Состояние и основные направления реформирования танкового парка сухопутных войск НОАК
В. Соколенко, С. Котов
(Зарубежное военное обозрение. — 2020. — № 1. — С. 42-47)
Танковый парк Народно-освободительной армии Китая (НОАК) имеет ряд особенностей, по сравнению с аналогичными парками других стран. В первую очередь это относится к количеству боевых машин. По данному показателю китайские сухопутные войска (СВ) занимают первое место в мире. Кроме того, в нем есть большое количество разных по назначению, техническому оснащению и годам выпуска легких, средних и основных боевых танков (ОБТ). При этом в войсках одновременно находятся в эксплуатации большое количество уже устаревших танков первого, а также второго и третьего поколений.
В настоящее время основу танкового парка НОАК составляют средние и основные боевые танки разных поколений (6840 единиц). В него также входит небольшое количество легких танков (650), модернизационный потенциал которых (более 60 проц.) полностью исчерпан.
Разработкой и производством бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в Китае занимается государственное предприятие «Норинко», которое является базовым для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выпуска и сервисного обслуживания танков. Несмотря на многочисленные финансовые трудности второго десятилетия XXI века, в серийное производство на заводе были запущены новые средние и основные боевые танки (ОБТ), боевые машины пехоты (БМП) нового поколения, которые по своим техническим характеристикам заметно приблизились к лучшим зарубежным образцам. В последние годы здесь вновь активизировались работы по созданию ОБТ нового (четвертого) поколения.
Вместе с тем содержание большого количества танков в составе СВ привело к непомерно высоким расходам на их производство, эксплуатацию, ремонт и модернизацию, что стало проблемой для китайской армии. В создавшейся обстановке военное и политическое руководство страны приняло решение о реализации новой концепции реформирования танкового парка, суть которой состоит в следующем:
- сокращение общего количества машин;
- поэтапное плановое уменьшение количества танков первого и второго поколений, что, по оценке западных экспертов, может привести через 12-15 лет к их полному снятию с вооружения;
- увеличение в войсках числа машин третьего поколения, развертывание крупномасштабного серийного производства средних и основных боевых танков третьего поколения;
- использование широких экспортных поставок танков для получения средств на их дальнейшее реформирование.
Реализация этой концепции в НОАК в период с 2007 по 2018 год привела к следующим изменениям количественного состава танкового парка: число машин первого поколения сократилось в войсках на 2750 единиц (на 55 проц.); второго — уменьшилось на 800 (на 61 проц.); третьего — увеличилось на 2210 (в 1,72 раза), но, следует отметить, что общее количество танков в парке за прошедшие десять лет уменьшилось незначительно — всего на 740 единиц, или на 9,8 проц.
В зарубежных источниках отмечается, что дальнейшая реализация концепции преобразования танкового парка НОАК будет во многом зависеть от военно-политической обстановки в мире. В настоящее время темпы проведения реформ начинают снижаться, так как центр тяжести финансирования вооруженных сил (ВС) Китая стал смещаться с развития сухопутных войск на более наукоемкие и затратные виды ВС, такие как военно-воздушные силы, военно-морской флот и ракетные войска стратегического назначения.
Количество средних и основных боевых танков в войсках, единиц (проц.) |
||||
---|---|---|---|---|
Год | Первого поколения: ZTZ-59; ZTZ-59-2; ZTZ-59D |
Второго поколения: ZTZ-79; ZTZ-88A; ZTZ-88B |
Третьего поколения: ZTZ-98A; ZTZ-96; ZTZ-96A; ZTZ-99; ZTZ-99A; ZTQ-15 |
Всего |
1997 | 6200 (79,5) | 1600 (20,5) | — | 7800 |
2002 | 5000 (71,3) | 1500 (21,4) | 510 (7,3) | 7010 |
2007 | 5000 (66,0) | 1300 (17,1) | 1280 (16,9) | 7580 |
2012 | 4600 (59,7) | 800 (10,4) | 2300 (29,9) | 7700 |
2018 | 2850 (41,7) | 500 (7,3) | 3490 (51) | 6840 |
Танки первого поколения. К ним относятся: средние танки ZTZ-59 (Тип 59) — 1600 единиц; ZTZ-59-2 (Тип 59-2) — 650; ZTZ-59D (Тип 59Р или Тип 59D) — 600. Эти боевые машины, разработанные на базе советских танков Т-54, Т-55, находились в серийном производстве в период с 1958 по 1978 год.
