Основной боевой танк «Абрамс»
М. Барятинский
(Моделист-конструктор. — 2010. — № 9)
Масштабные работы по проектированию нового основного боевого танка начались в США после прекращения в 1970 году совместной с ФРГ разработки перспективного танка МВТ70 (подробнее о нём смотри «Моделист-конструктор» №4 за 2006 год). В феврале 1972 года в США была образована оперативная группа, в состав которой вошли военные и представители фирм-разработчиков. В их задачу входило формулирование концепции будущего танка ХМ1. Результатом работы этой группы стали «Требования к материальной части», опубликованные в августе 1972 года. Новый танк разрабатывался на конкурсных началах. Для участия в конкурсе Пентагон выбрал две фирмы: «Крайслер» и «Дженерал моторс». 18 июля 1974 года с ними был заключён контракт на разработку и изготовление опытных образцов нового танка. Согласно условиям контракта, опытные образцы следовало представить на испытания к началу 1976 года.
Параллельно с этим в июле 1973 года США и Великобритания подписали соглашение о передаче американцам технологии производства многослойной брони «Чобхэм», новейшей по тем временам. В США эта броня получила название «Барлингтон».
После трёх лет напряжённой работы, в январе 1976 года на Абердинском полигоне начались сравнительные испытания опытных образцов, которые продолжались до 30 апреля. Фирма «Дженерал моторс» представила танк, оснащённый 12-цилиндровым дизельным двигателем с переменной степенью сжатия AVCR-1360-2 фирмы «Теледайн Континентал моторс». Машина имела комбинированную подвеску: гидропневматическую на 1-, 2-м и 6-м опорных катках и торсионную на 3-, 4-м и 5-м. Упрощённая система управления огнём (СУО) была заимствована у опытного танка ХМ803. Да и в целом машина «Дженерал моторс» представляла собой глубокую модернизацию последнего.
Что же касается образца фирмы Chrysler, то тут ситуация была принципиально иной. Сохранив классическую компоновку, конструкторы этой фирмы предложили значительно более прогрессивный образец. Причём во всём — в отношении силовой установки, ходовой части, системы управления огнём и т.д.
Уже в июле 1976 года комиссия по закупкам Конгресса США приняла решение о заключении договора с фирмой-победительницей, которая, впрочем, ещё не была названа. Принятие окончательного решения затягивалось из-за очередной попытки создания единого танка НАТО. На полигонах США проходил испытания западногерманский танк «Леопард» 2AV, шли переговоры о производстве его узлов, об установке их на ХМ1 и даже о серийном выпуске «Леопарда» в США. Однако всё завершилось ничем. В США, правда, в рамках процесса унификации была разработана новая башня-«гибрид» для танка ХМ1. Её сделали с таким расчётом, чтобы в ней в будущем можно было с минимальными изменениями установить 120-мм пушку.
Только 12 ноября 1976 года фирма Chrysler была объявлена победителем конкурса на новый танк для армии США. Однако до серийного производства было ещё далеко Новый контракт предусматривал изготовление в течение трёх лет 11 опытных образцов танка и элементов бронирования для испытания обстрелом, а также восстановление двух машин, участвовавших в начальном этапе испытаний.
Серийное производство нового танка, получившего официальное название М1 «Дженерал Абрамс», началось 28 февраля 1980 года, когда с конвейера государственного завода Lima Tank Plant сошёл первый танк Своё название машина получила в честь генерала Крейтона Абрамса, командовавшего в годы Второй мировой войны танковым батальоном, а впоследствии руководившего операциями американских войск во Вьетнаме и лично занимавшегося вопросами проекта ХМ1 в свою бытность на посту начальника главного штаба сухопутных сил армии США.
Танк «Абрамс» имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления и кормовым — моторно-трансмиссионного. Это был первый с 1930-х годов американский танк, у которого ведущие колёса располагались сзади.
