Компоновка танков
полковник Б. Сафонов
(Техника и вооружение. — 1988. — № 5. — С. 4-5)
Материал предоставлен: Сергей Зыков
По материалам иностранной печати
В планах военных приготовлений, осуществляемых в странах — участницах агрессивного блока НАТО, важное место занимают меры по совершенствованию танков — одного из основных боевых средств сухопутных войск. Работа проводится по двум направлениям — модернизация уже существующих и создание новых образцов танков. При этом стремятся повысить все боевые свойства танка, и прежде всего их огневую мощь, защищенность от различных средств поражения, подвижность. Зарубежные специалисты подчеркивают, что в настоящее время в связи с бурным ростом количества и эффективности противотанковых средств ключевой стала проблема повышения защищенности.
Стремление обеспечить необходимый уровень защиты от современных кинетических и кумулятивных снарядов привело к увеличению до 55 — 62 т массы основных танков третьего послевоенного поколения, принятых на вооружение в начале 80-х годов, — М-1 (США), «Леопард» 2 (ФРГ), «Челленджер» (Англия). Специалисты утверждают, что появление новых снарядов потребует очередного повышения уровня защиты и неизбежно приведет к дальнейшему росту массы танков, что затруднит выполнение требований по улучшению их подвижности. В этом одна из причин того, что конструкторы танков все больше внимания уделяют разработке более рациональных компоновочных схем, то есть взаимного размещения агрегатов танка и рабочих мест экипажа. Для современных танков характерна так называемая классическая компоновка, при которой основное вооружение располагается во вращающейся башне, двигатель с системами и трансмиссия — в кормовой части машины, а экипаж — раздельно.
Как утверждают зарубежные специалисты, достоинствами такой компоновки являются относительно рациональное размещение членов экипажа, обеспечивающее, в частности, удобство действий при оружии и круговой обзор с самой высокой точки машины, круговой обстрел из танка, легкость монтажа, демонтажа и обслуживания моторно-трансмиссионной установки. Эти преимущества и обусловили широкое распространение такой компоновки.
В то же время она не лишена и недостатков. Основные из них — высокий силуэт машины, что связано с необходимостью обеспечить заряжающему возможность работать стоя, большие размеры башни. Трудности создания надежной защиты в значительной степени предопределены раздельным размещением экипажа.
Изыскивая новые компоновочные решения, зарубежные конструкторы стремятся уменьшить забронированный объем танка, особенно его обитаемые отделения — боевое и управления, поскольку именно их приходится защищать наиболее толстой и тяжелой броней.
Объем боевого отделения в значительной мере определяется габаритами устанавливаемого основного вооружения и расположением боекомплекта к нему. Поэтому в качестве альтернативы традиционной компоновке рассматривают схемы, в которых основное вооружение размещено в корпусе — казематная компоновка или вынесено из забронированного объема — компоновка с наружной установкой вооружения. Такие схемы размещения позволяют значительно сократить забронированный объем танка и, как следствие, снизить силуэт и уменьшить массу.
В то же время специалисты отмечают, что возможности дальнейшего совершенствования компоновки этим не исчерпаны. Так, уменьшить объем боевого отделения можно, в частности, если использовать механизм автоматического заряжания основного вооружения и одновременно уменьшить численность экипажа с 4 до 3 человек. Это позволяет несколько снизить высоту башни. Но высота башни определяется не только расположением рабочих мест членов экипажа, но и связана с необходимостью иметь большие углы снижения пушки (до — 10°). Поэтому за рубежом ищут такие решения, которые бы позволили казенной части пушки при значительных углах ее снижения выходить за крышу башни. Одним из радикальных путей считают частичное или даже полное вынесение пушки из боевого отделения.
Варианты установки на танк низкосилуэтной башни для двух (командир танка и наводчик) или одного (наводчик) членов экипажа с частично вынесенным вооружением и автоматом заряжания разрабатывают сегодня американские специалисты (см. 4-ю стр. обложки).
В первом случае выигрыш по массе танка достигается за счет уменьшения забронированного объема, поскольку командир танка и наводчик размещены на одном, а не на двух уровнях по высоте. Достоинством такой компоновки, как отмечают специалисты, является также сохранение сравнительно простой системы управления огнем.
При использовании одноместной башни командир находится в корпусе рядом с водителем (а не в башне). Это способствует значительному уменьшению размеров башни, однако возникает довольно трудная задача — обеспечить командиру круговой обзор. Решить ее пытаются, применяя оптические вращающиеся контактные устройства {ВКУ), а также телевизионные и тепловизионные средства наблюдения. Однако на сегодняшний день трудности практической реализации такой системы обзора связаны с большими потерями света в дневном канале при передаче изображения из башни в корпус через ВКУ и относительно малой дальностью действия теле- и тепловизионных средств.
В ходе модернизации западногерманского танка был предложен проект такой компоновки боевого отделения, при которой командир танка и наводчик располагаются в низкосилуэтной башне (в изолированном бронированном отсеке слева от пушки). Задняя часть башни с автоматом заряжания и механизированной боеукладкой может поворачиваться специальным гидроприводом в вертикальной плоскости относительно цапф пушки, что позволяет обеспечить необходимые при стрельбе с ходу углы наведения стабилизированной пушки. Считают, такая конструкция башни дает возможность создать достаточную защиту для командира танка и наводчика и одновременно уменьшить силуэт машины и ее массу.
