armor.kiev.ua / Tanks / BeforeWWII / BT / BT7

 

 

Колёсно-гусеничный танк БТ-7

М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов

(Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Танки БТ. Часть 3. «Колёсно-гусеничный танк БТ-7». — М.: Экспринт, 1999. — (Армада. № 17))

 

История создания | Общее устройство | Опытные и экспериментальные образцы | Эксплуатация в войсках

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ БТ-7

Наша работа посвящена последним модификациям легкого колесно-гусеничного танка РККА БТ: БТ-7 и БТ-7М. Эти танки, созданные на основе модели американского инженера Дж. У. Кристи «М 1940.», которая была закуплена в 1930 г. Серийное производство первой модели, названной БТ-2 (быстроходный танк-2), началось в декабре 1931 г., в марте 1933 г. ее сменил на конвейере танк БТ-5, усовершенствованный, более технологичный, с другим мотором (М-5 вместо «Либерти») и более солидно вооруженный (45-мм пушка вместо 37-мм или пулеметов). Подробнее об этих машинах вы можете прочитать в выпусках «Танки БТ» части 1 и 2, «Армада №№ 9, 15).

Танки БТ стали лучшими советскими танками 30-х гг., а БТ-7 и БТ-7М — наиболее совершенными из них.

Началом работ по созданию БТ-7 можно считать попытки усиления вооружения, предпринятые еще в начале 1932 г., т.е. тогда, когда едва приступили к серийному производству БТ-2 и только начинали работу над БТ-5. Увеличение огневой мощи танка закономерно волновало заказчиков-военных, еще БТ-2 предполагалось оснастить 76-мм пушкой, что в металле, однако, так и не было воплощено. На БТ-5 калибр орудия был доведен до вполне авторитетных по тем временам сорокапяти миллиметров, но 3-х дюймовка продолжала владеть умами заказчиков.

21 февраля 1932 года на заседании Комиссии Обороны (КО) в третьем пункте протокола №7 была признана необходимость «вооружать 50% танков БТ 3-х дюймовой пушкой». Еще через месяц, 19 марта, рассматривая вопрос о выполнении танковой программы (протокол №9 пункт 2), КО вторично постановила: «НКВМору [Наркомату по военным и морским делам] и НКТяжпрому в месячный срок разрешить вопрос о вооружении [танков] БТ и Т-26, особо выделив установку 76,2-мм пушки на эти танки без изменения их конструкции».

Забегая немного вперед, отметим, что в итоге не пушка, а двигатель стал основным отличием новых моделей от предшественников.

Первые эскизные проработки новой машины, сделанные на Харьковском паровозном заводе (ХПЗ) в опытном отделе Т-20 (т.е. 2-м Танковом Опытном) под руководством А.О.Фирсова в октябре 1932 г., показали, что без изменения конструкции корпуса (против чего возражала КО) установить 76-мм пушку на танк БТ не удастся. Вот почему 28 января 1933 года между Управлением механизации и моторизации (УММ) РККА и ХПЗ был подписан договор на проектирование и изготовление танка БТ с 76,2-мм пушкой и новой конструкцией носовой части машины. К конструктивной проработке установки пушки в танк конструкторское бюро отдела Т-20 приступило во второй половине мая 1933 г. Как видно из оперативной сводки военного представителя (ВП) на ХПЗ военного инженера Кинсбурга о состоянии опытных работ на заводе на 22 мая 1933 г., конструкторское бюро «Т2 приступило к разработке в чертежах:

Корпус машины — конструктивно меняются в передней части все броневые листы.

Нос машины закругляется по радиусу приблизительно 230 мм. Ширина в самом узком месте носа — 500 мм, вместо 250 мм на БТ и БТ-5. Длина корпуса и машины не меняется. Нос — сварной, на основе конструкции сварного корпуса [опытного танка] БТ-6. Сиденье водителя перенесено вперед вместе с кулисой, рычагами управления бортовыми фрикционами и управлением зажиганием, причем боевое помещение [отделение] увеличилось на 100 мм.

Ведется работа по изменению кормы машины в целях увеличения запаса горючего и улучшения бронировки незащищенных листов».