В течение 1984-2008-го бóльшая часть танков первого поколения была модернизирована. В ходе нее боевые машины получили новое, более мощное вооружение, усиленную броневую и специальную защиту, более мощные и надежные силовые установки и трансмиссии. Экипаж танков первого поколения составлял четыре человека. Боевая масса модернизированных машин находилась в пределах 35-36 т. На танке ZTZ-59 установлена 105-мм гладкоствольная пушка, а на других модификациях — 105-мм нарезная. Броня на всех машинах стальная гомогенная. Динамическая защита и система управления огнем с использованием ЭВМ были предусмотрены только на танке ZTZ-59D.
В период с 2018 по 2022 год планируется проведение очередного этапа модернизации танков первого поколения. В ходе работ на них будут установлены динамическая защита (ДЗ) третьего поколения, усовершенствованная система управления огнем (СУО) и дизельный двигатель мощностью 840 л. с.
Общее количество танков первого поколения в войсках с каждым годом сокращается и в настоящее время составляет 2850 единиц, или 41,7 проц. от общей их численности.
Танк ZTZ-59D является наиболее совершенной модификацией машин первого поколения. Разработан на базе танка ZTZ-59 (Тип 59). В 2006-2008 годах он был модернизирован. Основные отличия от базового образца: усиленная защита благодаря установке динамической защиты второго поколения, усовершенствованная системы управления огнем, улучшенные показатели подвижности. Экипаж четыре человека. Боевая масса при установке ДЗ возросла до 37 т. Вооружение: 105-мм нарезная пушка, принятая в странах НАТО. Боекомплект 45 выстрелов, при стрельбе применяются боеприпасы последнего поколения: бронебойно-подкалиберный с отделяющимися частями, кумулятивный и осколочно-фугасный.
Новая компьютеризированная СУО включала в себя стабилизированную комбинированную (день/ночь) прицельную систему наводчика, совмещенную с лазерным дальномером. На крыше башни размещены метеорологические датчики, соединенные с СУО. По данным фирмы-разработчика, время подготовки к открытию огня по неподвижной цели с места составляет 5 с. Оно увеличивается до 7 с, если движется только цель, и до 10 с, если одновременно движутся и танк, и цель.
Все модернизированные образцы оснащены новой радиостанцией, усовершенствованной навигационной системой и оборудованием для защиты от оружия массового поражения (ОМП). На первых партиях машин устанавливался дизельный двигатель мощностью 520 л. с. В дальнейшем он был заменен на двигатель мощностью 730 л. с.
Танки второго поколения. Это ZTZ-79 (Тип 79) — 200 единиц; ZTZ-88A (Тип 88А); ZTZ-88B (Тип 88В) — всего 300. Танки находились в серийном производстве с 1978 по 1988 год. Характерной отличительной особенностью внешнего вида модификации ZTZ-88A(B) стали опорные катки меньшего диаметра, по сравнению с установленными на предыдущие образцы, созданные на базе советских технологий. Общее количество боевых машин второго поколения в войсках составляет в настоящее время 500 единиц, или 7,3 проц. их общей численности. Танки второго поколения выпускались небольшими партиями, а сегодня они находятся на вооружении танковых подразделении только в северном и западном военных округах Китая.
Танк ZTZ-88B (Тип 88В) является наиболее совершенной модификацией боевых средств второго поколения (разработан на базе ZTZ-88), которые рассматриваются китайскими специалистами как полностью национальные проекты. Экипаж четыре человека, боевая масса 38 т. Основные отличия от базового образца: установлена усовершенствованная 105-мм нарезная пушка и компьютеризированная СУО, убраны противокумулятивные «решетчатые» экраны вдоль бортов башни, изменено расположение ПУ дымовых гранат. Броня стальная гомогенная. Танк ZTZ-88B отличается от модификаций ZTZ-88A усиленной броневой защитой и модернизированной СУО.
Танки третьего поколения. К ним относятся основные боевые танки ZTZ-98А (Тип 98А) — 40 единиц; ZTZ-96 (Тип 96) — 1000; ZTZ-96A (Тип 96А) — 1500; ZTZ-99 (Тип 99) — 600; ZTZ-99A (Тип 99А) — 250 и средний танк ZTQ-15 (VT5) — около 100 единиц. Общее количество машин третьего поколения в войсках составляет 3490 единиц, или 51 проц. всего танкового парка.
