Бронетанковая техника Франции
Подполковник А. Мирошников
(Зарубежное военное обозрение. — 1989. — № 9)
Франция является одной из высокоразвитых капиталистических стран. Ее сухопутные войска оснащены оружием и боевой техникой собственных разработки и производства. Развитие и совершенствование танков и других боевых бронированных машин идет по двум основным направлениям - путем модернизации ранее выпущенных и состоящих на вооружении образцов и за счет создания новых машин. Большое количество бронетанковой техники экспортируется в другие страны, причем отдельные образцы разрабатываются специально для экспортных поставок. При создании бронетанковой техники основное внимание уделяется таким боевым свойствам, как огневая мощь и подвижность.
В настоящее время во Франции проходит испытания опытный образец нового танка, получившего название "Леклерк". По уровню боевых свойств его можно отнести к западным танкам третьего послевоенного поколения, к которому в полной мере принадлежат американский танк Ml "Абрамс" и западногерманский "Леопард-2", принятые на вооружение почти десять лет назад. Начало серийного производства танка "Леклерк" запланировано на конец 1991 года. Всего предполагается выпустить около 1400 единиц.
Танк "Леклерк" имеет классическую компоновку, отделение управления находится в передней части корпуса, башня - в центре и моторно-трансмиссионное отделение - сзади. Защита экипажа обеспечивается композитной броней с использованием керамических материалов и многослойной стальной броней из слоев различной вязкости и твердости.
В качестве основного вооружения используется французская 120-мм гладкоствольная пушка (длина ствола 52 клб). Из нее можно вести огонь различными типами снарядов, в том числе бронебойным оперенным с отделяющимся поддоном (начальная скорость 1750 м/с) и многоцелевым (1170 м/с). Для стрельбы из этой пушки могут также применяться западногерманские 120-мм выстрелы, входящие в боекомплект танка "Леопард-2". В нише башни находится автомат заряжания пушки ленточного типа, рассчитанный на 22 выстрела. Остальные 18 выстрелов боекомплекта помещаются в передней части корпуса справа. Приводы поворота башни и наведения орудия - электрические. Применение автомата заряжания позволило сократить экипаж на одного человека и уменьшить силуэт башни. С пушкой спарен 12,7-мм пулемет (боекомплект 800 патронов), а на крыше башни смонтирован зенитный пулемет калибра 7,62 мм (2000 патронов). В передней части башни установлены дымовые гранатометы.
Система управления огнем включает электронный баллистический вычислитель, телевизионную и ИК камеры, стабилизированные прицелы командира и наводчика со встроенными лазерными дальномерами.
Как отмечается в иностранной печати, в танке "Леклерк" применено большое количество различной электронной аппаратуры, подключенной к цифровой информационной шине, обеспечивающей непрерывный обмен данными между электронными блоками и автоматическую перестройку всей системы в случае отказа или частичного повреждения какого-либо ее узла. Сообщается, что стоимость электроники может составить почти 50 проц. стоимости танка. Танк оснащен детектором обнаружения лазерного облучения. В этом случае возможна постановка дымовых завес с помощью гранатометов.
Установленный на танке малогабаритный восьмицилиндровый дизельный двигатель V8X-1500 жидкостного охлаждения с системой наддува "Гипербар" отличается высокой приемистостью. Относительно небольшая температура отработавших газов (менее 400 °С) обеспечивает танку низкий уровень ИК демаскирующих признаков. Турбокомпрессор может также использоваться в качестве вспомогательной силовой установки (мощность 12 л. с.). Двигатель объединен с автоматической трансмиссией ESM500 (обеспечивает шесть передач переднего хода и две заднего) и системой охлаждения в одном блоке, что позволяет осуществить его замену всего за 30 мин.
