Всего в сухопутных войсках Италии насчитывается более 2200 таких БТР. Кроме того, на базе данного бронетранспортера были изготовлены и поставлены в войска 220 командно-штабных машин М577, более 410 самоходных минометов М106 калибра 106,7 мм и 200 гусеничных грузовых транспортеров М548.
В первой половине 70-х годов специалисты фирмы "ОТО Мелара" на базе БТР М113А1 разработали боевую машину пехоты, получившую обозначение VCC-1 "Камиллино". Была изменена форма корпуса десантного отделения, сделаны амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия. Броневая защита улучшена за счет закрепления дополнительных стальных листов (толщиной 6 мм) на передней части корпуса и по бортам. Вместимость БМП девять человек, включая членов экипажа: командира, механика-водителя и стрелка. Вооружена машина 12,7-мм пулеметом, смонтированным перед люком стрелка, для которого предусмотрено броневое ограждение.
Позднее был создан вариант VCC-2, отличающийся улучшенным бронированием корпуса. Поставки боевых машин пехоты обоих вариантов в сухопутные войска Италии закончились в 1982 году. Всего их сейчас насчитывается 1350 единиц. На базе БМП VCC-1 фирма "ОТО Мелара" выпустила и поставила Саудовской Аравии 200 самоходных ПТРК, имеющих пусковую установку для стрельбы ракетами "Toy".
В начале 80-х годов фирма "ОТО Мелара" приступила к разработке гусеничного бронетранспортера С-13, специально предназначенного для экспорта. К настоящему времени создано несколько опытных образцов, прошедших соответствующие испытания. БТР С-13 имеет закрытый корпус, выполненный из алюминиевой брони (толщина 50 мм), которая усилена стальными листами (толщиной 6 - 13 мм). В его передней части справа расположено моторно-трансмиссионное отделение, а слева - отделение управления. По бортам десантного отделения имеются амбразуры. Над командирской башенкой смонтирован 12,7-мм пулемет. Подвеска ходовой части торсионная.
Бронетранспортер С-13 является базовой моделью для создания семейства бронированных машин разного назначения: разведывательной, командно-штабной, огневой поддержки, санитарной, транспортной, БМП, ЗСУ, самоходного ПТРК. На нем могут устанавливаться бронированные башни с различным пулеметно-пушечным вооружением. В частности, на одном из опытных образцов была смонтирована двухместная бронированная башня с 90-мм пушкой.
База бронетранспортера С-13 использована фирмами "ОТО Мелара" и "Крупп Мак" (ФРГ) при совместной разработке легкой бронированной машины, получившей обозначение AV-90. В конце 1988 года был продемонстрирован ее опытный образец, на котором применены западногерманский дизельный двигатель (мощностью 368 л. с.) и автоматическая трансмиссия. Вместимость 12 человек, включая членов экипажа.
Колесный (4Х4) бронетранспортер типа 6614 (разработан фирмой ФИАТ) состоит на вооужении подразделений карабинеров и полиции (закуплен Перу, Сомали, Тунисом и Южной Кореей). У бронетранспортера закрытый бронированный корпус, в передней части которого находятся силовая установка и отделение управления. По бортам имеется по одной двери, в в корме - откидывающаяся аппарель. Десант может вести огонь через амбразуры, размещенные по бортам и в корме корпуса, Основное вооружение - 12,7-мм пулемет. Бронетранспортер типа 6614 плавающий, движение на плеву осуществляется за счет вращения колес.
Одной из последних разработок фирм "ОТО Мелара" и ФИАТ является боевая машина пехоты VCC-80. Уже изготовлены три ее опытных образца (рис. 4), которые проходят всесторонние испытания. Серийное производство намечено на начало 90-х годов.
Сварные корпус и башня БМП выполнены из алюминиевой брони. Защита корпуса усилена стальными броневыми листами. В его передней части справа расположено моторно-трансмиссисинное отделение, а слева - отделение управления. На машине установлен шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель с турбонаддувом. Подвеска ходовой части торсионная, с гидравлическими амортизаторами на двух первых и двух последних опорных катках.
В двухместной бронированной башне установлена 25-мм автоматическая пушка КВА-В02 швейцарской фирмы "Эрликон", с которой спарен 7,62-мм пулемет. Углы наведения орудия по вертикали от -10° до +60°, что позволяет вести огонь по воздушным целям. Приводы наведения пушки и поворота башни электрические. Командир и наводчик имеют соответствующие приборы для наблюдения и прицеливания. На башне может быть смонтирована пусковая установка ПТУР, обеспечивающая возможность ведения борьбы с танками. В десантном отделении размещаются шесть полностью экипированных военнослужащих, которые могут вести огонь из стрелкового оружия через амбразуры в бортах корпуса. Машина неплавающая.
