БМП-2
Виктор Мальгинов
(М-Хобби. Дайджест : Броня. — М.: Цейхгауз, 2009. — С. 56-64)
Разработка бронетранспортеров началась в Советском Союзе еще в середине 1930-х годов. А вот с принятием БТР на вооружение мы сильно задержались. Первое поколение советских БТР было принято на вооружение только после Второй мировой войны. К этому времени во многих странах уже сменилось одно-два поколения таких машин. Первое поколение наших БТР было создано на базе коммерческих полноприводных шасси - в тот момент, когда в США и других западных странах эти машины производились уже на специальных шасси.
Попытка обогнать США в разработке бронетранспортеров привела к появлению БМП-1. К сожалению, у этой машины принятой на вооружение в 1966 году, недостатков было гораздо больше чем достоинств. Это впрочем, не помешало запуску ее в массовое производство.
Разработанная в начале 1970-х годов, на базе БМП-1 новая БМП-2 сохранила все недостатки своей предшественницы и добавила к ним много новых. Еще при разработке БМП-1 хотели получить универсальную машину, способную не только передвигаться по суше, но и неплохо плавать. Кроме этого, ее вооружение должно было превосходить вооружение бронетранспортеров и размещаться во вращающейся башне. Способность плавать требовала применения большого водоизмещающего корпуса с относительно тонкой броней, чтобы машина не утонула (с законом Архимеда не поспоришь). Так как в отличие от БТР-50 новая машина должна была нести еще и тяжелую башню с вооружением, то выходило, что броня у нее должна была быть еще тоньше, чем у него, для снижения веса. Но тогда вся затея теряла смысл - новую машину не удавалось оснастить даже противопульной защитой. Чтобы выйти из этого порочного круга надо было применить какие-нибудь оригинальные технические решения. Например, оснастить машину съемными поплавками или, наоборот, комплектом съемной дополнительной брони. А можно было применить алюминиевую броню, как на американском М113. Но этот путь посчитали слишком дорогим и сложным, а поэтому КБ возглавляемое П.П.Исаковым выбрало другой путь решения проблемы. Решено было оставить стальную броню, но экономить вес, где только возможно. Но в результате так и не удалось защитить новую машину противопульной броней, а многие другие параметры были ухудшены весьма сильно.
При взгляде спереди на БМП-2 (как и на БМП-1) сразу бросается в глаза, что гусеницы очень узкие - всего 300 мм. У БТР-50 ширина гусениц составляет 360 мм, у М113 -381 мм, а у французской БМП АМХ-10Р - вообще 420 мм. Так наши конструкторы пытались уменьшить массу ходовой части, а получили рост удельного давления на грунт. У БМП-2 этот параметр составляет 0,65 кг/ кв. см, в то время как на АМХ-10Р - только 0,53 кг/ кв. см. Кажется, что у БМП-2 это значение не очень велико, но ведь машина должна форсировать реки вплавь, а грунт берегов может быть весьма топким. В результате там, где АМХ-10Р сможет сойти в воду и выйти из нее, БМП-2 безнадежно завязнет. Этот же параметр серьезно ограничивает возможность проведения модернизации советской машины, если она требует возрастания массы.
Кроме уменьшения ширины гусениц, для снижения массы конструкторы лишили БМП-2 водоходного движителя. Машина должна плавать за счет перемотки гусениц. Это решение привело к тому, что БМП-2 не является амфибией в общепринятом смысле этого слова, а может пересекать водные преграды с большими ограничениями и, соответственно, не может применяться для морских десантных операций (а вотАМХ-ЮР может). Гусеницы БМП-2 являются комбинированным движителем, работающим и в воде и на суше. Такой движитель плохо работает на переходных режимах. Действительно, в воде гусеница должна вращаться быстро для создания большей тяги, а вот при выходе на сушу - наоборот, медленно. В результате возможна такая ситуация - гусеница вращается слишком медленно для создания достаточной тяги в воде, но еще не может зацепиться за дно и вытащить машину на берег. Для БМП-1 и БМП-2 это постоянная проблема - при некоторых сочетаниях наклона берега и несущей способности дна они не могут выйти на сушу, хотя для БТР-50 в этих условиях выход из воды не представляет сложности. Поэтому корпус БМП-2, с сильно задранной для лучшей мореходности носовой частью, является ненужным излишеством, только создающим проблемы на суше. В этом плане М113, также плавающей за счет перемотки гусениц, спроектирован гораздо профессиональней.