В первых числах июня 1933 г. директор ХПЗ И.П.Бондаренко направил начальнику УММ РККА Халепскому фотоснимки модели, разработанного эскизного проекта танка БТ с 76,2-мм пушкой. Уже 9 июня помощник начальника УММ РККА Г.Г.Бокис уведомил директора ХПЗ о том, что «заключение по фотографии [эскизного проекта] дать невозможно», и просил представить на рассмотрение весь проект, а не только фотографии. Этого руководство завода сделать не смогло, так как к 1 июля 1933 г. коллектив конструкторов Т-20 успел завершить лишь проработку эскизного проекта корпуса танка с установкой дополнительного пулемета у механика-водителя. Изготовление же чертежей продольного разреза танка с башней началось только в начале июля.

К этому времени был полностью закончен и эскизный проект башни с 76,2-мм пушкой и раздельной установкой пулемета ДТ. По оценке самих работников Т-20, полностью проект танка мог быть готов лишь к концу сентября 1933 г. Таким образом, уже летом 1933 г. стало очевидно, что правительственное задание — дать 100 машин с 76,2-мм пушками в IV квартале слишком затягивается. На снижение темпов проработки проекта в немалой степени повлияло и решение правительства о замене танков БТ плавающими танками ПТ-1.

13 августа 1933 г. Советом Труда и Обороны (СТО) было принято постановление №71 «О системе танкового вооружения РККА», в котором, в частности указывалось: «С 1934 г. начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка Б-Т».

Забегая вперед, отметим, что в 1934 г. был изготовлен только один опытный образец танка ПТ-1 и, согласно постановления СТО №71 от 19 июня 1935 г., было решено «оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на танк ПТ-1».

Коллектив ХПЗ представил проект танка БТ с 76,2-мм пушкой на рассмотрение начальнику УММ РККА только в начале декабря 1933 г. В целом проект был одобрен за исключением установки пулемета рядом с механиком-водителем. В распоряжении №378416 от 31 декабря 1933 г. начальника 3-го управления УММ РККА И.А.Лебедева директору ХПЗ указывалось: «В выполненном вами проекте [танка] БТ-7 с 76,2-мм пушкой, установку пулемета рядом с водителем упразднить из-за затруднений в действиях механика-водителя и невозможности заряжать и стрелять водителем».

В связи с тем, что основная часть конструкторов Т-20 в конце 1933 г. была занята установкой в танк БТ-5 дизеля БД-2 и двигателя М-17, комплект чертежей опытной машины был готов лишь в марте 1934 г. Над проектом работали инженеры Дорошенко, Ульяненко, Курасов, Веселовский и Райхель. При проектировании опытного образца БТ-7 были учтены все предложения и замечания, полученные в ходе испытаний опытной машины БТ-6. В качестве силового агрегата изначально предусматривалось установить в танк переделанный авиационный двигатель М-17 вместо применявшегося на БТ-5 двигателя М-5. Это было вызвана тем, что последний был снят с производства к началу 1934 г. В апреле 1934 г. управляющий Специальным машиностроительным трестом (Спецмаштрестом) К.А.Нейман утвердил технические требования на танк БТ с двигателем М-17Б, причем «установка двигателя М-17 должна [была] быть произведена без изменений основных габаритов машинного отделения танка».

На следующий день после утверждения технических требований К.А.Нейман отдал распоряжение директору ХПЗ И.П.Бондаренко «предусмотреть на разработанную конструкцию танка БТ-7 установку башни с 45-мм пушкой. Срок разработки — июнь 1934 г. Срок изготовления — август 1934 г.»

Во второй декаде апреля 1934 г. первые три двигателя М-17 прибыли на ХПЗ с завода №26, в Рыбинске, где они были подвергнуты ряду конструктивных переделок: мощность ограничена до 400 л.с., длина коленчатого вала уменьшена на 160,9 мм, плунжерный топливный насос заменен шестеренчатым, уплотнены воздушные трубопроводы и улучшена защита от пыли газораспределительного механизма, после чего двигатель получил обозначение М-17Т (Т — танковый).