Корпус и башня имеют нетипичную для американского послевоенного танкостроения сварную конструкцию с использованием в их лобовых частях многослойной брони. По образу и подобию английского танка «Чифтен» механик-водитель при закрытом люке занимает положение полулёжа. Это позволило расположить верхний лобовой лист корпуса под большим углом наклона (82°) к вертикали и таким образом существенно снизить его уязвимость. Механик-водитель управляет танком с помощью Т-образного штурвала мотоциклетного типа. Для удобства работы механика-водителя в полулежачем положении его сиденье выполнено из трёх элементов — подушки, поясничной опоры и спинки, расположенных таким образом, что они облегают изогнутую спину водителя.
Танк М1 вооружён 105-мм нарезной пушкой М68А1 (английская пушка L7A1, выпускавшаяся в США по лицензии), снабжённой эжектором и стабилизированной в двух плоскостях. Для быстрой замены ствола предусмотрено быстроразъёмное соединение его с казенником, выполненное в виде секторной многозаходной резьбы. Справа от пушки в башне находятся места командира и наводчика, слева — заряжающего. Боекомплект пушки насчитывает 55 выстрелов. 44 из них размещаются в нише башни в двух отсеках, по 22 выстрела в каждом. Отсеки изолированы от боевого отделения с помощью броневых шторок толщиной 20 мм. Сверху над отсеками установлены три вышибные пластины для сброса давления при взрыве боекомплекта. Остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах, размещённых в корпусе под башней (8) и на полике башни под пушкой (3).
В боекомплект пушки сначала входили выстрелы с бронебойно-подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном М735 с сердечником из вольфрама, а позднее — М774 с сердечником из обеднённого урана.
Наряду с пушкой на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемёт М240, 12,7-мм пулемёт М2НВ на открытой штыревой стойке командирской башенки и ещё один 7,62-мм пулемёт М240 на стойке, закреплённой у люка заряжающего. Боекомплект пулемётов состоит из 11400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. По бортам башни установлены два шестиствольных дымовых гранатомёта М239.
Танк М1 «Абрамс» оснащён достаточно совершенной системой управления огнём. На нём установлен перископический комбинированный прицел-дальномер GPS с окулярной отводкой для командира.
Прицел-дальномер имеет дневную ветвь (канал) с кратностью увеличения от 3 до 10 и полем зрения соответственно 18° и 6,5°, ночную тепловизионную ветвь, приёмопередатчик лазерного дальномера и гироскопический стабилизатор линии прицеливания в вертикальной плоскости. В состав СУО входит цифровой баллистический вычислитель М21, который непрерывно управляет положением прицельной марки и одновременно осуществляет контроль работы всех подсистем комплекса управления вооружением.
Кроме основного прицела наводчика танк оснащён командирским вспомогательным монокулярным прицелом М919. Он установлен в крыше командирской башенки и предназначен для наведения на цель 12,7-мм пулемёта как при стрельбе по воздушным, так и по наземным целям. Вспомогательный монокулярный телескопический прицел наводчика М920 с 10-кратным увеличением используется для наведения основного вооружения при выходе из строя прицела GPS.
В едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами на танке установлен газотурбинный двигатель «Авко Лайкоминг» (Avco-Lycoming) AGT-1500 мощностью 1500 л.с. (1104 кВт) при 3000 об/мин, с двухкаскадным компресссором, свободной силовой турбиной и стационарным теплообменником.
Гидромеханическая двухпоточная трансмиссия «Аллисон» Х-1100-ЗВ включает в себя однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, четырёх-ступенчатую планетарную коробку передач, дифференциальный двухпоточный механизм поворота с гидрообъёмным приводом управления и две бортовые передачи.
Ходовая часть применительно к одному борту состоит из семи обрезиненных опорных катков на борт, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска — индивидуальная торсионная. Гидравлические амортизаторы установлены на 1, 2-м и 7-м узлах подвески. Гусеница Т142 — обрезиненная с РМШ и съёмными асфальтоходными подушками, в каждой гусенице 78 траков шириной 635 мм. шаг трака — 193 мм.