Для танка "Леклерк" предлагались два типа подвесок - гидропневматическая и торсионная. После многочисленных испытаний предпочтение было отдано гидропневматической (фирма "Мессир"). Ходовая часть включает по шесть опорных катков на борт. Ведущие колеса находятся сзади. Борта закрыты противокумулятивными экранами. Танк может передвигаться по пересеченной местности со скоростью до 50 км/ч и вести непрерывные боевые действия в течение 18 ч, что обеспечивается емкостью топливных баков (1200 л). На серийных образцах предусматривается установить наружные топливные баки. Водные преграды глубиной до 1,7 м преодолеваются без подготовки, а до 4 м - с использованием оборудования для подводного вождения.
Танк "Леклерк" оснащен фильтровентиляционной установкой и автоматической системой противопожарного оборудования. Для связи используется радиостанция, работающая со скачкообразным изменением рабочей частоты в диапазоне 30-88 МГц.
Специально для экспортных поставок во Франции разработан танк АМХ-40. В лобовых проекциях его корпуса и башни применена комбинированная броня. Танк оснащен 120-мм гладкоствольной пушкой и спаренной с ней 20-мм пушкой, способной вести огонь по воздушным целям (углы наведения по вертикали от -8° до +40°). На командирской башенке смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет. По бокам башни размещены по три дымовых гранатомета.
Танк АМХ-40 оснащен системой управления огнем СОТАС (Conduite de Tir Automatique pour Char). Наводчик имеет прицел. M581 и лазерный дальномер М550. Над командирской башенкой находится гиростабилизированный панорамный прицел М527, используемый для кругового наблюдения, целеуказания, наведения орудия и ведения огня. На маске пушки справа закреплена тепловизионная камера.
12-цилиндровый дизельный двигатель V12X соединен с западногерманской автоматической трансмиссией ZF. Возможна также установка трансмиссии ESM500. Подвеска торсионного типа с шестью обрезиненными опорными катками и четырьмя поддерживающими роликами с каждого борта. Размещение на корме двух навесных баков позволяет увеличить запас хода до 850 км. К переднему броневому листу крепится бульдозерный отвал в разобранном виде. Его сборка и монтаж на танке осуществляются одним из членов экипажа.
Танк АМХ-40 может преодолевать вертикальное препятствие высотой до 1 м и ров шириной 3,2 м. Без подготовки он может проходить броды глубиной не более 1,3 м, но для преодоления водных преград глубиной до 2,3 м требуется определенная подготовка. Установка ОПВТ позволяет форсировать водные преграды глубиной 4м.
Для экспорта предназначен еще один французский танк - АМХ-32. Он является дальнейшей разработкой танка АМХ-30В2, его основное вооружение такое же, как у АМХ-40.
Основу танкового парка сухопутных войск Франции составляют танки серии АМХ-30 (около 1300 единиц, включая более 400 АМХ-30В2). Их серийное производство было начато в 1965 году. До настоящего времени выпущено немногим более 2340 машин. Эти танки находятся также на вооружении армий Венесуэлы (81 единица), Греции (190), Испании (299), Объединенных Арабских Эмиратов (64), Чили (21). В армии Саудовской Аравии имеется 290 танков, выполненных в варианте AMX-30S, предназначенных для ведения боевых действий в условиях пустыни. 24 такие машины поставлены Катару.
Корпус танка АМХ-30 сварной, выполнен из катаной брони, башня цельно-литая обтекаемой формы. Место механика-водителя находится в передней части машины слева, остальных трех членов экипажа - в башне.
Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой CN-105-F1. Ствол (длина 56 клб) имеет теплоизоляционный кожух из магниевого сплава. Дульного тормоза и эжектора нет. Удаление газов из канала ствола осуществляется сжатым воздухом. Готовые к стрельбе выстрелы а количестве 19 штук хранятся в нише башни, а остальные 28 - в корпусе, справа от механика-водителя. В боекомплект входят унитарные кумулятивные, осколочно-фугасные, дымовые и осветительные снаряды. Возможно также ведение огня снарядами английской пушки L7, установленной на многих танках, в том числе серии М60 и "Леопард-1".