Первый опытный образец танка БТ-7 с двигателем М-17Т был изготовлен в цехе опытного отдела Т-20 к 1 мая 1934 г. Машина сразу же была направлена на заводские испытания, в ходе которых была отмечена повышенная температура охлаждающей жидкости (105°С). После установки нового водяного насоса конструкции ЦИАМ и нового вентилятора конструкции ЦАГИ повторные заводские испытания опытного образца танка БТ-7 13 июня 1934 г. прошли вполне удовлетворительно. Первый образец БТ-7 имел следующее вооружение: в башне эллипсовидной формы со скошенной крышей были установлены 76,2-мм пушка обр. 1927 г. с укороченной длиной отката, а в шаровой опоре в лобовом листе корпуса — автономный пулемет ДТ. Установка вооружения обеспечивала углы наведения для орудия и пулемета в вертикальной плоскости от -8° до +25°. Угол горизонтальной наводки пулемета без поворота башни составлял 20°. В боекомплект танка входили 55 выстрелов (для пушки) и 2898 патронов (для пулеметов), снаряженных в 46 пулеметных дисках. Часть боекомплекта (18 выстрелов) размещалась в специальной карусельной укладке, находившейся в кормовой части башни.

Второй опытный образец был изготовлен к 7 ноября того же года. Из-за неготовности 76,2-мм пушки для установки в танк, согласно принятому в апреле 1934 г. решению, на нем была установлена 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. со специально сконструированной маской. Проектом так же предусматривалась возможность установки 76,2-мм пушки ПС-3 с другой конструкцией маски.

Для наблюдения за полем боя и ведения стрельбы в башне устанавливались перископический и телескопический прицелы и три стандартных смотровых прибора. Для стрельбы из личного оружия экипажа имелись три отверстия, закрываемые броневыми пробками. На крыше башни размещались два люка для посадки и выхода экипажа из машины, а также лючки вентиляции и флажковой сигнализации.

Корпус машины был выполнен цельносварным. Все ранее использовавшиеся в его конструкции стальные отливки (носовая часть, картер бортового редуктора, подмоторная рама и др.) были заменены на равнопрочные штампованные, что существенно снизило вес корпуса. Носовая часть корпуса была расширена до 440 мм (вместо 210 мм у БТ-5), что позволило перенести вперед приводы управления танком и сиденье механика-водителя. Были увеличены наклон (до 33°51') и ширина лобового листа, расположенного перед механиком-водителем, что позволило установить рядом с ним автономный курсовой пулемет. Однако и эта конструкция башни и установка пулемета были отклонены при постановке танка в серийное производство.

Конструкция корпуса танка облегчала доступ к бензобакам и сокращала время снятия навесной брони. Над радиаторами системы охлаждения были установлены броневые колпаки, защищавшие их при обстреле. Броневые детали корпуса и башни двух опытных образцов были изготовлены из конструкционной стали марки 3. Броневую защиту машины предполагалось сохранить на уровне танка БТ-5.

В кормовой части корпуса был установлен двигатель М-17. Проектом предусматривалась возможность установки на машину двух типов двигателей: М-5 и М-17. Первый предполагалось устанавливать до освоения серийного производства двигателя М-17. В целях увеличения возимого запаса топлива и лучшей защиты кормовая часть корпуса машины была полностью забронирована. В корме танка установили дополнительный топливный бак емкостью 480 л, а общая емкость топливных баков достигла 840 л.

Для постановки дымовых завес был проработан вариант размещения двух резервуаров для серной кислоты (H2SO4) за кормовым топливным баком. Это оборудование было установлено на втором опытном образце машины. Кислота под давлением выхлопных газов через специальный клапан поступала в выхлопные трубы и затем распылялась в атмосферу. Нагнетание выхлопных газов в резервуары с кислотой осуществлялось с помощью запорного крана, приводимого в действие из боевого отделения.

В качестве средств связи на танке предполагалась установка в нише башни радиостанции 71-ТК-1 «Шакал» с поручневой или 4-х метровой штыревой антенной.

Характеристики подвижности были сохранены на уровне танка БТ-5. В ходовой части использовалась новая мелкозвенчатая гусеница.