Преодолеваемые препятствия: угол подъёма — 31°; ширина рва — 2,743 м; высота стенки — 1,244 м; глубина брода — 1,22 м (с ОПВТ — 2,4 м).
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяют боевой машине массой 57 т развивать максимальную скорость 72,4 км/ч. Запас хода по шоссе составляет 394—440 км. Экипаж танка состоит из четырёх человек.
Любопытно отметить, что темпы сборки новых танков значительно отставали от запланированных. Так, к 5 ноября 1981 года армия получила 203 машины из 352 заказанных. Одной из причин такого отставания от плана поставки являлась неподготовленность фирм-поставщиков к крупносерийному производству двигателей и электроники, главным образом из-за нехватки квалифицированных специалистов, необходимых при расширении производства. В результате запланированный темп сборки двигателей — 30 в месяц — был достигнут только к июлю 1981 года. Но даже в конце 1981 года, когда фирма «Лайкоминг» уже изготавливала 30 двигателей в месяц, они поступали на сборочный танковый завод неритмично, не по одному в день, как это предусматривалось, а ближе к концу месяца. Для устранения этих недостатков к производству «Абрамса» пришлось привлечь гиганта американской индустрии — компанию «Дженерал дайнэмикс». Её дочернее предприятие Land Systems Division в марте 1982 года приобрело танковое производство и все права на дальнейшую модернизацию танка «Абрамс». В итоге темп выпуска танков к ноябрю 1982 года возрос до 60 единиц, а в январе 1985 года достиг своего пика — 90 машин в месяц. Всего же до января 1985 года было изготовлено 2374 танка М1.
Первыми в июле 1981 года «абрамсы» получили части, дислоцированные в Германии, — 1-я бронекавалерийская и 2-я бронетанковая дивизии 3-го армейского корпуса. Особых проблем с освоением новой материальной части у экипажей не возникало, поскольку многие из них проходили стажировку в Форт-Худ ещё в ходе войсковых испытаний. В конце 1982 года М1 приняли участие в ежегодных учениях НАТО «Рефорджер 82» и соревнованиях танковых экипажей блока на приз канадской армии. Дебют оказался удачным — американцы заняли первое место.
Модернизация «Абрамса» стала осуществляться вскоре после начала его серийного производства в рамках так называемой программы «Блок I». Толчком к её проведению послужила Ливанская война 1982 года и сведения, поступившие от израильтян, о новых советских подкалиберных снарядах. Результатом первого этапа программы стал танк IP М1 (IP — Improved Product — усовершенствованный продукт), появившийся в 1984 году и получивший усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, усовершенствованную подвеску, доработанную трансмиссию, новую гусеницу Т156 и дополнительную корзину для имущества в кормовой части башни. Боевая масса машины составила 55,55 т. Всего с октября 1984 года по май 1986 года было из-готовлено 894 танка IP М1.
В августе 1984 года на вооружение был принят танк М1А1. Главным его отличием стала 120-мм гладкоствольная пушка М256, изготавливаемая по немецкой лицензии. Боекомплект её был уменьшен до 40 выстрелов, боекомплект спаренного пулемёта — до 2800 патронов. На крыше башни смонтированы две вышибные панели одинакового размера вместо трёх. В дополнение к существующей индивидуальной защите от ОМП установлена система коллективной защиты с ФВУ М43А1. В связи с возросшей массой танка внесены изменения в ходовую часть. С 1988 года на некоторых танках в состав лобовой брони корпуса и башни введён обеднённый уран (М1А1 НА — Heavy Armor). Боевая масса машин — 57,155 т (М1А1) и 62,2 т (М1А1 НА). Всего до конца 1993 года было изготовлено 4802 танка М1А1 и М1А1 НА.
В декабре 1985 года из сборочных цехов завода в Детройте вышли первые два серийных танка М1А1. По мере нарастания выпуска ини в первую очередь поступали в части, расположенные в Западной Германии. Первые 10 танков получил учебный центр в Вилсеке, где они использовались для переподготовки инструкторов. Первым же соединением, куда были направлены М1А1, стала 1-я бронетанковая дивизия 5-го армейского корпуса. В 1986 году начались поставки 221 танка М1А1 корпусу морской пехоты США. Вариант танка для морской пехоты несколько отличался от армейского, главным образом в части удовлетворения требованиям, предъявляемым к боевым машинам, участвующим в десантных операциях.
