armor.kiev.ua / Tanks / Modern

 

 

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ФРГ

Полковник Н. Фомич

(Зарубежное военное обозрение. — 1988. — № 10)

 

Как известно, ФРГ является активной участницей блока НАТО. Командование бундесвера наряду с проведением различных мероприятий в плане наращивания боевой мощи вооруженных сил большое внимание уделяет оснащению их новыми, более эффективными образцами оружия и боевой техники.

В зарубежной печати подчеркивается, что Западная Германия в настоящее время занимает одно из ведущих мест среди капиталистических государств в области разработки и производства современного вооружения. Ее промышленность почти полностью удовлетворяет потребности бундесвера в основных видах оружия и боевой техники, в том числе бронетанковой.

После создания в середине 50-х годов бундесвера его сухопутные войска оснащались главным образом американскими образцами бронетанковой техники, прежде всего танками М47 и М48. Первые в последующем были заменены западногерманскими танками "Леопард-1", а вторые после модернизации (установлены 105-мм нарезная пушка и дизельный двигатель) были переданы территориальным войскам (650 единиц).

До недавнего времени основу танкового парка сухопутных войск ФРГ составляли танки "Леопард-1" различных модификаций. Всего их насчитывается более 2430 единиц. Затем их дополнили 1800 новых танков "Леопард-2", поставки которых были завершены в середине 1987 года.

Танк "Леопард-1", созданный западногерманской фирмой "Краусс-Маффей", был принят на вооружение бундесвера в 1963 году. Он также имеется в армиях восьми стран блока НАТО и Австралии.

Машина имеет классическую компоновку. Корпус сварен из катаных броневых листов, башня литая. Максимальная толщина лобовой брони корпуса 70 мм (под углом 60°).

Основным вооружением танка является английская 105-мм нарезная пушка L7A3. В боекомплект (60 выстрелов) входят бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные и бронебойно-фугасные с пластическим ВВ. Один 7,62-мм пулемет спарен с пушкой, а второй установлен на турели перед люком заряжающего. По бортам башни смонтированы гранатометы для постановки дымовых завес.

Наводчик пользуется стереоскопическим монокулярным дальномером и телескопическим прицелом, а командир - панорамным прицелом, который в темное время суток заменяется инфракрасным.

Как отмечается в иностранной печати, танк обладает сравнительно высокой подвижностью, что обеспечивается использованием 10-цилиндрового V-образного дизельного двигателя мощностью 830 л. с. и гидромеханической трансмиссии. Подвеска ходовой части торсионная, гусеницы с резинометаллическим шарниром.

Танк оснащен фильтро-вентиляционной установкой и системой противопожарного оборудования. С помощью оборудования для подводного вождения могут преодолеваться водные преграды глубиной до 4 м.

На базе танка "Леопард-1" было создано семейство бронированных машин различного назначения, в том числе ЗСУ "Гепард", бронированная ремонтно-эвакуационная машина "Стандарт", танковый мостоукладчик, саперный танк "Пионирпанцер-2".

В начале 70-х годов в ФРГ с целью повышения боевых качеств танка "Леопард-1" была проведена его поэтапная модернизация. Усовершенствованный вариант "Леопард-1A1" (сейчас насчитывается 1845 единиц) отличается от оригинала главным образом наличием двухплоскостного стабилизатора орудия. На танке "Леопард-1А2" (232 единицы), кроме того, усилено бронирование башни и используются бесподсветочные приборы ночного видения.

На танках "Леопард-1 A3" (110 единиц) и "Леопард-1А4" (250 единиц) установлена новая сварная башня с разнесенным бронированием. На последнем варианте применена новая система управления огнем, включающая электронный баллистический вычислитель, комбинированный (дневной и ночной) панорамный прицел командира со стабилизированной линией прицеливания и основной прицел наводчика со стереоскопическим дальномером.

В настоящее время осуществляется дальнейшая модернизация танка "Леопард-1А1" в вариант "Леопард-1А5". До 1992 года намечено поставить бундесверу 1300 таких машин. Основные работы заключаются в оснащении танка более современными элементами системы управления огнем, в частности прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом. Внесены отдельные усовершенствования в стабилизатор орудия. В будущем возможна замена 105-мм нарезной пушки гладкоствольной калибра 120 мм.

В 1979 году в танковые бригады сухопутных войск ФРГ стали поступать новые танки "Леопард-2", созданные фирмой "Краусс-Маффей". Всего они получили 1800 единиц. Танк "Леопард-2" состоит также на вооружении армий Нидерландов (445 единиц) и Швейцарии (из 380 единиц 346 будут изготовлены по лицензии).