Разработкой боевых разведывательных машин занимается в основном фирма ФИАТ. Созданная ею колесная (4Х4) БРМ типа 6616 поступила в начале 70-х годов на вооружение подразделений карабинеров (закуплена Перу и Сомали).
На данной машине установлена двухместная бронированная башня, созданная фирмой "ОТО Мелара". БРМ вооружена 20-мм автоматической пушкой (боекомплект 400 снарядов) и 7,62-мм пулеметом, спаренным с ней. На некоторой части выпущенных машин имеется 40-мм гранатомет, смонтированный на крыше башни.
Корпус БРМ типа 6616 сварен из листов стальной брони толщиной 6 - 8 мм. Он защищает от пуль, осколков артиллерийских снарядов и мин. В его кормовой части расположено моторно-трансмиссионное отделение, в котором находятся дизельный двигатель, сцепление и пятискоростная коробка передач. Подвеска колес независимая, со спиральными пружинами. Водные преграды машина преодолевает на плаву со скоростью 5 км/ч (за счет вращения колес). Дополнительно БРМ может быть оснащена фильтровентиляционной установкой, кондиционером воздуха и комплектом противопожарного оборудования. В начале 80-х годов фирма "ОТО Мелара" изготовила несколько опытных образцов легкой колесной (4Х4) бронированной машины R3, которую, как отмечается в зарубежной печати, можно использовать и для ведения войсковой разведки. Она вооружена 20-мм автоматической пушкой. Закрытий корпус сварен из листов алюминиевой брони толщиной 32 мм. Машина плавающая.
Результатом совместной разработки фирм ФИАТ (головная) и "ОТО Мелара" (башня с вооружением) явилось создание колесной (8Х8) боевой бронированной машины В-1 "Кентавр". Для итальянских сухопутных войск заказаны 450 таких машин, которыми будут заменены устаревшие американские танки М47. Производство новой боевой машины планируется начать в 1990 году, в поставки в войска - в 1991-м.
Для В-1 "Кентавр" характерно наличие мощного вооружения - 105-мм нарезной пушки с малым откатом. Из нее можно вести огонь всеми типами натовских танковых боеприпасов данного калибра. включая бронебойные подкалиберные оперенные снаряды с отделяющимся поддоном. Боекомплект орудия 37 выстрелов, из которых 24 находятся в двух боеукладках а корпусе машины, а остальные - в башне.
В бронированной башне размещаются три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Система управления огнем включает электронный баллистический вычислитель, комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, стабилизированный панорамный прицеп командира и датчики условий стрельбы.
Компоновка машины выполнена с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, что обеспечивает дополнительную защиту. Корпус сварен из броневых листов с большими углами наклона, особенно лобового верхнего листа. Шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель (мощностью 520 л. с.) соединен через коробку передач (пять переднего хода и пять заднего) с распределительной коробкой. Все колеса ведущие, подвеска независимая.
Боевая бронированная машина В-1 "Кентавр" оснащена фильтровентиляционной установкой и автоматической системой пожаротушения. В качестве вспомогательного вооружения используются два 7,62-мм пулемета (один спарен с пушкой). Для постановки дымовых завес по бортам башни смонтированы гранатометы.
К настоящему времени изготовлены восемь опытных образцов машины В-1 "Кентавр", из которых шесть отправлены в сухопутные войска, а два проходят заводские испытания.
В иностранной печати также сообщается, что упомянутые выше итальянские фирмы разрабатывают и другие образцы гусеничной и колесной боевой техники, предназначенной в основном для продажи другим странам.
Одновременно отмечается использование гусеничных шасси танка OF-40 при создании 155-мм самоходной гаубицы "Пальмария" и 76-мм ЗСУ "Отоматик". Последняя может применяться для борьбы с боевыми вертолетами. Фирмой "ОТО Мелара" на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 выпущена счетверенная 25-мм ЗСУ. Для сухопутных войск планируется закупить около 350 таких установок.
В целом, по оценке западных специалистов, бронетанковая техника, выпускаемая военной промышленностью Италии, обладает характеристиками, сравнимыми с аналогичными показателями подобных образцов, производимых в основных странах НАТО.