Доработка чертежно-технической документации для организации серийного производства по результатам испытаний двух опытных образцов продолжалась в течение 1935 г. Серийные чертежи БТ-7 были отработаны и переданы в цеха завода во второй половине 1935 г. Однако, вооружение машины было оставлено таким же, как у танка БТ-5. Это было связано с тем, что к осени 1934 г. в КО окончательно не был решен вопрос о выборе единого варианта башни под 76,2-мм пушку ПС-3 для танков БТ и Т-26. Поэтому в ноябре 1934 г. ХПЗ был выдан заказ на изготовление в 1935 г. 300 танков БТ-7 с 45-мм пушкой, установленной в стандартной башне танка БТ-5. В декабре 1934 г. заказ ХПЗ на производство танков БТ-7 был увеличен до 650 машин по цене 98000 рублей за каждую (в ценах тех лет). Однако, из-за несвоевременной подачи броневых деталей Мариупольским металлургическим заводом им. Ильича и двигателей М-17 заводом №26, а также в связи с необходимостью доработки чертежей, производство танка БТ-7 на ХПЗ было начато только в последнем квартале 1935 г. Несмотря на все старания, коллективу завода так и не удалось в 1935 г. выполнить правительственное задание. До конца года было изготовлено лишь 240 линейных танков и 260 танков БТ-7, оснащенных радиостанцией 71-ТК-1.

С установкой в танках двигателей М-17 выявилась недостаточная прочность коробок передач (КП), в результате чего имели место массовый разрыв картеров и поломка конических шестерен КП. Данные дефекты возникали на танках в воинских частях и на заводе при заводских испытаниях.

Проведенные заводом многочисленные испытания и исследования, занявшие около шести месяцев, показали, что несмотря на дросселирование двигателя М-17, последний все же развивал значительно больший крутящий момент, чем двигатель М-5. Кроме того, инерционные моменты от главного фрикциона, вентилятора и кривошипно-шатунной группы двигателя значительно превосходили моменты этих же устройств при установке двигателя М-5. В результате указанных причин происходила поломка зубьев конической пары, разрыв и трещин картеров, скручивание промежуточного и главного валов, выламывание зубьев цилиндрических шестерен в КП, использованной полностью без изменений с танка БТ-5. Изготовление коробок передач, а, следовательно, и выпуск танков на заводе, были полностью прекращены. Для поиска выхода из создавшегося положения на ХПЗ были организованы в большом масштабе испытания КП на тормозах «Фруда», а также были спроектированы и изготовлены опытные образцы двух новых КП, предложенных конструкторами В.М.Дорошенко и А.А.Морозовым, которые прошли всесторонние испытания на шести танках БТ. В результате постановки на серийное производство была принята трехступенчатая КП конструкции А.А. Морозова с передним расположением конической пары и с горизонтально расположенными валами, выполненная по схеме КП танка БТ-5. Срочным порядком в войсках на всех ранее выпущенных БТ-7 была осуществлена замена КП старой конструкции на новые.

Несмотря на то, что на серийном танке была установлена 45-мм пушка, в КБ ХПЗ продолжались проектные работы по отработке установки 76,2-мм пушки. Еще в середине декабря 1933 г. на ХПЗ с ленинградского Опытного завода им. С.М.Кирова поступил полный комплект чертежей на башенную установку Т-26-4 с 76,2-мм пушкой обр. 1927 г. (КТ-28) опытного танка Т- 26А. КБ ХПЗ под руководством А.О.Фирсова переработало чертежи этой установки применительно к танку БТ-7. Прежде всего это касалось погона башни, верхняя (съемная) часть которого была выполнена по типу погона танка БТ-5. Кроме того, толщина крыши башни была увеличена с 8 до 10 мм, а клепаное соединение стыка планки вертикальных листов было заменено на сварное.