В 1988 году между Египтом и США был писан контракт на поставку 555 танков М1А1 «Абрамс», 25 из которых выпустили в ША, а остальные 530 до 1998 года собирали лицензии на построенном под этот заказ танковом заводе в Каире. В период с 2000 по 2004 год с американской стороной был заключён ряд соглашений на поставку ещё 325 сборочных комплектов. В общей сложности к концу 2008 года общее число собранных танков должно было достигнуть 880. В дополнение к этому предполагалось закупить ещё 125 комплектов (2009—2011 годы). Таким образом, количество собранных в Египте танков М1А1 «Абрамс» для национальных вооружённых сил составит 1005 единиц. Американская техника предназначена для постепенной замены устаревших танков советского производства Т-54/-55 и Т-62.
Боевое крещение «абрамсы» получили во время «Войны в Заливе» — операции многонациональных сил против Ирака, захватившего в 1990 году Кувейт. Первые «абрамсы» модификаций М1 и IP М1 прибыли в Саудовскую Аравию из Европы в составе 24-й механизированной дивизии в августе 1990 года. К ноябрю их количество достигло: 580 единиц — М1 и 123 — М1А1. Однако танки ранних модификаций имели ограниченные возможности по обеспечению защиты экипажа от ОМП (ожидалось использование иракцами химического оружия). Кроме того, вызывали беспокойство низкие поражающие свойства 105-мм пушек при возможной встрече с элитными подразделениями армии Ирака, оснащёнными танками советского производства Т-72М и Т-72М1. Поэтому командованием было принято решение использовать танки М1 и IP М1 во втором эшелоне. В первом же эшелоне должны были использоваться машины М1А1 и М1А1 НА, имевшие коллективную систему защиты от ОМП, эффективную 120-мм пушку и более сильное бронирование. Части 7-го армейского корпуса и подразделения экспедиционных сил морской пехоты США, задействованные в операции «Буря в пустыне», в срочном порядке были переоснащены такими танками. К февралю 1991 года американские войска в Саудовской Аравии имели 1223 М1А1 НА и 733 М1А1.
В 1993 году четыре «абрамса» (М1А1) в рамках миротворческой операции ООН «Возрождение надежды» доставили в Сомали. В бою за всё время операции танки использовались единственный раз — 7 января 1994 года. Они огнём и бронёй поддерживали атаку на укреплённый пункт сепаратистов Мишеля Айдида.
Танки «Абрамс» М1А1 и М1А1 НА были задействованы в составе миротворческих сил на территории бывшей Югославии.
22 сентября 2006 года первые танки М1А1 поступили на вооружение 1-го танкового полка австралийской армии. До марта 2007 года в Австралию было поставлено 59 единиц. Работы по австралийскому заказу начались в июне 2005 года, когда выбранные австралийскими военными танки прибыли на территорию базы хранения сухопутных войск США в Аннистоне (штат Алабама). Здесь их полностью разобрали и собрали заново, приведя в «нулевое» состояние: «пробег — 0 км, эксплуатация — 0 часов». После этого танки были отправлены заказчику.
Последней масштабной программой модернизации «Абрамса» стала программа Block II. Детищем этой программы, нацеленной главным образом на усовершенствование радиоэлектронной начинки танка, стала модификация М1А2, появившаяся в 1994 году. Танк получил новый стабилизированный командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV, баллистический вычислитель с увеличенным объёмом памяти, лазерный дальномер на углекислом газе, интегральную бортовую информационную систему IVIS и тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя. В корпусных конструкциях более широко используются элементы бронезащиты из обеднённого урана, установлены противокумулятивные экраны на крыше башни. Боевая масса танка достигла 63,1 т. Для армии США первоначально изготовили только 62 машины. 32 танка были сведены в испытательную группу, а остальные распределены по учебным и испытательным центрам. Однако столь маленький заказ по-ставил под угрозу существование заводов в Детройте и Лайме. Заказ срочно увеличили на 44 машины и разработали долгосрочную программу модернизации танков М1А1. При этом стоимость вновь изготовленного танка составляла примерно 4,5 млн. долларов, а модернизированного — 2,5 млн. долларов.
