Лёгкий танк AMX-13
Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.
(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 277-283)
Конструкторские работы над танком начались в 1946 г. на государственном предприятии в г. Мулинэ. Через два года был собран опытный образец. Производство началось в 1952 г. в городе Руане (объединение ARE). Одно время выпускалось до 45 машин в месяц. В начале 1960-х годов производство всего семейства машин АМХ-13 было передано компании «Крезо-Луар», поскольку предприятие в Руане было переключено на производство основных танков АМХ-30. Базовое шасси легкого танка использовано для нескольких типов машин, включая машину для механизированной пехоты АМХ VCI, 105-мм самоходную гаубицу, 155-мм самоходную пушку Мk F3 и спаренную самоходную зенитную установку DСА, каждая из которых имеет индивидуальные особенности в функциональных отделениях (модулях).
За прошедшие годы в конструкцию танка АМХ-13 и других машин этого семейства внесено множество усовершенствований. В 1964 году в ходе модернизации вместо 75-мм была установлена 90-мм нарезная пушка. На части машин снаружи башни размещались противотанковые управляемые ракеты. Наиболее полный объем модернизации был, в частности, показан на выставке военного снаряжения в Сатори в 1985 году. Стандартный танк последних выпусков представляет собой машину с новой передней частью корпуса, новым дизельным двигателем, автоматической трансмиссией и гидропневматической подвеской.
Компанией «Крезо-Луар» объявлено, что она может довести до этого стандарта все ранее выпущенные машины.
Сравнительно высокие боевые свойства танка АМХ-13 обусловили его популярность. Танк широко продавался в различные страны мира: из 7700 выпущенных промышленностью машин семейства, включая танки, 3400 было экспортировано. В настоящее время танки АМХ-13 состоят на вооружении 10 стран, а во Франции, Индии, Израиле, Египте и некоторых других странах с вооружения сняты и находятся в складированном состоянии.
Компоновка
Компоновка танка имеет несколько особенностей. Прежде всего, это использование так называемой качающейся башни. В отличие от обычных башен, качающаяся состоит из двух частей: нижней, связанной с опорой башни, и верхней, установленной на нижней на цапфах таким образом, что может поворачиваться относительно последней в вертикальной плоскости на некоторый угол. Пушка жестко связана с верхней качающейся частью башни. Наводка по вертикали осуществляется поворотом верхней части башни, а горизонтальная наводка — вращением нижней части. Применение подобной конструкции облегчает решение проблемы автоматизации заряжания оружия, позволяет уменьшить размеры башни. В частности, в танке АМХ-13 в верхней качающейся части башни монтируются два магазина револьверного типа автомата заряжания. Применение автомата заряжания дало возможность сократить экипаж танка до 3-х человек. Командир танка располагается в левой части башни, наводчик в правой ее части, а механик-водитель в корпусе в отделении управления.
Моторно-трансмиссионное отделение танка расположено в передней части корпуса. В передней же части находится смещенное к левому борту отделение управления. Переднее расположение трансмиссии предопределяет переднее положение ведущих колес.
Огневая мощь
Основное вооружение стандартного французского танка АМХ-13 — 90-мм нарезная пушка, установленная в башне FL-10. Первоначально в башне FL-10 устанавливалась 75-мм пушка. Всего было выпущено несколько более 2000 башен с 75-мм пушкой. 90-мм пушка имеет дульный тормоз и теплоизоляционный кожух. Для стрельбы могут применяться 5 типов боеприпасов: оперенный бронебойный подкалиберный (АРFSDS), с готовыми убойными элементами (canister), фугасный (НЕ), кумулятивный (НЕАТ) и дымовой. Общий боекомплект составляет 32 выстрела, из них 21 размещен в башне (12 выстрелов в магазинах автомата заряжания) и 11 в корпусе. Для спаренного с пушкой 7,5 или 7,62-мм пулемета и зенитного пулемета того же калибра имеется 3600 патронов (в лентах по 200 шт. в каждой).
Огонь из пушки и спаренного пулемета могут вести наводчик и командир танка. Приводы наведения гидравлические с ручным дублированием для аварийных ситуаций. Максимальные скорости переброса по горизонтали 30, по вертикали 5 градусов/с. Углы возвышения +12,5; снижения -5 градусов. Стабилизатор вооружения отсутствует. Командиру обеспечен круговой обзор. Для этого в основании его люка установлено 8 призменных приборов наблюдения. Он использует также телескопический прицел L961 с переменным полутора и 6-кратным увеличением. Прицел наводчика L862 имеет 7,5-кратное увеличение, для ориентировки последний пользуется двумя призменными приборами.
