Каким быть танку?
полковник О. Иванов, кандидат военных наук
(Техника и вооружение. — 1987. — № 9. — С. 8-9)
Материал предоставлен: Сергей Зыков
По материалам иностранной печати.
Каким быть танку?
Этот вопрос в последнее время широко обсуждается зарубежными военными специалистами. Высказывается, в частности, мнение, что боевая машина 2000-х годов воплотит в себе новые компоновочные решения, более полно удовлетворяющие основным требованиям, предъявляемым к танку, — сочетание высокой огневой мощи и подвижности, малой уязвимости и приспособленности к быстрому восстановлению боевых качеств. В соответствии с этими взглядами усилия конструкторов сосредоточиваются на поиске решений, способных существенно повлиять на изменение традиционных компоновочных схем (см. 4-ю стр. обложки).
Предполагают отказаться от размещения экипажа, при котором командир и заряжающий располагаются выше механика-водителя, в пользу одноярусной компоновки, когда места всех членов экипажа находятся на одном уровне. Благодаря этому рассчитывают совратить высоту обитаемого отделения на 30%. А отказ от башни и вынос основного вооружения из корпуса позволит, как полагают, сократить и ширину машины также примерно на треть. Осуществление этих двух конструктивных решений могло бы в комплексе снизить примерно на 50% площадь лобовых поверхностей обитаемого отделения танка. Это, в свою очередь, позволит почти вдвое увеличить бронезащиту лобовых деталей корпуса, а также установить вторую крышу (используя разнесенное бронирование). Естественно, что вынос основного вооружения из корпуса требует отказа от ручного заряжания орудия и применения автоматической системы заряжания пушки и дистанционного управления ею. Примерно по такой схеме в США разрабатывают перспективный основной боевой танк МВТ-2000 с использованием основных узлов шасси танка М-1А1. Расчетная боевая масса его около 55 т, экипаж — 3 человека.
Другое конструктивное решение предусматривает размещение основного вооружения в башне, но очень небольшой высоты и с минимальной площадью лобовой поверхности. Цель — избежать основного недостатка открытого расположения пушки, при котором в случае неисправности автомата ее заряжание вручную практически невозможно.
Испытывались варианты конструктивных схем башенной конструкции «казематного» танка с одной и двумя пушками, расположенными в корпусе, а также с уменьшенной по высоте башней. Анализируя данные сравнительных испытаний, военные специалисты ФРГ высказывают мнение, что танк «Леопард» 3 станет дальнейшим развитием конструктивной схемы танка «Леопард» 2, с боевой массой примерно 50 т и экипажем из 3 человек. Броневая защита танка «Леопард» 3 должна обеспечить сохранение его боеспособности при попадании современного противотанкового снаряда.
К перспективным относят и компоновочные решения, по которым машины планируют собирать из модулей (секций). Причем модульная конструкция предусматривается для машины различного боевого предназначения (танк, БМП, БРМ). По замыслу, рама с ходовой частью, модули экипажа и моторно-трансмиссионного отделения общие для всех видов машин. Различны лишь функциональные модули.
В модуле экипажа командир размещается в центре, механик-водитель — слева, наводчик — справа. Их рабочие места могут иметь идентичное оснащение, позволяющее любому из них в случае необходимости вести наблюдение, огонь или управлять машиной.
Функциональный модуль планируют расположить в кормовой части шасси. Его масса в варианте боевого отделения основного танка составит 10—12,5 т. Пушка может быть установлена снаружи модуля и оснащена автоматом заряжания. Между функциональным модулем и модулем экипажа рассчитывают поставить промежуточную панель, предназначаемую не только для механического сочленения основных модулей, но и для соединения их электрических цепей.
Управление огнем и наблюдение планируется осуществлять с помощью теле-и тепловизионных систем. На экране дисплея должна отображаться тактическая обстановка на поле боя (положение своих войск и противника), а также картографическая информация. На командирских танках планируют устанавливать навигационную аппаратуру и автоматические устройства для передачи данных.
