armor.kiev.ua / Tanks / Modern / China
 

Состояние и основные направления реформирования танкового парка сухопутных войск НОАК

В. Соколенко, С. Котов

(Зарубежное военное обозрение. — 2020. — № 1. — С. 42-47)

 

Танковый парк Народно-освободительной армии Китая (НОАК) имеет ряд особенностей, по сравнению с аналогичными парками других стран. В первую очередь это относится к количеству боевых машин. По данному показателю китайские сухопутные войска (СВ) занимают первое место в мире. Кроме того, в нем есть большое количество разных по назначению, техническому оснащению и годам выпуска легких, средних и основных боевых танков (ОБТ). При этом в войсках одновременно находятся в эксплуатации большое количество уже устаревших танков первого, а также второго и третьего поколений.

В настоящее время основу танкового парка НОАК составляют средние и основные боевые танки разных поколений (6840 единиц). В него также входит небольшое количество легких танков (650), модернизационный потенциал которых (более 60 проц.) полностью исчерпан.

Разработкой и производством бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в Китае занимается государственное предприятие «Норинко», которое является базовым для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выпуска и сервисного обслуживания танков. Несмотря на многочисленные финансовые трудности второго десятилетия XXI века, в серийное производство на заводе были запущены новые средние и основные боевые танки (ОБТ), боевые машины пехоты (БМП) нового поколения, которые по своим техническим характеристикам заметно приблизились к лучшим зарубежным образцам. В последние годы здесь вновь активизировались работы по созданию ОБТ нового (четвертого) поколения.

Вместе с тем содержание большого количества танков в составе СВ привело к непомерно высоким расходам на их производство, эксплуатацию, ремонт и модернизацию, что стало проблемой для китайской армии. В создавшейся обстановке военное и политическое руководство страны приняло решение о реализации новой концепции реформирования танкового парка, суть которой состоит в следующем:

  • сокращение общего количества машин;
  • поэтапное плановое уменьшение количества танков первого и второго поколений, что, по оценке западных экспертов, может привести через 12-15 лет к их полному снятию с вооружения;
  • увеличение в войсках числа машин третьего поколения, развертывание крупномасштабного серийного производства средних и основных боевых танков третьего поколения;
  • использование широких экспортных поставок танков для получения средств на их дальнейшее реформирование.

Реализация этой концепции в НОАК в период с 2007 по 2018 год привела к следующим изменениям количественного состава танкового парка: число машин первого поколения сократилось в войсках на 2750 единиц (на 55 проц.); второго — уменьшилось на 800 (на 61 проц.); третьего — увеличилось на 2210 (в 1,72 раза), но, следует отметить, что общее количество танков в парке за прошедшие десять лет уменьшилось незначительно — всего на 740 единиц, или на 9,8 проц.

В зарубежных источниках отмечается, что дальнейшая реализация концепции преобразования танкового парка НОАК будет во многом зависеть от военно-политической обстановки в мире. В настоящее время темпы проведения реформ начинают снижаться, так как центр тяжести финансирования вооруженных сил (ВС) Китая стал смещаться с развития сухопутных войск на более наукоемкие и затратные виды ВС, такие как военно-воздушные силы, военно-морской флот и ракетные войска стратегического назначения.

Изменение количественного состава танкового парка китайских СВ в период с 1997 по 2018 год
(без учета легких танков)

  Количество средних и основных боевых танков в войсках,
единиц (проц.)
Год Первого поколения:
ZTZ-59;
ZTZ-59-2;
ZTZ-59D
Второго поколения:
ZTZ-79;
ZTZ-88A;
ZTZ-88B
Третьего поколения:
ZTZ-98A;
ZTZ-96;
ZTZ-96A;
ZTZ-99;
ZTZ-99A;
ZTQ-15
Всего
1997 6200 (79,5) 1600 (20,5) 7800
2002 5000 (71,3) 1500 (21,4) 510 (7,3) 7010
2007 5000 (66,0) 1300 (17,1) 1280 (16,9) 7580
2012 4600 (59,7) 800 (10,4) 2300 (29,9) 7700
2018 2850 (41,7) 500 (7,3) 3490 (51) 6840

Танки первого поколения. К ним относятся: средние танки ZTZ-59 (Тип 59) — 1600 единиц; ZTZ-59-2 (Тип 59-2) — 650; ZTZ-59D (Тип 59Р или Тип 59D) — 600. Эти боевые машины, разработанные на базе советских танков Т-54, Т-55, находились в серийном производстве в период с 1958 по 1978 год.