1 апреля 1935 г. по устному распоряжению Халепского с государственного Ижорского завода на ХПЗ была отправлена одна башня Т-26-4. Опытный же образец танка, получивший наименование БТ-7А (А — «артиллерийский») был изготовлен ХПЗ в октябре 1935 г. и 19 октября 1935 г. проходил испытания на заводском полигоне ХПЗ. За время испытаний было произведено 197 выстрелов. Наведение орудия на цель осуществлялось как при помощи телескопического прицела ТОП, так и с помощью перископического прицела ПТ-1. В протоколе по результатам заводских испытаний представителем 5-го отдела АБТУ майором Саксом была отмечена «необходимость удлиннения брони маски [пушки] вниз на 30 мм» для уменьшения зазора между корпусом и башней. После проведения указанной доработки танк БТ-7А был принят на вооружение РККА. Первая — головная — серия машин БТ-7А была собрана на заводе №183, (так стал называться ХПЗ со второй половины 1936 г.), 30 августа 1937 г. К концу 1937 г. было изготовлено 155 «артиллерийских танков», причем, 32 изготовленных машины из-за отсутствия 76,2-мм пушек так и не были переданы заводом представителям ВП (военной приемки) в 1937 г. В следующем — 1938 г. один танк БТ-7А был отправлен в г. Горький (Нижний Новгород) на завод №92. На 10 из 32 машин были установлены 76,2-мм пушки КТ-28, на остальных машинах (21 шт.) к концу 1938 г. башни Т-26-4 были заменены на конические с установкой 45-мм пушек. На всех этих танках были установлены мелкозвенчатые гусеницы и ведущие колеса гусеничного хода с металлическими бандажами. Таким образом, в РККА было поставлено всего 133 танка БТ-7А, из них 11 машин были оснащены радиостанциями 71-ТК-1 (3). Эти танки поступали на укомплектование артиллерийских дивизионов, непосредственно взаимодействующих на поле боя с танковыми частями и подразделениями. В качестве основного вооружения БТ-7А использовалась 76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927/32 г., установленная в цилиндрической башне с кормовой нишей. Для ведения стрельбы и наблюдения на поле боя использовались телескопический ТОП и перископический ПТ-1 прицелы. Вспомогательным вооружением танка являлся пулемет ДТ, автономно установленный в башне в шаровой опоре справа от пушки. На части линейных танков с 1937 г. устанавливались зенитный и тыльный пулеметы (на танках с радиостанцией тыльный пулемет не устанавливался). Боекомплект пушки состоял из 50 выстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ для линейного танка и 40 выстрелов и 2016 патронов — для оснащенного радиостанцией.

В остальном конструкция танка БТ-7 А не отличалась от серийного БТ-7.

В целях повышения пулестойкости башни, КБ завода №183 в первом квартале 1937 г. разработало новую конструкцию сварной конической башни с углом наклона бортов 15°. Для защиты танка с кормы было спроектировано размещение в нише башни пулемета в шаровой установке. Кроме того, на танке были установлены усиленные балансиры и бортовые редукторы, выполнено усиление осей управляемых колес, а для уменьшения износа проушин траков была спроектирована мелкозвен- чатая гусеница. Эти нововведения прошли длительные успешные испытания на одном из опытных образцов танка БТ-7 и были приняты в серийное производство с 1 сентября 1937 г.

Для повышения вероятности поражения цели при стрельбе с ходу в Особом конструкторском бюро (Осконбюро) под руководством инженера Павлова в 1934 г. был разработан прицел ТОП-1 «Орион» с гироскопически стабилизированной линией прицеливания. В 1936 г. эти прицелы в опытном порядке были установлены на трех БТ-7, один из которых (танк №6018) в период с 6 по 14 января 1937 г. прошел испытания на Сенежском полигоне Военной академии механизации и моторизации РККА.

Во время испытаний лейтенант Погорельских вел стрельбу с ходу бронебойными снарядами по щиту 10x10 м, находившемся на удалении 1000 м. При скорости движения танка 25 — 30 км/ч вероятность поражения щита находилась в пределах от 25% до 33%, а при включенном стабилизаторе «Орион», этот показатель возрастал до 53 — 66%, причем боевая скорострельность составляла 1,5 — 3 выстрела в минуту.

В заключение, по испытаниям 45-мм пушки и прицела ТОП со стабилизированной линией прицеливания на танке БТ-7 было отмечено: «...комплекс полигонные испытания в основном выдержал. Преимуществом комплекса является значительное улучшение ТТХ танкового вооружения по сравнению с существующим».