Корпуса БМП-1 и БМП-2 заслуживают отдельного разговора. Понять логику, которой руководствовались инженеры проектировавшие их, невозможно. Кажется все сделано для того, чтобы увеличит трудоемкость их изготовления, причем это не улучшает их боевые и эксплуатационные качества. Посмотрим на бронекорпуса АМХ-10Р и М113 - все просто и понятно: корпуса состоят из нескольких гладких прямых листов. Такой корпус просто изготовить и просто отремонтировать. А бронекорпус БМП-2 состоит из множества прямых и гнутых листов, сваренных под различными углами. Такой корпус очень сложен в изготовлении, а каких-либо преимуществ не имеет. При обмерах БМП-2Д в ЦМВС, я довольно быстро понял, что стоять на крыше ее корпуса просто опасно, хотя машина и неподвижна - ступня каждой ноги стоит под своим углом, абсолютно непредсказуемо меняющемся при каждом шаге. А если корпус влажный после дождя, то упасть с этого сооружения очень легко. О том, чтобы прикрепить на корпусе резиновые коврики, или еще как-нибудь облегчить экипажу передвижение по машине конструкторы просто не задумывались.
Но, конечно, главный минус бронекорпу-са БМП-2 в том, что это собственно и не бро-некорпус. Толщина его листов не превышает 10 мм. Сразу вспоминается еще довоенный советский бронетранспортер ТР-4 на базе Т-26, забракованный из-за недостаточной толщины брони, составлявшей те же 10 мм. До войны такая броня считалась недостаточной, а после стала вполне подходящей! Для сравнения, у М113 толщина «лба» составляет 38 мм алюминиевой брони. Не сразу, но и до наших конструкторов дошло, что 10 мм -это мало. Поэтому у поздних модификаций БМП-2 нижняя наклонная лобовая плита имеет толщину 15 мм. Как говорится - почувствуйте разницу! Есть плакат НАТО, на котором показаны уязвимые места советского БМП. На нем только нанесен контур двигателя, где пуля может застрять - туда стрелять не рекомендуется, а все остальная поверхность корпуса показана уязвимой. Здесь опять возникает неуместный вопрос - а что, нельзя было развернуть двигатель поперек корпуса и спрятать за ним водителя и десант? На ненужный поворот двигателя поперек танка, после войны, затратили много сил и средств, а здесь не смогли?
Про дно БМП-2 лучше и вообще не вспоминать. Наверное, его конструкторы и не подозревали о существовании мин. Если защитить все дно трудно, то хоть под водителем можно было предусмотреть локальную защиту. Передний левый опорный каток ходовой части расположен так, что при наезде на мину водитель обычно гибнет. В Афганистане под сиденье водители подкладывали мешки с песком - опять солдатская смекалка исправляла огрехи конструкторов.
Башня БМП-2 спроектирована по тому же принципу, что и корпус - трудоемкость любой ценой и без всякого проку. Башня имеет форму усеченного конуса, да еще и со смещенной вершиной. Лобовая часть самая толстая - 23 мм. Эта самая толстая броня на всей БМП выдерживает обстрел из винтовки, правда, крупнокалиберный пулемет ее все равно пробьет. Борта башни более тонкие, а тыл еще более тонкий - 10 мм. Зачем было собирать башню из листов двойной кривизны, а не наклонных плоских, я не знаю. Наверное, этого не знают и конструкторы. Крыша башни вся такая штампованная и выпуклая, наверно чтобы у снайпера была надежда все-таки поразить сквозь выступ наводчика или командира. Ходить по крыше башни также опасно, как и по крыше корпуса, отличие только в то, что на башне приварено всего больше, а значит и шансов зацепиться тоже больше.
