"Свобода" в индийском варианте
Владислав Черников
(Танкомастер. — 1997. — № 4)
Когда тридцать с лишним лет назад Китай аннексировал солидную часть Тибета, СССР не мог оказать Индии военную помощь, поскольку это означало бы поддержку капиталистической страны против страны социализма. Однако Индии требовались новые современные танки, в связи с чем ее правительство обратилось к Англии, проявив интерес к новым разработкам фирмы "Виккерс".
Индийским вооруженным силам требовалась маневренная скоростная машина с мощным вооружением: 84-мм орудия старых танков "Центурион" индусов не удовлетворяли, и поэтому было решено оснастить новый танк 105-мм английским орудием L/7A1. Контракт был подписан в августе 1961 г., первый образец готов в феврале 1963 г., первая серийная машина поступила в Индию в 1965 г., а в 1969 г. Индия стала сама производить эти танки, названные "Виджаянта" (что значит "Свобода"). Кроме Индии, модифицированный "Центурион" приняли на вооружение Кения, Кувейт и Нигерия.
"Виджаянта" имеет цельносварной корпус, разделенный на три отделения. Сиденье механика-водителя сдвинуто вправо, а слева расположена часть боеукладки. В боевом отделении, в башне, расположены места командира, наводчика и заряжающего. В задней части установлен шестицилиндровый (с вертикальным расположением цилиндров) многотопливный двигатель "Лейланд" L60 Мк.48 мощностью 650 л.с., благодаря которому танк развивает по шоссе скорость 56 км/ч при весе 38,6 т, а при весе 40,5 т - порядка 50 км/ч. Ходовая часть машины состоит из шести обрезиненных катков на торсионной подвеске. Первый, второй и шестой катки имеют дополнительные торсионы и телескопические гидравлические амортизаторы. Коробка передач и бортовые фрикционы обеспечивают танку шесть скоростей вперед и две назад. Пушка танка стабилизирована в двух плоскостях. Обзор командиру обеспечивает поворотная смотровая башенка, имеющая шесть приборов наблюдения, один перископический бинокулярный прибор и один перископ для кругового обзора. У наводчика есть перископический прицел, у заряжающего - смотровой перископ. Танк оснащен приборами ночного видения.
"Виджаянта" обладает амфибийными свойствами за счет подъемного водоизмещающего экрана и может плавать посредством перемотки гусениц, развивая скорость до 6,5 км/ч. На базе этого танка разрабатывались и выпускались различные боевые машины. На уровне прототипа была создана пусковая установка для ПТУРС "Свингфайр". В 1973 г. фирмой "Виккерс" был представлен усовершенствованный вариант Мк.З с башней от танка "Чифтен". Были разработаны также машина-БРЭМ и мостоукладчик. За танком Мк.З последовал опять-таки экспортный танк "Валиант" ("Храбрый") со 120-мм пушкой, башней танка "Челленджер" и броней типа "чобхем". В Индии шасси фирмы "Виккерс" использовалось для национальной САУ со 130-мм орудием и ЗСУ с башней "Марксмэн", оснащенной двумя 35-мм орудиями.
Танк "Виджаянта" представляет собой весьма интересный объект для моделирования. Простые рубленые очертания корпуса и башни вместе с бортовыми экранами позволяют не делать верхние части гусениц, значительно облегчают изготовление модели. Практически все ее детали можно изготовить из бумаги, картона, спаять из жести и выклеить из полистирола разной толщины. Траки гусениц с рельефными резиновыми подушками также можно вырезать и склеить из обыкновенного картона, а колеса выточить из дерева или металла и при помощи суперклея на них поместить заклепки.