По результатам испытаний стабилизированный прицел ТОП-1 был принят на вооружение. В 1937 г. уже планировалось выпустить 420 БТ-7, оснащенных такими прицелами.

В 1938 г. была улучшена конструкция 45-мм танковой пушки. Ее бронебойный снаряд, имея массу 1,425 кг и начальную скорость 760 м/с, пробивал на дистанции 500 м броню толщиной 61 мм, а подкалиберный снаряд массой 0,85 кг и с начальной скоростью 1070 м/с на этой же дистанции пробивал броневую преграду толщиной до 81 мм.

Производство танков БТ-7 продолжалось до 1939 г. За это время было выпущено 2596 линейных танков и 2017 машин, с радиостанцией.

После проведения испытания дизельного двигателя В-2 на танке БТ-5 в 1935 г. были выявлены многочисленные недостатки, и было принято решение о внесении изменений, которые обеспечивали бы надежность его работы. Одновременно была начата конструктивная проработка установки дизеля в танк БТ-7. Четыре опытных образца, получивших заводское обозначение А-8, были изготовлены осенью 1936 г, два из которых в том же году успешно прошли заводской пробег в 1000 км на колесном ходу и 4000 км — на гусеничном. После испытаний и доводки дизеля В-2, а также всесторонних длительных государственных испытаний двух опытных образцов в июне 1939 г., доработанный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. приказом по Наркомату от 5 сентября 1939 г. был рекомендован для серийного производства и установки в танк, получивший наименование БТ-7М (встречается также наименование БТ-8 — по номеру заводского обозначения). Серийное производство БТ-7М было развернуто с декабря 1939 г. и продолжалось до сентября 1940 г. Это был последний представитель семейства серийных легких колесно-гусеничных танков БТ. Всего было выпущено 788 таких машин.

Дизель В-2 с самого начала имел настолько высокие основные технические показатели (по экономичности расхода топлива, относительной простоте и технологичности конструкции и др.), что это позволило путем проведения последующих модернизаций оснащать им многочисленные образцы бронетанкового вооружения и техники на протяжении многих десятилетий, вплоть до настоящего времени, включая танки Т-72 и Т-90.

В связи с установкой дизеля с обеспечивающими его работу системами, двух стартеров и четырех аккумуляторных батарей масса танка возросла до 14,65 т.

Наряду с установкой в танк дизеля В-2, конструкторским коллективом ХПЗ была улучшена защита главного и бортового фрикционов от проникновения пыли к подшипникам и трущимся частям, снижены вдвое усилия на рычагах управления бортовыми фрикционами за счет применения шарикового выключающего механизма вместо наклонных храповиковых плоскостей, расширены и применены колодочные тормоза с накладками из чугуна вместо феродо. В днище боевого отделения был сделан аварийный люк-лаз. В связи с увеличением массы танка и для уменьшения колебаний корпуса, были усилены крайние узлы подвески опорных катков. Кроме того, была сделана целая серия мелких усовершенствований механизмов и деталей, направленных на повышение надежности и долговечности работы танка.

Запас хода машины по сравнению с танком БТ-7 увеличился почти вдвое и составлял по шоссе 520-630 км на гусеничном и 1070-1250 км на колесном ходу. Танк развивал максимальную скорость на гусеничном ходу 62 км/ч и на колесном — 86 км/ч. Однако с увеличением массы машины резиновые бандажи опорных катков при движении на колесном ходу на высшей передаче выходили из строя уже через 50-100 км, поэтому было рекомендовано эксплуатировать танк только на гусеничном ходу.