В течение 1984-2008-го бóльшая часть танков первого поколения была модернизирована. В ходе нее боевые машины получили новое, более мощное вооружение, усиленную броневую и специальную защиту, более мощные и надежные силовые установки и трансмиссии. Экипаж танков первого поколения составлял четыре человека. Боевая масса модернизированных машин находилась в пределах 35-36 т. На танке ZTZ-59 установлена 105-мм гладкоствольная пушка, а на других модификациях — 105-мм нарезная. Броня на всех машинах стальная гомогенная. Динамическая защита и система управления огнем с использованием ЭВМ были предусмотрены только на танке ZTZ-59D.

В период с 2018 по 2022 год планируется проведение очередного этапа модернизации танков первого поколения. В ходе работ на них будут установлены динамическая защита (ДЗ) третьего поколения, усовершенствованная система управления огнем (СУО) и дизельный двигатель мощностью 840 л. с.

Общее количество танков первого поколения в войсках с каждым годом сокращается и в настоящее время составляет 2850 единиц, или 41,7 проц. от общей их численности.

Средний танк ZTZ-59D (Тип 59D)

Средний танк ZTZ-59D (Тип 59D)

Танк ZTZ-59D является наиболее совершенной модификацией машин первого поколения. Разработан на базе танка ZTZ-59 (Тип 59). В 2006-2008 годах он был модернизирован. Основные отличия от базового образца: усиленная защита благодаря установке динамической защиты второго поколения, усовершенствованная системы управления огнем, улучшенные показатели подвижности. Экипаж четыре человека. Боевая масса при установке ДЗ возросла до 37 т. Вооружение: 105-мм нарезная пушка, принятая в странах НАТО. Боекомплект 45 выстрелов, при стрельбе применяются боеприпасы последнего поколения: бронебойно-подкалиберный с отделяющимися частями, кумулятивный и осколочно-фугасный.

Новая компьютеризированная СУО включала в себя стабилизированную комбинированную (день/ночь) прицельную систему наводчика, совмещенную с лазерным дальномером. На крыше башни размещены метеорологические датчики, соединенные с СУО. По данным фирмы-разработчика, время подготовки к открытию огня по неподвижной цели с места составляет 5 с. Оно увеличивается до 7 с, если движется только цель, и до 10 с, если одновременно движутся и танк, и цель.

Все модернизированные образцы оснащены новой радиостанцией, усовершенствованной навигационной системой и оборудованием для защиты от оружия массового поражения (ОМП). На первых партиях машин устанавливался дизельный двигатель мощностью 520 л. с. В дальнейшем он был заменен на двигатель мощностью 730 л. с.

Танки второго поколения. Это ZTZ-79 (Тип 79) — 200 единиц; ZTZ-88A (Тип 88А); ZTZ-88B (Тип 88В) — всего 300. Танки находились в серийном производстве с 1978 по 1988 год. Характерной отличительной особенностью внешнего вида модификации ZTZ-88A(B) стали опорные катки меньшего диаметра, по сравнению с установленными на предыдущие образцы, созданные на базе советских технологий. Общее количество боевых машин второго поколения в войсках составляет в настоящее время 500 единиц, или 7,3 проц. их общей численности. Танки второго поколения выпускались небольшими партиями, а сегодня они находятся на вооружении танковых подразделении только в северном и западном военных округах Китая.

Основной боевой танк ZTZ-88В (Тип 88В)

Основной боевой танк ZTZ-88В (Тип 88В)

Танк ZTZ-88B (Тип 88В) является наиболее совершенной модификацией боевых средств второго поколения (разработан на базе ZTZ-88), которые рассматриваются китайскими специалистами как полностью национальные проекты. Экипаж четыре человека, боевая масса 38 т. Основные отличия от базового образца: установлена усовершенствованная 105-мм нарезная пушка и компьютеризированная СУО, убраны противокумулятивные «решетчатые» экраны вдоль бортов башни, изменено расположение ПУ дымовых гранат. Броня стальная гомогенная. Танк ZTZ-88B отличается от модификаций ZTZ-88A усиленной броневой защитой и модернизированной СУО.

Средний танк ZTQ-15 (VT5)

Средний танк ZTQ-15 (VT5)

Танки третьего поколения. К ним относятся основные боевые танки ZTZ-98А (Тип 98А) — 40 единиц; ZTZ-96 (Тип 96) — 1000; ZTZ-96A (Тип 96А) — 1500; ZTZ-99 (Тип 99) — 600; ZTZ-99A (Тип 99А) — 250 и средний танк ZTQ-15 (VT5) — около 100 единиц. Общее количество машин третьего поколения в войсках составляет 3490 единиц, или 51 проц. всего танкового парка.

Самым совершенным танком третьего поколения является танк ZTZ-99А, который изготовлен в сравнительно небольшом количестве и находится в настоящее время в подразделениях, так называемого стратегического резерва. Он имеет наибольшую стоимость среди китайских танков третьего поколения. Самым многочисленным из них в НОАК стал ZTZ-96A.