Компанией Fives-Cail Babcock для танка АМХ-13 была разработана башня FL-12 со 105-мм пушкой, предназначенной для стрельбы теми же боеприпасами, которые используются на танке АМХ-30, но с уменьшенным пороховым зарядом. Эта башня была установлена на австрийском легком танке (истребителе танков) SК-105, а позже на колесную (8x8) бронированную машину «Шарк» компании MOWAG и на опытный образец БМП «Мардер».
Нижняя часть башни выполнена литой, а верхняя качающаяся часть — сварно-литой. Был также разработан вариант, в котором обе части изготавливаются сварными. Без боеприпасов башня весит 4500 кг. Люк командира на левой части крыши башни, имеет куполообразную крышку, откидывающуюся назад. В основании люка размещено 7 призменных приборов L794В для кругового обзора. Командир использует прицел с полутора и шестикратным увеличением. Место наводчика в правой части башни оборудовано двумя призменными приборами наблюдения L794Э и прицелом с 7,5-кратным увеличением. Прицел скомплексирован с лазерным дальномером ТСV 107, данные от которого выдаются в прицелы наводчика и командира. Точность измерения дальностей в диапазоне от 400 до 10000 м составляет ±5 м, временной интервал между измерениями 10 с. Приводы поворота башни и вертикального наведения пушки (вместе с качающейся частью башни) гидравлические. Предельные углы возвышения и снижения пушки составляют +12 и -8 градусов соответственно. Управлять пушкой и спаренным пулеметом могут и наводчик, и командир. Имеется ручное дублирование гидроприводов.
Механизированная боеукладка к 105-мм пушке включает два магазина на 6 выстрелов каждый, обеспечивающих высокую скорострельность — до 12 выстрелов в минуту. Стреляные гильзы выбрасываются через специальный люк в корме башни, крышка которого открывается влево. Магазины перезаряжаются вручную. Для этого один из членов экипажа должен выйти из башни. Разрабатывался вариант конструкции механизированной укладки, позволяющей производить перезаряжание изнутри башни. Всего было произведено свыше 2000 башен FL-12. Танки АМХ-13 с башней FL-12 производились только для продажи в другие страны, во французской армии такой танк принят не был.
В июне 1983 г. на опытную машину компании «Тиссен Хеншель» (Tyssen Henshel) была установлена башня FL-15, представляющая собой дальнейшее развитие конструкции FL-12. На рабочем месте командира установлено 7 призменных приборов М554, 2 бинокулярных прибора ночного видения ОВ44 и перископический/телескопический прицел М212 с увеличением 1,6 и 6,5 крат. Наводчик использует комбинированный прицел с 8-кратным увеличением в дневной и 6-кратным увеличением в ночной ветвях, и 2 призменных прибора М556. Лазерный дальномер ТСV 186 установлен на крыше башни. Измеренная дальность автоматически передается в бортовой баллистический вычислитель, куда заранее вручную вводятся данные о боеприпасах. Огонь может вестись следующими типами боеприпасов фирмы GIАТ: оперенными бронебойными подкалиберными (АРFSDS), кумулятивными (НЕАТ-Т), фугасными (НЕ), дымовыми, осветительными, учебными кумулятивными и фугасными. В целом, комплекс вооружения башни FL-15 обеспечивает более высокую эффективность, чем башни FL-12.
Защищенность
Броневая защита танка противопульная, но лобовые детали стального сварного корпуса и сварно-литой башни при определенных условиях способны противостоять воздействию снарядов малокалиберных пушек. Эквивалентная защищающая толщина этих деталей составляет около 40 мм. Бортовые детали корпуса и башни имеют толщину 20-25 мм, корма — 15 мм, крыша башни и корпуса — 10 мм.
На каждом борту башни размещено по два гранатомета для установки дымовых завес. Их боекомплект составляет 12 дымовых гранат. Специальной системы защиты от оружия массового поражения на танке не предусмотрено.
Компанией «Крезо-Луар» разработано для танка дополнительное бронирование, подобное тому, что применяется на американском БТР М113. Его общая масса 650 кг, причем каждый блок весит не более 50 кг для того, чтобы он мог быть установлен или заменен силами экипажа с помощью возимого инструмента. Дополнительное бронирование крепится на лобовой и бортовых частях башни, а также на носовой части корпуса. Это обеспечивает защиту от 20-мм бронебойных снарядов с дальности свыше 100 м в секторе около 180 градусов.
Подвижность
Показатели подвижности танка АМХ-13 находятся на уровне, характерном для основных танков второго поколения. Максимальная скорость танка 60 км/ч, запас хода по топливу (вместимость топливных баков 480 л.) 350 — 400 км. Машина может преодолевать рвы шириной до 1,6 м, вертикальную стенку высотой 0,65 м, брод глубиной 0,6 м (использование оборудования для глубокого брода не предусмотрено), подъем 31 градус, двигаться по склону крутизной до 31 градуса.