С появлением новых средств противотанковой обороны (крупнокалиберный пулемет, пушки калибра 37 и 45 мм) встал вопрос о разработке нового колесно-гусеничного танка с более мощным бронированием, способным обеспечить защиту экипажа танка от огня 12,7-мм крупнокалиберного пулемета типа ДК. Необходимость разработки такого танка диктовалась тем обстоятельством, что дальнейшее утолщение брони БТ-7 (БТ-7М) было невозможно, поскольку увеличение массы вело к перегрузке механизмов трансмиссии и ходовой части. Тем более, что простое утолщение броневых листов корпуса БТ-7 не давало полноценного решения всех требований, предъявляемых АБТУ РККА к новому танку. В августе 1937 г. командование АБТУ вынесло на рассмотрение КО вопрос «О типах танков для вооружения танковых войск РККА...». 15 августа 1937 г. в КО было принято Постановление №94, в котором, в частности, указывалось, что «для вооружения мехсоединений и мехполков конницы необходимо иметь танк БТ (Кристи) весом 13 — 14 тн. Танк должен иметь дизельный двигатель ХПЗ мощностью 400 л.с. Лобовая броня корпуса толщиной 25 мм, коническая башня — 20 мм. Вооружение: одна пушка 45-мм — стабилизированная или одна пушка 76-мм, два пулемета ДТ. Экипаж — 3 человека. Запас хода на гусеницах — 300 км. В перспективе предусмотреть переход на БТ с 6-ю ведущими колесами (1939 год)...»

Этим же постановлением заводу №183 предписывалось изготовить в 1938 г. «опытные образцы БТ-ИС с 6-ю ведущими колесами, дизельным мотором, конической башней с 45-мм или 76-мм пушкой, с наклонными листами подбашенной коробки с переходом к их производству в 1939 г.»

В середине октября 1937 г. заводом №183 были получены тактико-технические требования (ТТТ) на разработку колесно-гусеничного быстроходного танка, получившего обозначение — БТ-20. Эти требования были разработаны в первой декаде октября 1937 г. начальником II отдела АБТУ Я.Л.Сквирским.

Колесно-гусеничный быстроходный танк БТ-20 предназначался для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы и должен был отличаться от ранее выпущенных танков БТ установкой дизеля БД-2 мощностью 400 (в перспективе 600) л.с. (441,2 кВт), трансмиссией по типу опытного танка БТ-ИС с отбором мощности для колесного хода после бортовых фрикционов. В ходовой части предпочтение было отдано индивидуальной торсионной подвеске с установкой амортизаторов. Максимальная толщина броневых листов корпуса и башни должна была достигать 20 — 25 мм, причем броневые листы должны были иметь рациональные углы наклона — не менее 18°.

Установка вооружения задавалась в двух вариантах. В первом варианте предусматривалась установка 45-мм танковой пушки со стабилизатором, трех пулеметов ДТ и огнемета для самозащиты. Во втором варианте в качестве основного вооружения предусматривалась установка 76,2-мм пушки. Для поражения открыто расположенной живой силы противника и небронированных целей на машине предусматривалась установка трех пулеметов и огнемета. Независимо от основного вооружения на каждой пятой машине должен был быть установлен 7,62-мм зенитный пулемет.

Посадка экипажа, состоящего из трех человек, осуществлялась через бортовой люк.

В особо предъявляемых требованиях отмечалась необходимость обеспечения герметичности машины для защиты экипажа от отравляющих веществ и оснащения ее оборудованием для подводного вождения.

Получив эти требования, коллектив ОКБ приступил к работе. Но несмотря на все старания, представительному ОКБ справиться с поставленным правительством заданием к заданному сроку так и не удалось. Технический проект был готов лишь к середине марта 1938 г., то есть с опозданием на полтора месяца, а эскизный проект танка БТ-20 был утвержден АБТУ РККА только 25 марта 1938 г.

Проектирование нового колесно-гусеничного танка БТ-20 в КБ-24 шло в тот период, когда в Наркомате обороны на всех уровнях обсуждался вопрос о перспективах развития отечественных танков. Опыт боевого применения советских танков Т-26 и БТ-5 во время гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) вызвал ряд дискуссий по вопросу создания танков с противоснарядным бронированием и совершенствования их ходовой части. И если необходимость разработки танка, способного противостоять огню 37-мм и 47-мм пушек практически ни у кого не вызывала сомнения, то по поводу типа движителя для танков мнения разошлись. Одна часть танковых специалистов отстаивала идею создания чисто гусеничного движителя, а другая — комбинированного колесно-гусеничного, причем каждая из сторон приводила в качестве доказательства своей правоты весьма веские аргументы.