Новый средний («легкий», по китайской классификации) танк ZTQ-15 (VT5) принят на вооружение НОАК в декабре 2018 года, и поэтому в войсках таких машин небольшое количество. Его боевая масса около 35 т. Серийные ZTQ-15 поступают в первую очередь в подразделения, дислоцированные в Южном Китае, где горная местность ограничивает использование тяжелых боевых машин, таких как танк ZTZ-96 и ZTZ-99.

Основной боевой танк ZTZ-98A (Тип 98А)

Основной боевой танк ZTZ-98A (Тип 98А)

Танк ZTZ-98A является первым серийным китайским танком третьего поколения. В период с 1998 по 2005 год выпускался небольшими партиями. Всего изготовлено около 200 машин. Состоял на вооружении 6-й и 8-й танковых дивизий НОАК, которые неофициально называются «оцифрованными». Экипаж три человека, боевая масса 48 т. Длина с пушкой вперед 10,9 м, ширина 2,8 м, высота по крыше башни 2,4 м. Вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка.

Боевая машина имеет модульное бронирование башни, СУО, системы противодействия ПТУР и защиты от ОМП, двигатель и трансмиссию, интегрированные в единый силовой блок. Максимальная скорость движения по шоссе 65 км/ч. Запас хода 500 км по топливу (650 км с дополнительными топливными баками). На машину установлен дизельный двигатель WD 396 V-8 с турбонаддувом мощностью 1200 л. с. Предполагается, что этот танк полностью заменит в войсках машины ZTZ-99A.

Основной боевой танк ZTZ-96 (Тип 96)

Основной боевой танк ZTZ-96 (Тип 96)

Танки ZTZ-96, а также его модификация ZTZ-96A являются наиболее массовыми боевыми машинами в НОАК. Среди танков третьего поколения их количество достигает 72 проц.

Эта машина разработана на базе танков ZTZ-88B и ZTZ-90-IIM. В серийном производстве находился в период с 1997 по 2000 год. В последующем он неоднократно модернизировался. Боевая машина имеет модульное бронирование, автомат заряжания, СУО с тепловизионным прицелом китайского производства, может вести огонь ПТУР через ствол пушки с наведением на цель по лучу лазера, единый силовой блок, бульдозерное оборудование. Экипаж три человека. Вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка, боевая масса 42 т. Броня комбинированная (сталь, композитные материалы).

Основной боевой танк ZTZ-96A (Тип 96A)

Основной боевой танк ZTZ-96A (Тип 96A)

Танк ZTZ-96A представляет собой дальнейшее развитие танка ZTZ-96 (Тип 96). В серийном производстве находился в период с 2000 по 2005 год. Он отличается от прототипа усиленным бронированием лобовой части корпуса и башни, усовершенствованной ДЗ, тепловизионными прицелами нового поколения, улучшенными характеристиками систем пожаротушения и защиты от ОМП. Стрельба ПТУР ведется через ствол пушки с ее наведением на цель по лучу лазера.

Последние партии серийных машин имеют характерную для внешнего вида клинообразную форму брони передней части башни (по образцу танка ZTZ-99 (Тип 99). Экипаж три человека, в качестве основного вооружения используется 125-мм гладкоствольная пушка, боевая масса 42 т. Броня комбинированная (сталь, композитные материалы). С 2017 года специалисты приступили к очередному этапу модернизации танка, который будет в последующем иметь обозначение ZTZ-96B. Китайские военные инженеры планируют в будущем улучшить защиту и командную управляемость, повысить могущество применяемых боеприпасов.

Основной боевой танк ZTZ-99 (Тип 99)

Основной боевой танк ZTZ-99 (Тип 99)

Танк ZTZ-99 представляет собой дальнейшее развитие двух образцов: ZTZ-96A (Тип 96А) и ZTZ-98A (Тип 98А). Он имеет характерную клинообразную форму брони передней части башни и увеличенную площадь ее поверхности. Экипаж три человека. Боевая масса 52 т. Вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка. Бронирование комбинированное, модульное. Верхняя часть лобовой брони корпуса и башни усилены за счет установки динамической защиты. Танк оснащен тепловизионными приборами командира и наводчика, на него установлен дизельный двигатель мощностью 1500 л. с.