Ищут резервы совершенствования конструкции танка и в рамках традиционной компоновки. За рубежом, например, отмечают, что изменение расположения двигателя в моторно-трансмиссионном отделении танка с продольного на поперечное дает возможность почти на метр сократить длину корпуса машины и использовать полученный таким образом резерв на усиление защиты.
Ведутся работы по компоновочным схемам башенных танков с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. По такой схеме создан израильский танк «Меркава», принимавший участие в боевых действиях. В Швейцарии разработан проект основного танка с передним моторно-трансмиссионным отделением и двухместной низкосилуэтной башней со 120-мм гладкоствольной пушкой и автоматом заряжания. В ФРГ проводят исследования с тяжелым переднеприводным шасси для семейства боевых машин.
Идея компоновки танка с передним расположением двигателя и трансмиссии преследует три основные цели: во-первых, совместить по длине моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, в результате чего может быть уменьшен общий забронированный объем танка; во-вторых, использовать моторно-трансмиссионную установку в носовой части корпуса в качестве дополнительной защиты экипажа от противотанковых средств; в-третьих, освободить корму машины, разместить в ней большую боеукладку, улучшить условия посадки и высадки экипажа через большой кормовой люк.
Однако за рубежом отмечают, что такая компоновка имеет серьезные недостатки. Так, затрудняются монтаж и демонтаж двигателя и трансмиссии, особенно в полевых условиях, ухудшается доступ к агрегатам во время технического обслуживания и ремонта, двигатель и трансмиссия становятся уязвимее для огня противотанковых средств.
Необходимость подвода воздуха к двигателю и выброса отработавших газов сильно усложняет конструкцию броневой защиты носового узла корпуса.
Отказавшись от башни и закрепив вооружение жестко в корпусе, шведские специалисты создали очень компактный танк. Однако отмечают, что, несмотря на многочисленные новые технические решения, реализованные в его конструкции {дублирование некоторых наиболее ответственных элементов, размещение топлива и боеприпасов вне обитаемого отделения и другие), танк имеет существенный недостаток — он может вести эффективный огонь только с места. Именно по этой причине подобная компоновка не получила пока широкого распространения.
Развитием такой компоновки явилось создание в ФРГ в начале 70-х годов опытных образцов, на которых основное вооружение — 2 танковые пушки калибра 105 или 120 мм — устанавливалось в над-гусеничных спонсонах. Наведение оружия по вертикали осуществляется специальными приводами, а в горизонтальной плоскости — поворотом машины. Одновременная стрельба из двух орудий по замыслу конструкторов должна обеспечить высокую вероятность поражения цели. Однако специалисты высказывают сомнения в том, что машина с казематной установкой вооружения из-за больших трудностей, связанных со стрельбой с ходу, сможет стать такой же универсальной, как основной танк традиционной компоновки.
Большинство зарубежных специалистов полагают, что и в будущем условия боевого применения танков потребуют от экипажа вести наблюдение и стрельбу в направлениях, не совпадающих с направлением движения машины. Поэтому в качестве перспективных компоновок во многих странах рассматривают схемы установки основного вооружения на крыше корпуса на вращающемся или на подъемном лафете. Достоинством таких схем считаются меньшие масса и размеры машины. Если она ведет огонь с частично закрытой позиции, противнику видна цель очень малых размеров, в которую трудно попасть. И даже в случае попадания получит повреждения лишь вооружение, а экипаж, размещенный в корпусе, не будет поражен.
В выполненных за рубежом конструкциях наблюдение за полем боя осуществляется с помощью установленных на крыше корпуса смотровых приборов, которые имеют значительные непросматриваемые зоны, что считают существенным недостатком. В перспективе решить эту задачу рассчитывают благодаря использованию оптико-электронных систем наблюдения, в которых выходные головки приборов размещены на вынесенном лафете. Однако на сегодняшний день такие системы являются слишком сложными, дорогими и не полностью удовлетворяют предъявляемым требованиям.
В целом, оценивая компоновку танка с вынесенным вооружением, за рубежом считают ее перспективной, хотя возникают серьезные ограничения в эксплуатации — невозможность ручного заряжания, трудность устранения неисправностей вооружения без выхода из машины, необходимость использования сложных систем кругового обзора, значительное ухудшение защиты вооружения.
В некоторых странах исследуют возможность снижения уязвимости танков, и особенно экипажей, путем создания так называемых сочлененных машин, в которых полезные забронированные объемы распределяются на два шарнирно связанных между собой модуля, причем каждый из них обладает определенной автономностью. Типичным примером такой машины является действующий макет, разработанный в Швеции. На этом макете была проведена реализация новых технических решений, таких, как установка на легкой (20 т) бронированной машине 120-мм гладкоствольной пушки, новые способы управления машиной.
В перспективе, по мнению зарубежных специалистов, вполне вероятна возможность создания безэкипажных танков, действующих по командам из специальных машин управления. Это может стать осуществимым лишь при условии, что между машиной управления и боевыми безэкипажными машинами будет обеспечен надежный и помехоустойчивый обмен информацией.
Таким образом, для создания эффективных боевых машин, способных выполнять возлагаемые на основные танки задачи, по мнению западных разработчиков, необходимо решить ряд сложных технических проблем. Важнейшими из них являются: обеспечение кругового обзора с наивысшей точки машины, достижение удовлетворительной точности стрельбы при дистанционном управлении оружием, надежное автоматическое заряжание оружия с перемещением выстрела из корпуса или специальной укладки к пушке по открытому незащищенному пространству.