Для принятия окончательного решения, какому типу танка отдать предпочтение, в марте 1938 г. на имя Председателя СНК СССР В.М.Молотова от Наркома Обороны СССР К.Е.Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре решения постановления НКО №94 «О типах танков...», в которой, в частности, говорилось: «... танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой — колесно-гусеничный. Всесторонне испытать их в течение 1939 г. и после этого принять на вооружение взамен БТ и Т-26 тот, который будет отвечать всем требованиям».

К докладной записке был приложен проект постановления НКО, в котором в разделе «Разработка новых конструкций танков» предусматривалось: «Создать два опытных образца легких танков: один — чисто гусеничный, вооруженный 45-мм танковой пушкой и спаренным пулеметом с броней [защищающей] от 12,7-мм пуль со всех дистанций, максимальной скоростью 50-60 км/ч и весом не более 13 тн. Второй — колесно-гусеничный, с шестью ведущими колесами, с тем же вооружением и броней, скоростью на гусеницах и колесах 50-60 км/ч и весом не более 15 тн. Мотор — дизель».

Поскольку на правительственном уровне окончательное принятие решения «О типах танков для вооружения танковых войск» постоянно откладывалось, руководство АБТ РККА 13 мая 1938 г. утвердило краткую тактико-техническую характеристику «гусенично-колесного танка БТ-20». Для обеспечения защиты танка от 12,7-мм бронебойных пуль со всех дистанций щиток механика-водителя должен был иметь толщину 30 мм располагаться под углом 30°. Передний лобовой лист должен был располагаться под углом 53° и иметь толщину 20 мм. Броневые листы подбашенной коробки толщиной 20 мм должны были располагаться под углом 35° к вертикали. Масса танка была определена в 16,5 т — тем самым танк из класса легких перешел в класс средних танков, так как в конце 30-х гг. к последним относились машины, имевшие боевую массу от 16 до 35 т.

Максимальная скорость танка согласно ТТХ, должна была быть не ниже 65 км/ч. Экипаж по сравнению с ранее заданными требованиями был увеличен до 4 человек. Состав вооружения претерпел незначительные изменения — из обоих вариантов была исключена установка огнемета.

На основе этих, утвержденных начальником АБТУ РККА ТТХ, коллектив КБ-24 приступил к разработке улучшенного варианта гусенично-колесного танка БТ-20.

В начале сентября 1938 г. разработанные заводом №183 проект и макет танка БТ-20 были рассмотрены комиссией АБТУ РККА под председательством военинженера 1-го ранга Я.Л.Сквирского.

У танка А-20 боевая масса достигла 18 т. Его корпусу была придана рациональная форма. В башне конической формы размещались 45-мм танковая пушка со стабилизированным прицелом ТОП-1 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Второй пулемет ДТ устанавливался в верхнем лобовом листе корпуса в шаровой опоре, расположенной справа от механика-водителя.

На танке устанавливался дизельный двигатель В-2, благодаря которому запас хода по шоссе на гусеничном ходу составил 400 км, а при движении на колесах — 900 км. Силовая передача и ходовая часть были частично заимствованы от танка БТ-7М. В отличие от БТ-7 (БТ-7М), танк А-20, помимо конструктивного изменения ряда механизмов и узлов, имел два существенных отличия, резко повышающих тактические и боевые качества, а именно: отдельный привод на 6 колес, обеспечивавший движение машины на колесном ходу при снятых гусеницах, а так же оригинальный по своим формам новый корпус танка, имеющий значительно более мощное, по сравнению с БТ-7, бронирование.

Новые формы броневого корпуса танка А-20, представляющие из себя сочетание наклонно расположенных бронелистов, воплотили богатый опыт, накопленный при проектировании и разработке опытных колесно-гусеничных машин БТ-ИС и БТ-СВ (БТ-СВ-2). Это решение конструкции корпуса танка А-20, резко повышающее защищенность машины от огня противотанковых средств обороны, впоследствии стало общепринятым для преобладающего большинства танков, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными танковыми заводами.

В мае 1938 г. был разработан проект второго, чисто гусеничного варианта танка А-20Г, который в процессе дальнейшей доработки получил индекс А-32 и стал предшественником легендарного среднего танка Т-34.

Продолжение

Главная страница В начало