Основной боевой танк ZTZ-99A (Тип 99A)

Основной боевой танк ZTZ-99A (Тип 99A)

Танк ZTZ-99A является самым совершенным китайским ОБТ третьего поколения. Серийное производство началось, предположительно, в 2017 году. Экипаж три человека, боевая масса 52 т, вооружение — усовершенствованная 125-мм гладкоствольная пушка. На танке установлен модернизированный электромеханический автомат заряжания пушки, обеспечивающий скорострельность свыше 8 выстр./мин. Эта машина отличается от танка ZTZ-99 более высоким уровнем цифровизации и компьютеризации оборудования и средств связи, модернизированной СУО, встроенной ДЗ и комплексом активной защиты нового поколения, полностью национальной разработки и производства.

По мнению западных военных специалистов, танк (VT5) является одним из совершенных китайских средних танков. Первоначально он разрабатывался для замены легкого танка ZTQ-62 (Тип 62), облегченного и уменьшенного по габаритам танка Т-54, и плавающих танков ZTS-63 и ZTS-63A (Тип 63 и 63А), которые до сих пор находятся на вооружении сухопутных войск и морской пехоты НОАК. В дальнейшем, планы замены распространились и на средние танки первого поколения. Этому в значительной степени способствовали новые контракты на экспортные поставки ZTQ-15 в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По внешнему виду и габаритам эта боевая машина похожа на основной боевой танк ZTZ-99 (Тип 99), однако ее масса на 20 т меньше. Характерными особенностями нового образца являются: модульное бронирование, клиновидная форма лобовой части башни, наличие встроенной ДЗ и навесной брони. Последнюю планируется устанавливать в тех случаях, когда противник располагает большим количеством противотанковых средств ближнего боя.

В зависимости от состава применяемого комплекта навесной брони, боевая масса танка 33-36 т. Экипаж три человека. Длина с пушкой вперед 9,2 м, ширина по боковым экранам 3,3 м, высота по крыше башни 2,5 м. Основное вооружение — 105-мм нарезная пушка. Компьютеризированная СУО позволяет вести огонь из танковой пушки днем и ночью по неподвижным и движущимся целям на расстояние до 3000 м.

Корпус и башня цельносварные из стальной катаной гомогенной брони. «Решетчатая» защита устанавливается только по бортам корпуса и башни. Танк оснащен силовым блоком, разработанным как единый силовой модуль. Блок включает в себя двигатель мощностью 1000 л. с., механическую трансмиссию, систему охлаждения и топливный бак.

Танк четвертого поколения. С начала 1990-х годов в рамках проекта 9289, в Китае разрабатывается новый ОБТ который, по совокупности своих боевых свойств, в случае поступления в серийное производство, станет одним из совершенных танков в мире. Работу над проектом с 1992 года возглавляет национальная компания «Норинко». В 1999 году программа НИОКР была скорректирована по требованию военных. Новый проект, получивший название «проект 9958», включал многие элементы первоначального — 9289, но отличался от последнего рядом компоновочных и технических решений. Разрабатываемый ОБТ стал называться «тяжелая боевая машина CSU-152». Программа создания танка несколько раз приостанавливалась по разным причинам, но в настоящее время работы по ней решено продолжать.

Корпус танка полностью сварной, с комбинированной защитой (сталь, композитные материалы, керамика), а броня выполнена из обедненного урана (по типу брони, установленной на некоторых модификациях американских ОБТ М1А1/М1А2). Кроме пассивной защиты на боевой машине будут установлены динамическая и активная защита. Некоторые модификации современных китайских танков, например ZTZ-99A (Тип 99А), уже оснащены комплексом активной защиты. На разрабатываемом танке CSU-152 планируется установить усовершенствованный вариант этого комплекса, который в перспективе может быть интегрирован в следующие поколения китайских танков.

Предполагается, что новая машина будет вооружена 152-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. В некоторых зарубежных источниках сообщается, что в качестве альтернативы этому орудию разрабатываются варианты 125-мм обычной и электротермохимической пушек. 152-мм орудие будет интегрировано с усовершенствованной дневной/ночной тепловизионной системой наведения, которая обеспечит возможность обстрела неподвижных и движущихся целей с места и в движении с высокой вероятностью попадания в цель первым выстрелом.

Ожидается, что максимальная скорость движения танка CSU-152 по шоссе составит не менее 70 км/ч, а на пересеченной местности — около 45 км/ч. Для обеспечения высоких показателей мобильности танка предполагается устанавливать дизельный двигатель мощностью не менее 1500 л. с., усовершенствованную трансмиссию и гидропневматическую подвеску.

Таким образом, принятие в НОАК новой концепции реформирования танкового парка направлено на сокращение в нем устаревших машин первого и второго поколений при одновременном повышении числа современных боевых машин третьего поколения. С начала проведения реформы количество танков третьего поколения в войсках увеличилось с 1280 до 3490 единиц и достигло в 2018 году 51 проц. всех имеющихся боевых машин.

Главная страница В начало