Объект 430. Эскизный проект (1953)
Саенко М. В., Тарасенко А. А.,
Чернышев В. Л., Чобиток В. В.
(Броне-сайт, 12.09.2015)
В ближайшее время в издательстве «Яуза» ожидается выход книги «Основной боевой танк Т-64».
В честь приближающегося Дня танкиста предлагаем вашему вниманию маленький отрывок из данной книги, посвященный эскизному проекту объекта 430.
Этот материал публикуется впервые, в широком доступе информация об эскизном проекте объекта 430 1953 года не публиковалась.
Объект 430. Эскизный проект (1953)
Первые предложения конструкторских бюро по НСТ обсуждались на совещании в Минтрансмаше 8-10 марта 1953 г. Свои варианты представили Уралвагонзавод, Харьковский завод № 75 и ВНИИ-100. От Харькова доклад делал ведущий инженер машины Г. А. Омельянович. Заводом № 75 в рамках предэскизного проекта было предложено два варианта: с классической компоновкой и с задним расположением башни...
...
В конце 1953 года был завершён1 эскизный проект объекта 430, который предусматривал два варианта машины. Оба классической компоновки с задним размещением МТО. Первый вариант с продольно установленным двигателем 8Д12У, второй с двигателем 4ТПД.
В феврале-марте 1954 состоялось рассмотрение эскизного проекта объекта 430 в Минтрансмаше. Докладывал Морозов. В начале он отметил, что темпы работ нельзя считать удовлетворительными: «Проработкой НСТ завод занимается с начала 1952 года. Тактико-техническое задание на разработку танка НТК ГБТУ передало в МТрМ в середине 1951 года. Три года продолжается работа и пока подошли к эскизному проекту. В течение этого времени, проект НСТ несколько раз рассматривался в МТрМ, но ни одного решения по нему не выносилось. Следует отметить, вопросу работ над НСТ со стороны ГБТУ, МТрМ и заводов-смежников, уделялось очень мало внимания. Представляемые здесь результаты получены исключительно за счет инициативы и настойчивости заводских конструкторов, продолжающих упорно работать над этой темой». Морозов обратил внимание на темпы работ американцев по созданию новых танков и что не следует «плестись в хвосте» иностранной техники, цепляясь за старые решения.
Далее Главный конструктор доложил о результатах работы по НСТ. Было представлено три варианта, в которых удалось перекрыть ТТХ, заложенные в ТТТ и резко оторваться от существующих конструкций. Первые два варианта — НСТ в старом весе (в ТТТ был заложен вес танка Т-54) с двигателями 4ТПД харьковского завода № 75 и 8Д12У барнаульского завода № 77. Оба двигателя имели одинаковые габариты, но у 8Д12У ожидались большие расход топлива и теплоотдача, что требовало увеличения радиаторов на 60%. В дальнейшем за основу был взят проект двигателя 4ТД.
Третий вариант НСТ — 430У, «усиленный» по вооружению и защите, выполненный на базе проекта 430. 430У был разработан в инициативном порядке, он вышел за заложенные в ТТТ ограничения по массе, но имел значительный запас по повышению защиты и огневой мощи машины. Объект 430У имел 160-мм лобовую броню, был вооружен 122-мм танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования объекта 430У прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным дальномером, сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. При весе «чуть выше среднего» 42 т 430У имел защиту на уровне современных тяжелых серийных танков ИС-3 (вес 46 т) и ИС-4 (60 т) и опытного Т-10 (50 т), а по некоторым характеристикам (боекомплект, удельная мощность, удельное давление и др.) превосходил их.
Здесь следует сделать одну небольшую, но очень важную по сути ремарку. В работах, посвященных теме отечественного танкостроения, неоднократно встречались не только обвинения, но и переходящие за рамки приличия выпады в адрес Морозова из-за того факта, что он якобы придумал себе ограничение по весу машины в 36 т и любой ценой загонял новую машину в эти ограничения. Во-первых, эти обвинения несостоятельны хотя бы потому, что это не Морозов придумал такое ограничение, таковы были выдвинутые заказчиком ТТТ на новый средний танк — не более 36 т, а блюсти такие ограничения конструктор обязан, и если твоя машина не вписалась в указанную массу, то требованиям не соответствует и заказчик её не примет. Во-вторых, что Морозов не цеплялся за вес любой ценой наглядно видно из факта инициативной разработки проекта 430У весом 42 т. И, скорее всего, 430У не получил дальнейшего развития именно потому, что требованиям по весу не соответствовал.
Краткое описание эскизного проекта объекта 430
Оба варианта в целом подобны, основные различия были связаны с компоновкой МТО с разными двигателями.
Общая компоновка классическая, с задним размещением МТО, передним отделением управления и центральным боевым. Механик-водитель размещен впереди слева.
Благодаря более рациональной и плотной компоновке объект 430 удалось сузить по ширине танка на 170 мм и понизить машину в целом на 115 мм в сравнении с танком Т-54. За счет увеличения диаметра погона с 1815 до 2200 мм и освобождения бортов корпуса от укладок снарядов, баллонов ППО и др. оборудования объём боевого отделения был увеличен. Ось башни второго варианта по сравнению с первым смещена назад на 150 мм.