Самым совершенным танком третьего поколения является танк ZTZ-99А, который изготовлен в сравнительно небольшом количестве и находится в настоящее время в подразделениях, так называемого стратегического резерва. Он имеет наибольшую стоимость среди китайских танков третьего поколения. Самым многочисленным из них в НОАК стал ZTZ-96A.
Новый средний («легкий», по китайской классификации) танк ZTQ-15 (VT5) принят на вооружение НОАК в декабре 2018 года, и поэтому в войсках таких машин небольшое количество. Его боевая масса около 35 т. Серийные ZTQ-15 поступают в первую очередь в подразделения, дислоцированные в Южном Китае, где горная местность ограничивает использование тяжелых боевых машин, таких как танк ZTZ-96 и ZTZ-99.
Танк ZTZ-98A является первым серийным китайским танком третьего поколения. В период с 1998 по 2005 год выпускался небольшими партиями. Всего изготовлено около 200 машин. Состоял на вооружении 6-й и 8-й танковых дивизий НОАК, которые неофициально называются «оцифрованными». Экипаж три человека, боевая масса 48 т. Длина с пушкой вперед 10,9 м, ширина 2,8 м, высота по крыше башни 2,4 м. Вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка.
Боевая машина имеет модульное бронирование башни, СУО, системы противодействия ПТУР и защиты от ОМП, двигатель и трансмиссию, интегрированные в единый силовой блок. Максимальная скорость движения по шоссе 65 км/ч. Запас хода 500 км по топливу (650 км с дополнительными топливными баками). На машину установлен дизельный двигатель WD 396 V-8 с турбонаддувом мощностью 1200 л. с. Предполагается, что этот танк полностью заменит в войсках машины ZTZ-99A.
Танки ZTZ-96, а также его модификация ZTZ-96A являются наиболее массовыми боевыми машинами в НОАК. Среди танков третьего поколения их количество достигает 72 проц.
Эта машина разработана на базе танков ZTZ-88B и ZTZ-90-IIM. В серийном производстве находился в период с 1997 по 2000 год. В последующем он неоднократно модернизировался. Боевая машина имеет модульное бронирование, автомат заряжания, СУО с тепловизионным прицелом китайского производства, может вести огонь ПТУР через ствол пушки с наведением на цель по лучу лазера, единый силовой блок, бульдозерное оборудование. Экипаж три человека. Вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка, боевая масса 42 т. Броня комбинированная (сталь, композитные материалы).
Танк ZTZ-96A представляет собой дальнейшее развитие танка ZTZ-96 (Тип 96). В серийном производстве находился в период с 2000 по 2005 год. Он отличается от прототипа усиленным бронированием лобовой части корпуса и башни, усовершенствованной ДЗ, тепловизионными прицелами нового поколения, улучшенными характеристиками систем пожаротушения и защиты от ОМП. Стрельба ПТУР ведется через ствол пушки с ее наведением на цель по лучу лазера.
Последние партии серийных машин имеют характерную для внешнего вида клинообразную форму брони передней части башни (по образцу танка ZTZ-99 (Тип 99). Экипаж три человека, в качестве основного вооружения используется 125-мм гладкоствольная пушка, боевая масса 42 т. Броня комбинированная (сталь, композитные материалы). С 2017 года специалисты приступили к очередному этапу модернизации танка, который будет в последующем иметь обозначение ZTZ-96B. Китайские военные инженеры планируют в будущем улучшить защиту и командную управляемость, повысить могущество применяемых боеприпасов.
Танк ZTZ-99 представляет собой дальнейшее развитие двух образцов: ZTZ-96A (Тип 96А) и ZTZ-98A (Тип 98А). Он имеет характерную клинообразную форму брони передней части башни и увеличенную площадь ее поверхности. Экипаж три человека. Боевая масса 52 т. Вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка. Бронирование комбинированное, модульное. Верхняя часть лобовой брони корпуса и башни усилены за счет установки динамической защиты. Танк оснащен тепловизионными приборами командира и наводчика, на него установлен дизельный двигатель мощностью 1500 л. с.
Танк ZTZ-99A является самым совершенным китайским ОБТ третьего поколения. Серийное производство началось, предположительно, в 2017 году. Экипаж три человека, боевая масса 52 т, вооружение — усовершенствованная 125-мм гладкоствольная пушка. На танке установлен модернизированный электромеханический автомат заряжания пушки, обеспечивающий скорострельность свыше 8 выстр./мин. Эта машина отличается от танка ZTZ-99 более высоким уровнем цифровизации и компьютеризации оборудования и средств связи, модернизированной СУО, встроенной ДЗ и комплексом активной защиты нового поколения, полностью национальной разработки и производства.