Теперь приступим к описанию люков корпуса. Про люк водителя ничего плохого сказать нельзя - он поднимается и сдвигается в сторону, а вот почему у сидящего за его спиной десантника люк откидывается на петлях вверх, непонятно. Ведь при определенном угле поворота башни его заблокирует ствол 30-мм пушки, или наоборот - открытый люк десантника заблокирует пушку. Казалось бы, что может быть проще - дай десантнику такой же люк, как и водителю, и никаких проблем. Наверно люк на петлях дешевле, а о том, что он может стать причиной гибели солдата в бою, конструкторы не задумывались. Люки десантного отделения, расположенного за башней, спроектированы с не меньшим «искусством». Конструкторы БМП-1 очень гордятся конструкцией задних дверей десантного отделения. Они сумели разместить в них топливные баки! Несколько странная причина для гордости, так как благодаря этому решению при пожаре шансов спастись у десантников нет вообще. Во время одной из арабо-израильских войн арабы пытались применять полученные из СССР БМП-1. Недорезанные «Хезболахом» сионисты довольно быстро поняли, что при обстреле кормы этой машины зажигательными пулями можно сжечь ее вместе со всем экипажем, благо, что остальное топливо храниться под сиденьем десанта. Но если это решение на БМП-1 и можно признать ошибкой, то его сохранение на БМП-2 - преступление. Люки на крыше десантного отделения БМП-2 заимствованы с БМП-1. Там их было 4, в вот на БМП-2 удалось разместить только 2 - помешала башня большего размера. Теоретически, из этого люка должны вылезать по два десантника сразу, а вот практически - только один, и то с трудом. Экипировка советского мотострелка почти не отличалась от экипировки солдата Первой мировой войны: неудобная шинель, на плече противогаз, на поясе подсумок с патронами и гранатами, фляга, лопата и штык-нож. Шансы зацепиться за что-нибудь всем этим были очень велики, не случайно если БМП-2 тонула, то обычно с большей частью своего экипажа. В довершении всего, и эти люки могли легко заблокировать ствол пушки. Размер крыши десантного отделения позволял сделать люки и больше, и сдвигающимися, но ничего такого реализовано не было.
В отличии от БМП-1 с ее 73-мм пушкой, на новую машину поставили 30-мм автоматическое орудие. В общем-то, из-за этого новая машина должна была называться БТР, но решили оставить аббревиатуру «БМП». В Советском Союзе главным отличием БМП от БТР считалось наличие пушки большого калибра, поэтому БТР-70 с 12,7-мм пулеметом был бронетранспортером, а когда на него поставили 73-мм пушку, он стал БМП ГАЗ-50. Да и объект «1200», вооруженный 73-мм пушкой, тоже считался БМП. Конечно, 30-мм автоматическая пушка 2А42, да еще и стабилизированная в двух плоскостях, серьезно повысила боевые возможности новой машины, но главный недостаток БМП-1 - малый угол склонения орудия - исправлен не был. Это приводило к большим проблемам при стрельбе из-за укрытия и ограничивало возможности стабилизации орудия.
Обычно пишут, что БМП-2 вооружена противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Формально это так, а в реальности нет. Дело в том, что пусковая установка 9П135М размещена на крыше башни и не имеет бронезащиты. То есть, фактически БМП-2 должна идти в бой с прикрепленной на крыше башни взрывчаткой (боевая часть ракеты плюс твердое топливо), которая может детонировать от любой шальной пули (или не шальной). Если ракету ставить перед пуском, то нужно высовываться из люка во время боя. В результате, ПТУР ставят на пусковую только на парадах, а там где стреляют - нет.
Десант БМП может стрелять из личного оружия - машина снабжена 2 амбразурами для стрельбы из ПК и 6 - для стрельбы из автомата Калашникова. Угол обстрела из этих амбразур ограничен, да и стрельба из неста-билизированного оружия на ходу - простое выбрасывание патронов. Но, в общем, этот вопрос имеет чисто теоретический интерес, так как в бою десант внутри БМП-2 не сидит.
Теперь можно сказать пару слов о приборах наблюдения БМП-2. Как водитель может управлять БМП-2 в бою при закрытом люке, наверное, загадка и для конструкторов этой машины. Из-за слишком покатого лобового листа видимость через его перископы очень ограничена. У сидящего за водителем десантника обзор еще хуже, но ему хоть машину не вести. Совсем плохо с обзором у десантников позади башни. Конструкторы пожалели для них вращающихся перископов, в результате каждый десантник видит лишь отрывочную картину происходящего снаружи и после спешивания должен успеть сориентироваться. Два направленные назад перископа смонтированы на дверях и из-за этого бесполезны, если машина находится в капонире. Установить их на крыше корпуса помешало бревнышко, абсолютно необходимое для самовытаскивания (и как «натовцы» без него обходятся).