Обсуждая варианты основного вооружения перспективных танков, зарубежные военные специалисты пришли к единому мнению о необходимости сохранить калибр гладкоствольных пушек 120 мм. Так, МВТ-2000 планируется вооружить 120-мм гладкоствольной пушкой «Рейнметалл», устанавливаемой на вращающейся металлической платформе. К ней намечено использовать укороченные выстрелы, чтобы как можно больше разместить их в танке и облегчить заряжание с помощью механических устройств. Вспомогательное вооружение — 20- или 30-мм автоматическая пушка, способная поражать и воздушные цели. На машине планируется установить тепловизионную систему наблюдения и прицеливания с дальностью действия до 4000 м, а также радиолокационную станцию обнаружения целей.
Аналогичную пушку с автоматом заряжания, тепловизионную систему прицеливания и наблюдения западногерманские специалисты планируют разместить в низкопрофильной двухместной башне. В качестве вспомогательного вооружения возможно применение малокалиберной автоматической пушки.
На перспективном французском танке АМХ-48 «Леклерк» (EPC) (боевая масса — 50 т, экипаж — 3 человека) также намечено установить 120-мм гладкоствольную пушку с автоматом заряжания.
Вспомогательное вооружение — 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм зенитный пулемет. Боеприпасы основного вооружения унифицированы с западно-германскими боеприпасами, имеющими полностью сгорающую гильзу. Корпус танка АМХ-48 планируют изготовить из стальной брони, имеющей «активный» слой, который срабатывает при попадании бронебойных и кумулятивных снарядов. Предусматривается и усиление бронезащиты танка сверху.
Сообщалось о попытках повысить начальную скорость оперенных подкалиберных снарядов до 2200 м/с, с тем чтобы обеспечить более настильную траекторию и меньшее подлетное время. В частности, одна из американских фирм совместно с западногерманской «Рейнметалл» с этой целью намерена использовать жидкие метательные вещества (ЖМВ) с системой регенеративного сгорания. Считают, что применение их, помимо повышения мощности заряда, позволит значительно упростить задачу внешнего размещения вооружения. Кроме того, отмечают в иностранной печати, экипаж танка будет подвержен меньшему риску, так как в башне будут размещаться только снаряды, а ЖМВ — храниться вне башни или служить промежуточным слоем для разнесенного бронирования.
Зарубежные военные специалисты считают, что в качестве силовой установки перспективных танков будут использоваться как дизельные, так и газотурбинные двигатели (их уровень расхода топлива сегодня практически одинаков) мощностью 1500—2000 л. с. Не исключают возможность применения адиабатических двигателей. В трансмиссиях планируется использование коробок передач с двойным потоком мощности, с бесступенчатым изменением передаточных отношений.
Ходовая часть танков, по мнению экспертов, особых изменений не претерпит. По-прежнему будут применяться торсионные или гидропневматические подвески. Не исключено и смешанное использование торсионной подвески (для внутренних катков) и гидропневматической (для крайних). Ожидают, что широкое распространение найдут лопастные гидроамортизаторы и гидравлические упоры балансиров. Возможно, будут применяться усовершенствованные гусеницы, имеющие меньшую массу, повышенный срок службы (до 10 тыс. км) и создающие при движении более низкий уровень шума. Могут быть внедрены полуавтоматические механизмы натяжения гусениц.
По планам модернизации некоторых типов танков предусматривают усилить их броневую защиту, навешивая на башню и корпус дополнительные отдельные плиты из материалов с повышенной снарядостойкостью. Сообщают также, что подобная мера отрицательно скажется на удельной мощности, а значит, и на средних скоростях движения.
Разнесенное бронирование — важный элемент защиты экипажа и устройств танка от поражения противотанковыми средствами. Один из вариантов такого бронирования используется уже сегодйя. Это бортовые экраны (откидные, навешиваемые в ходе эксплуатации, встроенные). Обычно в состав разнесенного бронирования включают 2—3 бронелиста, между которыми может размещаться либо слой воздуха, либо слой жидкости (воды, топлива, ЖМВ и др.). Если в ходе модернизации на основной лист корпуса (башни) ставят с зазором дополнительные плиты брони, то также получают эффект разнесенного бронирования.