По мнению западных военных специалистов, танк (VT5) является одним из совершенных китайских средних танков. Первоначально он разрабатывался для замены легкого танка ZTQ-62 (Тип 62), облегченного и уменьшенного по габаритам танка Т-54, и плавающих танков ZTS-63 и ZTS-63A (Тип 63 и 63А), которые до сих пор находятся на вооружении сухопутных войск и морской пехоты НОАК. В дальнейшем, планы замены распространились и на средние танки первого поколения. Этому в значительной степени способствовали новые контракты на экспортные поставки ZTQ-15 в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
По внешнему виду и габаритам эта боевая машина похожа на основной боевой танк ZTZ-99 (Тип 99), однако ее масса на 20 т меньше. Характерными особенностями нового образца являются: модульное бронирование, клиновидная форма лобовой части башни, наличие встроенной ДЗ и навесной брони. Последнюю планируется устанавливать в тех случаях, когда противник располагает большим количеством противотанковых средств ближнего боя.
В зависимости от состава применяемого комплекта навесной брони, боевая масса танка 33-36 т. Экипаж три человека. Длина с пушкой вперед 9,2 м, ширина по боковым экранам 3,3 м, высота по крыше башни 2,5 м. Основное вооружение — 105-мм нарезная пушка. Компьютеризированная СУО позволяет вести огонь из танковой пушки днем и ночью по неподвижным и движущимся целям на расстояние до 3000 м.
Корпус и башня цельносварные из стальной катаной гомогенной брони. «Решетчатая» защита устанавливается только по бортам корпуса и башни. Танк оснащен силовым блоком, разработанным как единый силовой модуль. Блок включает в себя двигатель мощностью 1000 л. с., механическую трансмиссию, систему охлаждения и топливный бак.
Танк четвертого поколения. С начала 1990-х годов в рамках проекта 9289, в Китае разрабатывается новый ОБТ который, по совокупности своих боевых свойств, в случае поступления в серийное производство, станет одним из совершенных танков в мире. Работу над проектом с 1992 года возглавляет национальная компания «Норинко». В 1999 году программа НИОКР была скорректирована по требованию военных. Новый проект, получивший название «проект 9958», включал многие элементы первоначального — 9289, но отличался от последнего рядом компоновочных и технических решений. Разрабатываемый ОБТ стал называться «тяжелая боевая машина CSU-152». Программа создания танка несколько раз приостанавливалась по разным причинам, но в настоящее время работы по ней решено продолжать.
Корпус танка полностью сварной, с комбинированной защитой (сталь, композитные материалы, керамика), а броня выполнена из обедненного урана (по типу брони, установленной на некоторых модификациях американских ОБТ М1А1/М1А2). Кроме пассивной защиты на боевой машине будут установлены динамическая и активная защита. Некоторые модификации современных китайских танков, например ZTZ-99A (Тип 99А), уже оснащены комплексом активной защиты. На разрабатываемом танке CSU-152 планируется установить усовершенствованный вариант этого комплекса, который в перспективе может быть интегрирован в следующие поколения китайских танков.
Предполагается, что новая машина будет вооружена 152-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. В некоторых зарубежных источниках сообщается, что в качестве альтернативы этому орудию разрабатываются варианты 125-мм обычной и электротермохимической пушек. 152-мм орудие будет интегрировано с усовершенствованной дневной/ночной тепловизионной системой наведения, которая обеспечит возможность обстрела неподвижных и движущихся целей с места и в движении с высокой вероятностью попадания в цель первым выстрелом.
Ожидается, что максимальная скорость движения танка CSU-152 по шоссе составит не менее 70 км/ч, а на пересеченной местности — около 45 км/ч. Для обеспечения высоких показателей мобильности танка предполагается устанавливать дизельный двигатель мощностью не менее 1500 л. с., усовершенствованную трансмиссию и гидропневматическую подвеску.
Таким образом, принятие в НОАК новой концепции реформирования танкового парка направлено на сокращение в нем устаревших машин первого и второго поколений при одновременном повышении числа современных боевых машин третьего поколения. С начала проведения реформы количество танков третьего поколения в войсках увеличилось с 1280 до 3490 единиц и достигло в 2018 году 51 проц. всех имеющихся боевых машин.