В целом, глядя на БМП-2, нельзя отрешиться от мысли, что эта машина делалась наспех и ее конструкторы не имели времени для доработок. Но это не так. БМП-1 стала поступать в войска с 1966 года, первые опытные образцы БМП-2 испытывали с 1972 года, а ее массовое производство началось вообще в 1980 году! И при этом ни одной ошибки БМП-1 исправить не удалось. Высота новой машины возросла почти на 800 мм за счет ненужных надстроек на башне. При этой высоте можно было повысить высоту и корпуса и башни, и хоть немного улучшить ужасные условия обитаемости. Из-за малой высоты корпуса десантники не могут встать, и им приходится двигаться к выходу из машины, скользя по сидению. В результате, сидящие дальше всего от кормы мотострелки могут покинуть БМП-2 только через 30 секунд после отдачи команды. Сравним это с М113 или АМХ-10Р: дается команда, гидравлика окидывает рампу, слегка пригнув голову десант выбегает из своей машины за несколько секунд. А ведь М113 поступила на вооружение в конце 1960-х годов, а АМХ-10Р - в 1973! И обе эти машины ниже БМП-2, но, в тоже время, имеют более высокий и удобный бронекорпус. Комментарии излишни.
Практически сразу после начала серийного производства БМП-2 попала на войну в Афганистан. Тут же проявилась полная непригодность БМП-2 к выполнению своей основной задачи - перевозке пехоты. Имеющиеся у местного населения винтовки «Ли-Энфильд» начала века легко простреливали корпус. Порыв даже на противопехотной мине обычно имел фатальные последствия. Как мы уже писали выше, водители стали подкладывать под сиденья мешки с песком, на борта навешивали все что можно, лишь бы усилить защиту. И перестали ездить внутри десантного отделения -машина перестала быть тем, для чего создавалась. Надо было срочно что-то делать, например, усилить броню. Однако легко сказать, да трудно сделать. Посмотрим на М113. Надо усилить защиту - навешивай на прямые борта, хоть простую, хоть уголковую, и даже активную броню. Это нетрудно и это делают. Широкие гусеницы вполне позволяют увеличить нагрузку на ходовую часть и сохранить подвижность. Теперь подойдем к БМП-2. Что-то приварить к этому корпусу трудно, а узкие гусеницы не позволят слишком увеличить нагрузку на ходовую часть.
Но нашим конструкторам не привыкать решать проблемы, созданные ими самими. Сказано усилить защиту - усилим. На стойках по бокам корпуса были укреплены 6-мм экраны. Такой же экран был закреплен сзади башни. Самый верх корпуса, куда экраны не доходили, был обварен 6-мм броней. Под водителем, первым десантником и двигателем на дне были закреплены дополнительные бронеплиты. Отказаться от «изюминки» своей конструкции - дверей-баков так и не решились. Дополнительная броня была закреплена с большим зазором и на корпусе, и на башне. Закрывать этот зазор сверху конструкторы посчитали ненужным. В результате он хорошо улавливал гранаты, заброшенные на БМП-2 сверху. При покидании башни через люки, нога легко могла попасть в промежуток между основной и дополнительной броней, что приводило к перелому голени или, вообще, могло стоить жизни при спасении из подбитой машины. Но теперь можно было с гордостью заявить, что БМП-2 непросто подбить из винтовки. В Афганистане эта машина, названная БМП-2Д еще могла применяться - климат там сухой и потяжелевшая машина не вязла в топком грунте. В более влажных широтах с передвижением могли возникнуть проблемы, тем более, что дополнительная нагрузка ложилась на корпус неравномерно - большая ее часть приходилась на нос. На фото афганских БМП-2Д этот «клевок» на нос хорошо заметен. Да и в ЦМВС эта машина тоже наклонилась вперед. Кроме того, БМП-2Д потеряла способность плавать.
В итоге БМП-2Д кроме Афганистана и южных районов СССР больше нигде не применялась. В Чечне все недостатки БМП-2 проявились вновь. Достаточно сказать, что вместо нее для перевозки пехоты предпочитают применять бронированный тягач МТ-ЛБ! На его базе даже был разработан опытный вариант БМП. Хотелось бы сказать, что история БМП-2 закончена, да не получается. В 2005 году министерство обороны России хочет закупить партию БМП-2 «глубокой модернизации». Любопытно, что там можно модернизировать? Увы, машина, которая должна была попасть на свалку сразу после испытаний, продолжает оставаться на вооружении армии России и в XXI веке.