С орудием спарена 20мм пушка, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от основного вооружения. На первых серийных машинах вместо нее использовался 12,7-мм пулемет. На командирской башенке на турели смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением с места командира или наводчика. По бортам башни расположены дымовые гранатометы, с помощью которых танк полностью может быть скрыт дымовой завесой за 8 с.
В передней части командирской башенки находится перископический прицел командира с ИК приставкой, а по окружности расположены десять смотровых перископов. Для измерения дальности командир пользуется монокулярным дальномером. У наводчика имеются дневной и ночной прицелы, а также два перископических прибора наблюдения. В случае необходимости командир может брать управление стрельбой на себя.
На танке АМХ-30 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения HS-110 с турбонаддувом. Механическая трансмиссия включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и пять заднего. По пересеченной местности танк способен двигаться со скоростью до 40 км/ч. Установка новых топливных баков емкостью 970 л позволила довести запас хода до 600 км.
Подвеска ходовой части торсионная, с пятью опорными катками с каждого борта и задним расположением ведущих колес. На первом и пятом опорных катках установлены гидроамортизаторы. Гусеницы стальные, со съемными резиновыми подушками.
Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Водные преграды глубиной до 1,3 м танк преодолевает без подготовки, а для форсирования водоемов глубиной до 4 м имеется ОПВТ с воздухопитающей трубой, монтируемой на люке заряжающего.
На базе танка АМХ-30 создано целое семейство машин специального назначения, в том числе бронированная ремонтно-эвакуационная, инженерная, танковый мостоукладчик, ЗСУ со спаренными 30-мм пушками, самоходный ЗРК "Роланд", 155-мм САУ и самоходная пусковая установка тактической ракеты "Плутон".
С 1982 года в войска поступает улучшенный образец танка, получивший обозначение АМХ-ЗОВ2 (см. цветную вклейку). На нем усилена броневая защита, применена также новая фильтровентиляционная установка. Он оснащен более современной системой управления огнем. Для обеспечения прицельной стрельбы ночью на дальности до 1000 м используется телевизионная система, камера которой монтируется справа на башне. В боекомплект орудия введен новый бронебойный подкалиберный снаряд.
Подвижность танка повышена благодаря применению новой гидромеханической трансмиссии ENC-200 и торсионов улучшенной конструкции. Двигатель представляет собой модификацию двигателя танка АМХ-30 (выходная мощность 700 л, с.). Как вариант предлагается более мощный (800 л. с.) двигатель с новыми турбонагнетателями.
Программой модернизации планируется довести до уровня танка АМХ-30В2 около 700 ранее выпущенных танков АМХ-30. Дальнейшее повышение защищенности танков обеих моделей будет осуществлено путем установки комплектов навесной брони.
До настоящего времени на вооружении сухопутных войск Франции все еще находятся легкие танки АМХ-13 (около 230 единиц), производившиеся фирмой "Крезо-Луар" с 1953 года. Всего выпущено более 3000 таких танков, большая часть которых была поставлена ряду стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Особенностью легкого танка АМХ-13 является наличие качающейся башни, в верхней части которой установлена пушка калибра 90 мм. Первоначально использовалась 75-мм нарезная пушка. Некоторое количество вооружено 105мм орудием, а на части машин смонтированы пусковые установки ПТУР SS-11.
С 1973 года в танковые и механизированные полки бронетанковых дивизий Франции стали поступать плавающие гусеничные боевые машины пехоты АМХ-10Р, которыми заменялись устаревшие гусеничные бронетранспортеры AMX-VTT M56. Французским сухопутным войскам поставлено более 800 таких БМП.