Боевой вес 35,494 т (35,931 т — здесь и далее в скобках приводятся данные для второго варианта с двигателем 4ТПД). В боевом весе не учтены вес топлива в наружных баках, бревна для самовытаскивания, брезента и БДШ. Запас хода 350 (500) км.
Основное вооружение — стабилизированная система Д-54 калибра 100 мм с начальной скоростью снаряда 1015 м/с. Боекомплект 55 (68) шт. Пулеметы: спаренный СГМ 7,62 мм, курсовой 7,62 мм, зенитный КПВТ 14,5 мм.
Боекомплект размещён: в носовой укладке на 29 выстрелов впереди справа; 11 выстрелов в боевом отделении, из них пять в магазине автоматической подачи на вращающемся полу башни справа от орудия; в первом варианте 15 выстрелов за боевым отделением в баках-стеллажах2 (в проекте: «в мокрых кормовых укладках») у бортов слева и справа от двигателя, во втором варианте — 28 выстрелов в поперечной укладке у моторной перегородки.
Лобовая броня корпуса: 120 мм под углом 60° верхний лобовой лист и под углом 55° — нижний. Бронирование литой башни дифференцированное, толщиной до 250 мм равнопрочно лобовому бронированию корпуса. Бортовая броня корпуса до 90 мм. Общее повышение бронестойкости корпуса и башни по скорости снаряда от 20 до 40%.
Ходовая часть шестикатковая без поддерживающих роликов с телескопическими амортизаторами на первых и шестых катках.
Подвеска с выносной опорой балансира, удлиняющей торсион, по проекту предусмотрена двух вариантов: с наружным размещением опоры относительно катка и внутри полости катка. В обоих вариантах диаметр торсиона 52/46 мм, радиус балансира 380/220 мм, полный ход катка 329/255 мм, динамический — 200 мм. Удельная потенциальная энергия подвески в два раза выше по сравнению с подвеской Т-54.
Опорные катки одинарные, диаметра 600/610 мм, облегченные, стальные без резинового бандажа. Траки гусеницы двухгребневые с резиновой подушкой. Использование резиновой беговой дорожки гусеницы и металлического катка позволило получить экономию резины в сравнении с Т-54 на 300 кг и значительно снизить нагрев резины при длительном марше — когда резина катков Т-54 нагревается до 115°C, в этих же условиях резина подушек траков нагревается до 55°C. Проектом предусматривалось четыре варианта конструкции траков. Два варианта с пальцевым соединением траков и два варианта с беспальцевым соединением. Все варианты предусматривали мероприятия по повышению площади контакта трущихся поверхностей с целью снижения износа шарнира.
В первом варианте танка двигатель 8Д12У мощностью 580 л.с. расположен продольно по оси танка. Двигатель непосредственно подсоединен к центрально установленной КПП. Слева и справа от двигателя баки-стеллажи («мокрые боеукладки») емкостью 390 л. Общая емкость топливных баков 1000 л, масляных — 130 л. Трансмиссия обычная, механическая с фрикционным включением ПМП.
Во втором варианте использовалась принципиально новая МТО. Двигатель 4ТПД мощностью 600 л.с. с двусторонним отбором мощности установлен поперечно, с двух сторон он соединён с планетарными коробками передач (в проекте: «две планетарные трансмиссии»), каждая конструктивно выполнена в одном картере с бортовым редуктором. В отличие от последующих машин, бортовой редуктор — простой, не планетарный. Общая емкость топливных баков 1200 л, масляных — 90 л.
МТО по второму варианту занимало в длину 1240 мм, на 1010 мм (!) короче МТО по первому варианту. Правда в первом варианте в объеме МТО помещалось больше топлива и 15 снарядов. Во втором варианте свободное пространство между МТО и боевым отделением было использовано для двух баков и укладки 28 снарядов.
Система охлаждения эжекционная с симметричным размещением двух эжекторов по бортам в корме корпуса. Воздухоочистители двухступенчатые. Первая ступень воздухоочистки — круглая коническая инерционная решетка, изготовленная из стальной ленты навитой спиралью. Нижняя часть корпуса первой ступени служит маслованной. Вторая ступень — кассета окончательной очистки, состоящая из каркаса, набитого проволочной канителью.
Для работ над перспективными машинами по инициативе А. А. Морозова в КБ-60М был организован отдел нового проектирования, который в 1954 году возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила Я. И. Баран, одновременно ставший заместителем Главного конструктора.
В 1953–1955 годах проекты нового среднего танка дважды рассматривались в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и были одобрены, о чём свидетельствует Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1955 года № 880-524 «Об опытно-конструкторских работах по созданию нового среднего танка» и Приказ Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года № 0096. Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР выдал тактико-технические требования 8 июня 1955 года. В соответствии с постановлением СМ от 6.05.1955 завод должен был разработать технический проект — I квартал 1956; изготовить и испытать обстрелом опытные образцы корпуса и башни — IV квартал 1956; изготовить два опытных образца для заводских испытаний — II квартал 1957; изготовить три машины с двигателями 5ТД для полигонно-войсковых испытаний — IV квартал 1957 г.