В результате переориентации танковой программы до 2007 года с выпуска на модернизацию «абрамсов» и заключённых в 1992 году с Саудовской Аравией и Кувейтом соглашений о поставке в эти страны 315 и 218 танков М1А2 соответственно позволило, как минимум, до 2010 года оставить действующим завод в Лайме, завод в Детройте пришлось законсервировать.
Впрочем, и одному заводу вполне по силам справиться с осуществлением очередной программы модернизации, получившей название SEP и начатой в 1999 году. Речь идёт о создании своего рода «цифровой» версии танка М1А2. Обновление предусматривало оснащение танка усовершенствованным бронированием третьего поколения без уранового наполнителя, новой полностью цифровой системой управления огнём, тепловизионной системой 2-го поколения (2nd Gen FLIR) наводчика и командира с существенно улучшенными возможностями обнаружения цели днём и ночью, вспомогательной силовой установкой для функционирования электронных систем при неработающем основном двигателе и тепловой системой управления кондиционирования воздуха для экипажа и электронного оборудования. Также применены самые современные информационные технологии, включая цветные карты, сетевые коммуникации, увеличенные объёмы машинной памяти и производительные процессоры для повышения эффективности поражения целей. Считается, что система 2nd Gen FLIR имеет улучшенную на 70% чёткость изображения, сокращённое на 45% время для производства выстрела и повышенную точность. Усовершенствован и командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV.
Поставки первых М1А2 SEP были начаты в августе 1999 года. Программа предусматривала обновление 1150 ранее выпущенных М1А2. До «цифрового» стандарта также модернизированы саудовские М1А2 (контракт на модернизацию первых 60 машин был заключён в 2006 году, начало реализации — ноябрь 2007 года).
В июне 2004 года агентством Forecast International танк корпорации General Dynamics Land Systems М1A2 SEP был признан лучшим в мире. Второе место в рейтинге было присуждено израильскому «Меркаве» Mk.4, третье — японскому Туре 90, четвёртое — немецкому «Леопард» 2А6 и пятое — британскому «Челленджер» 2.
Однако американские специалисты не остановились на достигнутом — 6 октября 2007 года из ворот Аннистонского арсенала вышел первый модернизированный танк М1А2 SEP V2 (Systems Enhancement Package Version 2). Это самая последняя и наиболее продвинутая «цифровая» модификация американского основного боевого танка М1 «Абрамс». Под «цифровой» стандарт SEP V2 обновляются ранее выпущенные М1А1. Новая машина отличается от предыдущих версий усовершенствованными цветными дисплеями для отображения тактической обстановки, прицелами с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанной силовой установкой и новыми средствами связи, совместимыми с сетями пехотных частей и соединений. Помимо этого, модернизация включает внедрение ряда технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems).
Долгосрочный контракт на модернизацию танков М1А1 до стандарта М1А2 SEP V2 компания «Дженерал дайнемикс» получила в феврале 2008 года. Сообщается, что после завершения программы весь танковый парк армии США будет приведён к «цифровому» стандарту. Завершение работ по модернизации ожидается в июне 2013 года.
Электроника электроникой, но в результате изучения опыта боевых действий в Ираке на свет появилась программа TUSK (Tank Urban Save Kit — «танковый городской спасательный комплект»). В рамках контракта, заключённого с компанией General Dynamics Land Systems, на танках М1А1 и М1А2 будут установлены 2832 броневых щита для пулемёта заряжающего, смонтированы противоснайперские системы и навесные комплекты дополнительной защиты.
Удивительно, но факт — модернизационный запас танка «Абрамс», серийное производство которого началось в 1980 году, ещё не исчерпан.