Сварной корпус из алюминиевого сплава обеспечивает защиту от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Для посадки и высадки десанта в корме машины имеется откидывающаяся аппарель с электроприводом. На крыше два люка. На двухместной литой башне справа установлены 20-мм автоматическая пушка М693 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Система двойного боепитания орудия позволяет наводчику вести огонь осколочно-фугасными или бронебойными снарядами с эффективной дальностью стрельбы 1500 м. Техническая скорострельность орудия 700 выстр./мин. Углы наведения от -8° до +50°. Десант может вести огонь из личного оружия через открытые люки на крыше корпуса и две амбразуры в аппарели. Бортовых амбразур нет. На части БМП АМХ-10Р установлены по две пусковых установки ПТУР "Милан" с десятью ракетами, хранящимися в корпусе машины.
Моторно - трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса справа. Многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения HS-115 V-8 фирмы "Испано-Сюиза" выполнен в едином блоке с гидромеханической трансмиссией, имеющей четыре передачи переднего хода и одну заднего. Емкость топливных баков 530 л. Подвеска машины торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом и пятом опорных катках. Гусеницы металлические с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми подушками. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц или с помощью водометных движителей со скоростью до 7,2 км/ч.
БМП АМХ-10Р явилась базой для создания целого семейства машин различного назначения. В их числе командно-штабная АМХ-10РС (экипаж шесть человек и различная аппаратура связи), ремонтно-эвакуационная АМХ-10ЕСН (кран грузоподъемностью 6 т), а также машина передовых артиллерийских наблюдателей АМХ-10SAO (система управления огнем "Атила" и комплект навигационного оборудования), самоходная пусковая установка ПТУР "Хот" (боекомплект 18 ракет), самоходный 120-мм миномет (60 мин), машина огневой поддержки АМХ-10РАС90 (90-мм пушка, боекомплект 30 выстрелов).
В 1981 году фирмой "Лор" была продемонстрирована новая многоцелевая легкая гусеничная бронированная машина VPX-5000. К настоящему времени изготовлено более десяти ее опытных образцов. Машина имеет сварной стальной корпус, в передней части которого справа находится моторно-трансмиссионное отделение. Она приспособлена для размещения различных систем вооружения, в том числе пусковых установок ПТУР "Хот" или "Милан", 20-мм автоматической пушки или пулеметов. На ее базе создан 120-мм самоходный миномет VPX-40M (максимальная дальность стрельбы 13 км, боекомплект 20 мин).
Большое внимание во Франции уделяется созданию колесных боевых бронированных машин. Значительная их часть была выпущена для экспорта. Поступившая в конце 70-х годов на вооружение сухопутных войск колесная (6х6) БРМ AMX-10RC, кроме ведения разведки, может использоваться для непосредственной огневой поддержки пехотных подразделений и борьбы с танками противника.
Машина имеет довольно мощное вооружение - 105-мм гладкоствольную полуавтоматическую пушку (длина ствола 48 клб), установленную в бронированной башне. Как сообщается, бронебойный оперенный снаряд с отделяющимся поддоном пробивает тройную танковую мишень НАТО на дальности 2000 м. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, на бортах кормовой части башни смонтированы дымовые гранатометы.
Система управления огнем СОТАС включает лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Наводчик имеет телескопический прицел М504, объединенный с электронным узлом автоматического ввода данных для корректировки стрельбы. Ведение огня в темное время суток осуществляется с помощью телевизионного прибора ночного видения (с двумя экранами для командира и наводчика) и ИК прицела.
На большинстве БРМ AMX-10RC использован такой же двигатель, как и на БМП АМХ-10Р, но последние партии машин поставлялись с дизельным двигателем 6F11SRX мощностью 300 л.с. Двигатель размещен в кормовой части машины. Через гидравлический преобразователь крутящего момента он соединен с четырехступенчатой коробкой переключения передач, сочетающей функции механизма поворота. AMX-10RC поворачивается при разных скоростях вращения колес правой и левой сторон. Регулируемая гидропневматическая подвеска позволяет изменять величину дорожного просвета от 210 до 600 мм. Давление воздуха в шинах регулируется в зависимости от типа грунта. При движении по воде со скоростью до 7 км/ч используются два водометных движителя. Машина оснащена фильтровентиляционной установкой и радиостанцией.
