armor.kiev.ua / Tanks / BeforeWWII
 

СПУТНИКИ ПЕХОТЫ

Под редакцией генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА,
Автор статей - инженер Игорь ШМЕЛЕВ
Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ

(Техника молодежи №4 за 1980 год)

Материал предоставлен: Alex Lee

© Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002
Иллюстрации к статье 
Советский легкий танк Т-26 выпуска 1931 года Советский легкий танк Т-26 выпуска 1931 года Польский легкий танк 7ТР выпуска 1937 года Польский легкий танк 7ТР выпуска 1937 года Французский средний танк D-2 Французский средний танк D-2
 

Самыми распространенными в большинстве иностранных армий с середины 20-х до середины 30-х годов были легкие танки сопровождения пехоты, которые вели свою родословную от французского "Рено FT". Потомки, конечно, внешне мало походили на своего прародителя. Однако основные конструкторские решения машины - небольшая масса, легкое, часто только пулеметное, вооружение, невысокая скорость передвижения и противопулевая броня при малочисленном (2 - 3 чел.) экипаже - сохранились.

В нашей стране продолжателем традиций FT явился танк МС (малый сопровождения), или Т-18 (см. "ТМ", 1970, № 2). Он производился с 1928 по 1931 год и стал первым советским массовым танком (всего создано более 900 штук). По мере выпуска МС конструкторы внесли в него немало усовершенствований. К примеру, в ходовой части установили более мощный двигатель; пулеметы системы Федорова заменили на ДТ ("Дегтярев танковый"); в башне появилась кормовая ниша, за счет чего улучшилось размещение боекомплекта. Т-18 недолго находился на вооружении Красной Армии, вскоре его замен или на более совершенный Т-26 (см. "ТМ", 1970, № 4) (Прототипом Т-26 был английский 6-тонный танк "Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело лицензию в конце 1929 г. - прим. Alex Lee). Это была легкая машина, выпускавшаяся на наших заводах с 1931 по 1940 год. Первоначально танк изготовлялся в двухбашенном варианте (вооруженный либо одними пулеметами, либо 37-мм орудием в правой башне и пулеметами), а спустя два года - в однобашенном. Т-26 имел двигатель воздушного охлаждения советского производства с горизонтальным расположением цилиндров.

Тогда же, на переломе двадцатых-тридцатых годов, английская фирма Виккерс-Армстронг билась над созданием среднего танка Мk-III (иначе его называли "Виккерс шестнадцатитонный"). Он должен был отвечать весьма жестким требованиям, выдвинутым военным министерством, которое в то время претерпевало финансовые затруднения, а потому было согласно лишь на недорогую машину. Зная об этом, фирма на всякий случай параллельно заказанному Мk-III создала в 1929 году и другой танк - легкий и более дешевый. Машину назвали "Виккерс шеститонный". Фирма не ошиблась: ее детище оказало на развитие танков 30-х годов гораздо большее влияние, чем "Рено". Машина выпускалась в двух вариантах: А - пулеметном (вооружение размещалось в двух башнях) и В - пушечном (с 47-мм орудием в башне). Здесь мы становимся свидетелями того, как в строительстве этих модификаций нашла реальное (хотя и запоздалое) воплощение идея, появившаяся еще в первую мировую войну, - пулеметные танки действуют против пехоты, а пушечные их поддерживают.

Машина варианта В имела более толстую (17 вместо 13 мм) броню и большую массу (7,4 вместо 7 т), чем машина варианта А. Она ни в чем, кроме скорости, не уступала средним английским танкам Мk-II и Мk-III (не путать с тяжелыми танками тех же марок 1917 года), но была легче их и гораздо дешевле. "Виккерс шеститонный" отличался плавностью хода и надежностью в эксплуатации. Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км (по тем временам случай прямо-таки беспрецедентный). Но английское командование не приняло танк на вооружение по непонятным до сих пор причинам. Критике, в частности, подверглась конструкция ходовой части. И как бывало не раз в подобных случаях, машина нашла признание не в своем отечестве. Ее закупили Боливия, Китай, Португалии Таиланд, Финляндия и Эстония. (в этот список нужно внести и СССР - A.L.). Кроме того, производство "шеститонных" наладили в Италии (под маркой "Ансальдо восьмитонный), в Чехословакии ("Шкода-2а"), в Польше (7 ТР). Вот, к примеру, как модернизировался английский образец за Бугом.

В августе 1931 года польское правительство закупило 38 машин "Виккерс шеститонный", а спустя два года конструкторы этой страны изготовили своего первенца. От английского прототипа его отличали дизельный двигатель водяного охлаждения "Заурер", установка которого привела к изменению корпуса над моторным отделением. Серийная постройка 7 ТР началась в 1935 год и длилась вплоть до начала второй мировой войны. Однако выпущено их было сравнительно немного - 135 штук как в пулеметном двухбашенном варианте, так и (с 1937 г.) в пушечном однобашенном. Пушка у этих танков была шведского образца, изготовлялась в Польше по лицензии фирмы "Бофорс". Между прочим, на 7 ТР впервые установим танковые перископы конструкции капитана Гундляха (впоследствии такие приборы под маркой Мк-IV использовались в английских, американских и других танках).

7 ТР по вооружению и бронированию превосходили немецкие Т-I и Т-II, которые состояли на вооружении гитлеровской армии в 1939 году, но уступали последним в скорости. Они не раз вступали в бой с превосходящими силами противника и наносили ему существенный урон.

А французские специалисты продолжали работать над усовершенствованием серии "Рено". Испытанный в 1928 году танк NC-3 спустя два года под обозначением D-1 был принят на вооружение. До 1935 года промышленность страны поставила армии 160 таких машин. От своих предшественников они отличались усиленным вооружением и бронированием, а значит, и большей массой. Ходовая часть была прикрыта броневым фальшбортом, В то время D-1 считался средним танком и имел массу 12 т (в поздних выпусках 14 т), толщину брони - 14-25 мм, скорость - 18-20 км/ч. Вооружен он был 37-мм или 47-мм орудием и двумя 7,5-мм пулеметами. Экипаж - 3 человека. В 1936 году с конвейера сошел первый образец модифицированной машины, получивший обозначение D-2. До 1938 года их выпустили 100 штук. По массе этот танк уже заслуженно мог считаться средним.

На заставке изображен советский танк МС выпуска 1930 года. Боевая масса - 5,9 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одно 37-мм орудие, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 14 мм, башня - 8 мм. Двигатель - М-1, 40 л.с. Скорость по шоссе - 16,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 120 км.

Рис. 39. Советский легкий танк Т-26 выпуска 1931 года. Боевая масса - 8т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: корпус и башня - 15 мм. Двигатель - Т-26, 90 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 130 км.
Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

Рис. 40. Польский легкий танк 7ТР выпуска 1937 года. Боевая масса - 9,9 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 17 мм, борт - 13 мм, башня - 15 мм. Двигатель - дизель "Заурер VBLD" 110 л. с. Скорость по шоссе 32 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.
Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

Рис. 41. Французский средний танк D-2. Боевая масса - 20 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони - 20 - 40 мм. Двигатель "Рено", 150 л.с. Скорость по шоссе - 23 км/ч. Запас хода по шоссе - 155 км.
Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

Главная страница В начало


Вывоз снега и гора мусора http://www.grigus.ru