Танк "Леопард-2", как считают иностранные специалисты, по своим боевым свойствам примерно в 1,5-2 раза превосходит "Леопард-1". Он разрабатывался практически одновременно с американским танком М1 "Абрамс".

Корпус и башня танка "Леопард-2" сварные, броня многослойная. Имеется система защиты от оружия массового поражения.

В бронированной башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка, стабилизированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм пулемет. Второй пулемет такого же калибра смонтирован над люком заряжающего. На бортах кормовой части башни находятся дымовые гранатометы. В боекомплект пушки входят 42 выстрела унитарного заряжания с оперенными снарядами двух типов: бронебойным подкалиберным с отделяющимся поддоном и многоцелевым (кумулятивного и осколочно-фугасного действия). Система управления огнем включает бинокулярный прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, панорамный перископический прицел командира со стабилизированной линией прицеливания, электронный баллистический вычислитель, а также различные датчики нестандартных условий стрельбы,

Моторно-трансмиссионное отделение находится в задней части корпуса, где установлены 12-цилиндровый V-образный многотопливный двигатель MB 873 Ка-501 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханическая трансмиссия HSWL-354. Высокая удельная мощность (более 27 л.с./т) обеспечивает танку "Леопард-2" хорошую подвижность, в том числе на пересеченной местности.

Ходовая часть включает семь опорных катков и три поддерживающих ролика на сторону и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Траки имеют съемные резиновые подушки. Подвеска торсионная, с дисковыми фрикционными амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках.

Танк оснащен автоматической системой противопожарного оборудования, обогревателем, средствами радиосвязи. Для преодоления водных преград глубиной до 4 и предусмотрено использование оборудования для подводного вождения.

Судя по сообщениям зарубежной прессы, западногерманские фирмы "Порше" и "Крупп-Мак машиненбау" на базе танка "Леопард-2" разрабатывают бронированную ремонтно-эвакуационную машину "Бергепанцер-3", которая будет оснащена мощным специальным оборудованием.

В настоящее время в ФРГ ведутся работы по созданию танка следующего поколения, предварительно названного "Леопард-3". Пока еще окончательно не определены схемы компоновки, способы бронирования, тип вооружения и ряд других аспектов. Но совершенно очевидно стремление максимально использовать в этой боевой машине последние научно-технические достижения. Иностранные эксперты считают, что новый западногерманский танк будет оборудован новейшими автоматизированными системами, позволяющими осуществлять наблюдение и вести эффективный огонь днем и ночью в любых метеорологических условиях. Возможно использование автомата заряжания пушки. Фирма "Рейнметалл" уже приступила к созданию новых типов боеприпасов для танковых пушек калибров 105 и 120 мм, в том числе управляемых подкалиберных оперенных снарядов. Один из них, предназначенный для поражения боевых вертолетов на дальностях 2500-5000 м, будет оснащен головкой самонаведения, а второй при стрельбе (до 5000 м) будет наводиться на цель по лазерному лучу.

ФРГ стала первой страной на Западе, создавшей боевую машину пехоты.

БМП "Мардер" была принята на вооружение бундесвера в 1971 году (всего поставлено 2436 единиц).

Корпус машины сварен из стальных листов. Лобовая броня обеспечивает защиту от 20-мм снарядов, В передней его части расположены два отделения: управления (слева) и моторно-трансмиссионное. Дизельный двигатель и гидромеханическая трансмиссия выполнены в едином блоке, который в полевых условиях можно заменить за 30 мин.

На двухместной бронированной башне находится лафет с 20-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Второй пулемет такого же калибра смонтирован на поворотной установке с дистанционным управлением. Огонь из пушки могут вести как наводчик, так и командир. Оба они имеют перископические прицелы, которые в темное время суток заменяются ночными ИК прицелами. Приводы наведения пушки электрогидравлические. На лафете смонтированы дымовые гранатометы и закреплен прожектор видимого света и ИК излучения. По бортам десантного отделения есть амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия, не покидая машины. На крыше десантного отделения находятся люки, а в корме - откидывающаяся вниз аппарель с гидроприводом.

Ходовая часть машины включает по шесть опорных катков и три поддерживающих ролика на сторону. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на двух передних и двух задних опорных катках.

БМП "Мардер" оснащена фильтровентиляциоиной установкой, автоматической системой противопожарного оборудования (ППО), средствами радиосвязи. Машина неплавающая. После кратковременной подготовки может преодолевать броды глубиной до 2 м. Более глубокие водные преграды она может преодолеть только с помощью специального съемного плавсредства (надувных поплавков). Движение на воде со скоростью до 6 км/ч обеспечивается за счет перематывания гусениц.