Сухопутным войскам Франции поставлено более 270 БРМ AMX-10RC. Около 100 таких машин закуплено Марокко.
В 1984 году в разведывательные подразделения французской армии поступили первые плавающие колесные (6х6) БРМ ERC-90 F4 "Сагэ". Всего заказано 176 единиц с завершением поставок в текущем году. Машина в основном предназначена для оснащения частей "сил быстрого развертывания" и приспособлена для транспортировки по воздуху и сбрасывания на парашюте.
Сварной стальной корпус защищает от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Машина вооружена 90-мм пушкой, установленной в двухместной башне. Боекомплект (20 выстрелов) включает кумулятивные и бронебойные подкалиберные оперенные снаряды, пробивающие броню толщиной до 250 мм по нормали на дальности до 1000 м. В систему управления огнем входят лазерный дальномер, дневной и ночной прицелы. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. На бортах башни смонтированы дымовые гранатометы.
Моторно - трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса.
Шестицилиндровый карбюраторный двигатель соединен с механической коробкой передач. Подвеска колес независимая пружинная, с телескопическими гидравлическими амортизаторами. При движении по дорогам с твердым покрытием средняя паре колес поднимается. Шины низкого давления, ячеистого типа. Движение на плаву со скоростью до 9,5 км/ч осуществляется с помощью двух водометов.
На модернизированном варианте БРМ ЕРС-90 F4 "Сагэ-2" установлены два дизельных двигателя и автоматическая трансмиссия. Боекомплект пушки увеличен на 13 выстрелов.
В настоящее время основным средством транспортировки мотопехотных подразделений сухопутных войск Франции является колесный бронетранспортер VAB, принятый на вооружение в 1974 году. Он заменил устаревший гусеничный БТР AMX-VTT M56. Всего для французской армии заказано более 4000 бронетранспортеров VAB (в основном в двухосном варианте), из них уже поставлено около 2800 единиц.
БТР имеет закрытый стальной сварной корпус с противопульным бронированием. Водитель и командир размещаются впереди. В средней части корпуса находится силовая установка, а за ней - десантное отделение с двумя люками в корме. В бортах корпуса имеются амбразуры для ведения огня из сгрелкового оружия.
Хотя бронетранспортер VAB вооружен 7,62- или 12,7-мм пулеметом, на нем может быть установлена автоматическая пушка малого калибра. Около 60 машин выполнены в варианте самоходного ПТРК "Мефисто" (боекомплект 12 ракет "Хот").
На данном БТР применен шестицилиндровый дизельный двигатель, который через гидротрансформатор соединен с коробкой передач. Подвеска колес независимая торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Водные преграды преодолеваются без предварительной подготовки. Движение на воде со скоростью 7 км/ч осуществляется с помощью двух водометов.
Кроме перевозки пехоты, бронетранспортер VAB используется для буксировки 120-мм миномета, а также в качестве командно-штабной, санитарной, ремонтной и транспортной машин.
В 1987 году началось производство бронеавтомобиля М11, предназначенного главным образом для ведения разведки и применения в варианте самоходного ПТРК "Милан". Кроме этого, он может применяться в качестве машин связи и управления, патрульной и санитарной.
Корпус бронеавтомобиля сварен из стальных листов толщиной 5-11 мм. В его передней части установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель. Подвеска передних колес пружинная, а задних - торсионная. Вооружение - 7,62-мм пулемет. Всего для сухопутных войск планируется поставить 3000 бронеавтомобилей М11, из которых 2000 будут выполнены в разведывательном варианте.
Как отмечается в иностранной печати, некоторые французские фирмы разрабатывают в инициативном порядке и другие образцы бронетанковой техники, предназначенные в основном на экспорт.