Основой силовой установки является бензиновый 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения 8Gxb мощностью 184 кВт (250 л.с.). Он обеспечивает удельную мощность 12,3 кВт/т (16,7 л.с./т). Трансмиссия механическая с ручным управлением, имеет 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. Механизм поворота дифференциального типа. Подвеска танка торсионная, на первых и последних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Ходовая часть содержит по 5 односкатных обрезиненных опорных и по три (в некоторых случаях по два) поддерживающих катка на каждом борту. На последние гусеницы опираются только своей внутренней частью. Ведущие колеса — спереди, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц — сзади. Стальные гусеницы шириной 350 мм с открытыми металлическими шарнирами содержат по 85 траков. При необходимости на них могут устанавливаться асфальтоходные резиновые башмаки.
В 1979 г. на выставке военной техники в Сатори была представлена модель танка с дизельным двигателем. Эта машина имела максимальную скорость 64 км/ч, расход топлива в среднем 1 л/км, что увеличивало запас хода по топливу до 500 км. В качестве замены бензинового двигателя рассматривались 4-цилиндровый дизель Poyaud 520 4LСS25 мощностью 195 кВт (265 л.с.) и дизель General Motors — 206 кВт (280 л.с.). В 1983 г. компанией Baudouin для этой цели был предложен 6-цилиндровый дизель 6F 11SRY мощностью 206 кВт (280 л.с.).
Модификации
Модель 51. Первой поступившей на снабжение французской армии была модель 51. Это танк с башней FL-10, в которой устанавливалась 75-мм нарезная пушка с однокамерным дульным тормозом и двумя магазинами револьверного типа на 6 выстрелов каждый. Предусматривалось использование бронебойных и фугасных снарядов. Общий боекомплект пушки 37 выстрелов. Перезаряжание магазинов вручную вне танка. С пушкой спарен 7,5 или 7,62-мм пулемет с боекомплектом 3600 патронов в лентах по 200 шт. По обе стороны башни установлено по 2 дымовых гранатомета. В конце 1950-х годов на части танков этой модели, состоящих на вооружении французской армии, было установлено по 4 противотанковых управляемых (по проводам) ракеты SS-11 (по 2 на каждой стороне пушки). Позже, в 1960-х годах для экспорта был разработан вариант танка, в котором на башне устанавливалось 6 пусковых контейнеров ПТУР «Хот». Французской армией эта машина принята не была.
АМХ-13 с 90-мм пушкой. Следующей модификацией танка, поступившей в войска в начале 1960-х годов, была модель с башней FL-10, но 90-мм пушкой, снабженной дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом. Боекомплект пушки сократился до 32 выстрелов (12 из них в магазинах автомата заряжания), но расширилась их номенклатура — огонь может вестись бронебойными оперенными подкалиберными (APFSDS), кумулятивными (НЕАТ), фугасными (НЕ), дымовыми снарядами, а также снарядами с готовыми убойными элементами. С пушкой спарен пулемет калибра 7,5 или 7,62 мм. Такой же пулемет мог устанавливаться у люка командира в качестве зенитного. Боекомплект пулеметов 3600 патронов. Замена 75-мм пушек ранее выпущенных танков АМХ-13 на 90-мм пушки производилась с 1970 г.
АМХ-13 со 105-мм пушкой. Модификация танка АМХ-13 со 105-мм пушкой, установленной в башне FL-12, была разработана специально для продажи в другие страны.
АМХ-13 с башней FL-11. Эта модель АМХ-13 была разработана в 1950-х годах для использования в Северной Африке и имела башню FL-11, устанавливаемую также на бронеавтомобиль ЕВR «Панар», с 75-мм пушкой ручного заряжания.
АМХ-13 «Крезо-Луар» модель 1987 года. Основными отличиями танка являются: 105-мм пушка фирмы Giat с усовершенствованной системой управления огнем, улучшенная броневая защита (изменена конструкция носовой части корпуса), дизельный двигатель, обеспечивающий увеличение запаса хода до 550-600 км (предлагается использовать либо американский дизель 6V-53Т, либо французский 6F 11 SPY фирмы Baudoin, оба мощностью 206 кВт), автоматическая трансмиссия, гидропневматическая подвеска. Компания «Крезо-Луар» объявила, что до уровня модели 1987 г. могут быть доведены все ранее выпущенные машины.