В начале 80-х годов БМП "Мардер" подверглась частичной модернизации. Ее огневая мощь, в том числе способность вести борьбу с бронированными целями, была повышена путем монтажа на лафете (справа от пушки) пусковой установки ПТУР "Милан". Пушка снабжена усовершенствованной двухленточной системой подачи боеприпасов, позволяющей быстро переходить с одного типа снаряда на другой. Примерно на 1000 машинах ИК прицелы были заменены тепловизионными. В будущем возможно использование автоматической пушки калибра 25 мм.

Гусеничное шасси БМП применено в самоходном всепогодном ЗРК "Роланд-2" и самоходной РЛС обнаружения воздушных целей. В Аргентине с помощью западногерманской фирмы "Тиссен-Хеншель" был налажен выпуск танка ТАМ и боевой машины пехоты VCTP, созданных также на базе БМП "Мардер". Танк ТАМ (боевая масса 30 т) вооружен 105-мм нарезной пушкой. Аргентинские сухопутные войска получили около 300 таких танков и БМП.

В настоящее время основным средством перевозки пехоты являются американские БТР M113 и М113А1, которых, включая созданные на их базе специальные машины, насчитывается около 2600 единиц. Состоявшие ранее на вооружении сухопутных войск ФРГ гусеничные бронетранспортеры HS-30 были заменены боевыми машинами пехоты "Мардер".

В 1979 году на вооружение был принят колесный (6Х6) бронетранспортер TPz-1 "Фукс", созданный вышеупомянутой фирмой "Тиссен-Хеншель". Всего бундесверу поставлено около 1000 единиц, большую часть которых составляют машины специального назначения (командно-штабные, транспортные, радиационной и химической разведки, инженерные, с РЛС "Разит", со средствами РЭБ).

В конструкции данного БТР использованы отдельные элементы серийных военных автомобилей. Броня сварного корпуса обеспечивает защиту от пуль и осколков. В его передней части находится отделение управления, в котором размещаются водитель и командир. За ним расположено моторно-трансмисcионное отделение, а далее - десантное (десять полностью экипированных пехотинцев).

Бронетранспортер вооружен 7,62-мм пулеметом. По бортам корпуса смонтированы дымовые гранатометы. Имеется фильтровентиляционная установка. Водные преграды TPz-1 "Фукс" преодолевает без предварительной подготовки. Движение и управление на плаву осуществляются при помощи гребных винтов, расположенных в нишах кормы машины.

В начале 80-х годов фирмой "Краусс-Маффей" на колесной базе этого БТР были созданы и испытаны шесть опытных образцов ЗСУ "Уайлдкэт". Она вооружена двумя 30-мм автоматическими пушками "Маузер", установленными по бортам вращающейся бронированной башни. Максимальная эффективная наклонная дальность стрельбы 3000 м. Для обнаружения воздушных целей используется импульсно-доплеровская РЛС (дальность действия до 18 км). Сопровождение выбранной цели осуществляется с помощью телевизионной аппаратуры. В систему управления огнем входят лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Два последних опытных образца ЗСУ были также оснащены РЛС сопровождения.

Военная промышленность ФРГ производила и другие колесные бронетранспортеры. Так, фирма "Тиссен машиненбау" выпустила более 1000 колесных (4Х4) бронетранспортеров UR-416, большая часть которых экспортирована в страны Южной Америки и Африки, а также в Грецию, Испанию, Нидерланды и Турцию. Этот БТР, используемый в основном в полицейских подразделениях, имеет противопульное бронирование, вооружен 7,62-мм пулеметом. Данная фирма к середине 80-х годов выпустила более 200 плавающих колесных (4Х4) бронетранспортеров ТМ-170, которые поступили в войска пограничной охраны. В 1981 году фирма "Тиссен-Хеншель" приступила к производству плавающих колесных (4Х4) бронетранспортеров "Кондор", поставленных затем армиям Малайзии (459 единиц), Турции, Уругвая и Эквадора.

Для ведения разведки в сухопутных войсках ФРГ применяются колесные боевые разведывательные машины "Лукс" (насчитывается 408 единиц). Ими были заменены устаревшие гусеничные бронетранспортеры SP1A.

Колесная (8Х8) БРМ "Лукс" создана фирмой "Тиссен-Хеншель" в начале 70-х годов. Ее особенностью является возможность движения вперед и назад с одинаково высокой скоростью (90 км/ч), поэтому в кормовой части корпуса имеется второе отделение управления, а функции водителя выполняет радист.

Корпус машины сварен из катаных стальных листов. Лобовая броня защищает от 20-мм снарядов. БРМ оборудована фильтровентиляционной установкой.