АМХ-13 с 90-мм пушкой «Коккериль». Бельгийской компанией «Коккериль» (Cockerill) предложен вариант использования на танке АМХ-13 вместо 75-мм или 105-мм пушек 90-мм пушки Мk IVA3, оснащенной дульным тормозом и эжекционной продувкой ствола, совместимой с существующей системой автоматического заряжания оружия.
Венесуэльский танк АМХ-13. В танковом парке Венесуэлы состоит 36 танков АМХ-13, проданных Францией в середине 1950-х годов, и 31 танк АМХ-13 с 90-мм пушкой. Последние модернизированы фирмой «Крезо-Луар» и поставлены в венесуэльскую армию в конце 1990 г. Эти танки оснащены системой управления огнем, включающей дневной прицел М213 и лазерный дальномер ТСV-107, американским дизелем 6V-53Т (206 кВт), автоматической 3-скоростной гидромеханической трансмиссией и гидропневматической подвеской фирмы «Данлоп» (Dunlop).
Часть танков АМХ-13 была переоборудована в системы залпового огня. На этих машинах вместо башен смонтированы многоствольные ракетные пусковые установки LAR калибра 160 мм израильского производства. Бензиновый двигатель заменен на дизель 6V-53Т.
Сингапурский танк АМХ-13. Сингапур является одним из крупнейших пользователей танков АМХ-13 — в войсках состоит около 350 ед. Национальной сингапурской компанией (SAE) разработан комплекс мероприятий по модернизации шасси танка. Первые модернизированные машины (АМХ-13 SМ1) поступили в войска в июне 1988 г. Основными особенностями АМХ- 13SМ1 являются: новый моторно-трансмиссионный блок, включающий американский дизель 6V-53Т и автоматическую трансмиссию ZF 5WG-180, имеющую 5 передач переднего и 2 заднего хода; новая система электроснабжения; гидропневматическая подвеска; новые средства связи. Все эти усовершенствования могут быть внедрены на любых машинах семейства АМХ-13. У танков, кроме того, усилено бронирование, улучшена система управления огнем, в боекомплект введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд, обладающий повышенной бронепробиваемостью.
Эквадорский танк АМХ-13. В 1988 г. Эквадор подписал контракт на модернизацию 108 танков АМХ-13. Работы проводились в 1988-1990 г.г. На модернизированные танки установлена 105-мм пушка, способная вести огонь всеми типами танковых боеприпасов, в том числе APFSDS (оперенные подкалиберные).
Система управления огнем включает лазерный дальномер, баллистический вычислитель, в который вручную вводятся только данные о боковом ветре и износе канала ствола, а остальная информация, необходимая для стрельбы (дальность до цели, давление воздуха, давление в каморе, угловое положение танка и др.) поступает в него автоматически.
В будущем имеющийся бензиновый двигатель может быть заменен на дизель, а танк оснащен приборами ночного видения.
Бронированная ремонтная машина АМХ-13 ARV. Используется для ремонта машин семейства АМХ-13. Основные отличия от базового образца касаются башни и силовой установки. Дополнительное оборудование включает А-образную стрелу, основную лебедку с 50-метровым тросом диаметром 25 мм и тяговым усилием 15 тс, вспомогательную лебедку с 6-мм тросом длиной 120 м. Вооружение машины состоит из установленного снаружи 7,62 или 7,5-мм пулемета и дымовых гранатометов.
Мостоукладчик АМХ-13. На шасси танка АМХ-13 установлен складывающийся мост 25-тонного класса, длиной в развернутом положении 14,01 м. Раскладка моста происходит в сторону кормы, при этом устойчивость машины обеспечивается двумя специальными упорами. Полная масса машины 19,7 т, масса шасси 15 т.
Тренажер водителя АМХ-13. Это стандартный легкий танк АМХ-13 со снятой башней.
|
Боевая и техническая характеристики танка АМХ-13
Боевая масса .............................. 15 т Экипаж .................................... 3 чел. Высота по крыше командирского люка ........ 2300 мм Пушка ..................................... 90-мм, нарезная Боекомплект ............................... 32 выстрела Типы боеприпасов .......................... БПС, ОФ, БФС, ДС, СГПЭ Дальномер ................................. лазерный Стабилизатор вооружения ................... нет Баллистический вычислитель ................ нет Заряжание пушки ........................... автоматическое Пулеметы .................................. два 7,62 или 7,5-мм Броневая защита ........................... противопульная Максимальная скорость ..................... 60 км/ч Запас хода по шоссе ....................... 350-400 км Двигатель ................................. бензиновый 8Gxb Sofam Мощность двигателя ........................ 184 кВт Трансмиссия ............................... механическая Гусеница .................................. с открытыми металлическими шарнирами Подвеска .................................. индивидуальная торсионная Глубина преодолеваемой водной преграды .... 0,6 м