В двухместной бронированной башне размещаются командир и наводчик, Основное вооружение - 20-мм автоматическая пушка (боекомплект 375 снарядов). Над командирским люком смонтирован 7,62-мм пулемет. По бортам башни установлены четырехствольные дымовые гранатометы.

10-цилиндровый V-образный многотопливный двигатель выполнен в едином блоке с гидромеханической трансмиссией. Моторно - трансмиссионное отделение находится в средней части корпуса. Оно хорошо изолировано. На БРМ применены специальные звукопоглощающие перегородки. Отмечается, что на расстоянии 50 и движущуюся машину почти не слышно. Для снижения температуры выхлопных газов они перед выбросом смешиваются с воздухом.

Подвеска ходовой части балансирная, с пружинными рессорами и гидравлическими амортизаторами. Все колеса ведущие и управляемые. Есть система централизованной подкачки воздуха в шины. Машина плавающая. Движение и управление на плаву осуществляются с помощью двух гребных винтов, расположенных в нишах кормовой части корпуса.

БРМ "Лукс" оснащена навигационной системой, средствами связи, автоматической системой ППО моторно-трансмиссионного отделения.

Для воздушно-десантных войск сухопутных сип ФРГ фирмой "Порше" создана легкая гусеничная боевая машина "Визель". В 1986 году четыре ее усовершенствованных опытных образца прошли войсковые испытания.

Сварной бронированный корпус машины защищает от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин. В его передней части справа размещается механик-водитель, а слева находится моторно-трансмиссионное отделение. Пятицилиндровый дизельный двигатель выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией.

Ходовая часть включает по четыре опорных катка и одному поддерживающему ролику на сторону. Подвеска торсионная. Машина обладает хорошей подвижностью на пересеченной местности и отличается малой шумностью при движении. Вследствие небольшой массы она может перебрасываться военно-транспортными самолетами и вертолетами, приспособлена к десантированию на парашюте.

Предусмотрены два варианта вооружения: американский ПТРК "Toy" или 20-мм автоматическая пушка Мк 20Rh 202, смонтированная в одноместной бронированной башне. Для наблюдения и ведения огня из пушки наводчик использует перископический прицел PERI Z-16, заменяемый в темное время суток ночным бесподсветочным прицелом.

Командование бундесвера планирует закупить для своих воздушно-десантных войск 343 легкие боевые машины "Визель", из которых 210 будут вооружены ПТРК "Toy". Поставки машин намечено осуществить в период 1989-1992 годов. В будущем на базе машины "Визель" возможно создание командирской и разведывательной машин, а также самоходного ЗРК "Стингер".

В начале 60-х годов западногерманские фирмы "Ханомаг" и "Хеншель" на базе унифицированного гусеничного шасси создали 90-мм самоходную противотанковую пушку "Ягдпанцер" и самоходную пусковую установку "Ракетен-ягдпанцер" с ПТУР SS-11 (ручная система управления). В истребительно-противотанковые подразделения сухопутных войск было поставлено соответственно 770 и 370 таких боевых средств.

После нескольких лет эксплуатации с целью повышения боевых возможностей этих установок было принято решение переоборудовать их в самоходные ПТРК. Этим занялась фирма "Тиссен-Хеншель". С 1978 по 1983 год 316 установок "Ракетенягдпанцер" были перевооружены более современными противотанковыми ракетными комплексами "Хот" с полуавтоматической системой управления. Данный самоходный ПТРК получил наименование "Ягуар-1". Его возимый боекомплект состоит из 20 ракет "Хот" (дальность стрельбы 4000 м), которые в последующем стали заменяться усовершенствованным вариантом - "Хот-2".

В период с 1983 по 1985 год из 770 самоходных противотанковых пушек "Ягдпанцер" 162 были перевооружены ПТРК "Toy", а остальные переданы в территориальные войска. Новый самоходный комплекс получил название "Ягуар-2". Пусковая установка при переводе в походное положение опускается вниз. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях применяется тепловизионный прицел AN/TAS-4.

Броневая защита обоих самоходных ПТРК была усилена за счет закрепления дополнительных стальных листов на лобовую часть и борта корпуса. В качестве дополнительного вооружения установлены 7,62-мм пулеметы. Комплексы оснащены фильтровентиляционными установками, имеют средства радиосвязи. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч, запас хода до 400 км.

Из последних разработок бронетанковой техники в ФРГ иностранные специалисты выделяют легкую многоцелевую боевую машину "Пума", созданную в...

(по техническим причинам повествование прерывается - В.Ч.)

Главная страница В начало