Классификация и сравнительная оценка общих компоновок современных танковКТН, доцент С.С.БУРОВ(С.С.Буров. Конструкция и расчет танков. -М: ВА БТВ, 1973)Приложение №2 к статье "Третья попытка Алексея Исаева или «Дилетантский взгляд на компоновку танка»" |
...
По положению трансмиссионного отделения*
различают общие компоновки с носовым и кормовым
расположением трансмиссии (рис. 19).
__________
* Остальные отделения в основных современных
средних н тяжелых танках занимают постоянное
место: отделение управления — в носу, боевое — в
середине, моторное — в корме.
Рис. 19. Схемы общих компоновок
танков:
а — с носовым расположением трансмиссии; б — с
кормовым расположением трансмиссии; в — с
кормовым расположением трансмиссии и поперечным
размещением двигателя; г — с носовым боковым
расположением двигателя и трансмиссии
1) Компоновка с носовым расположением трансмиссии широко применялась на американских и немецких танках (см. рис. 19,а и 20) ввиду некоторых ее преимуществ. Совмещение отделения управления с трансмиссионным сокращало общее число изолированных отделений в корпусе танка, способствовало уменьшению его длины или при постоянной длине увеличивало объем боевого отделения. Облегчалось центральное размещение боевого отделения с тяжелой башней и оставалось место на подбашенном листе корпуса для размещения люка водителя. Конструкция приводов управления была простой, а обслуживание агрегатов трансмиссии — удобным. Основной недостаток состоял в увеличенной общей высоте машины
H0 = hкл + hп + hб.о + hкр, (3)
приближавшейся к трем метрам. Высота hп = 400...500 мм пола боевого отделения над днищем лимитировалась карданным валом, проходившим на уровне коленчатого вала двигателя и ведущего вала коробки передач. Высота hб.о = 1600...1700 мм боевого отделения при ручном заряжании определяется ростом работающего стоя заряжающего. «Толщина» крыши hкр с выступающими над нею броневыми деталями в зависимости от наличия или отсутствия командирской башенки колеблется в широких пределах. Большая высота агрегатов трансмиссии затрудняла получение снарядостойкой формы носа с большими углами наклона броневых листов. Возрастала опасность поражения впереди расположенных бортовых передач и ведущих колес. Сложно осуществлялось охлаждение трансмиссии, ухудшались условия обитаемости экипажа. Крайне затруднялись монтаж и демонтаж агрегатов трансмиссии из-под приваренных носовых и подбашенного броневых листов. Эти многочисленные недостатки привели к отказу от компоновки танков с носовым расположением трансмиссии.
Рис. 20. Схематичный разрез танка Pz. V с передним размещением трансмиссии
2) Кормовое расположение трансмиссии издавна является характерной особенностью компоновки советских танков (см. рис. 19,6 и 21); в послевоенные годы ему отдают предпочтение и за рубежом. Особенности, отмеченные как недостатки предыдущей компоновки, для кормового расположения трансмиссии являются преимуществами. Отсутствие карданного вала позволяет примерно втрое снизить высоту hn полика боевого отделения и существенно уменьшить общую высоту Н0 танка (3). Носовой части корпуса, не занятой крупногабаритными агрегатами трансмиссии, удается придать снарядостойкую форму с большим (60° и более) углом наклона верхнего броневого листа (выделено специально для тов. Исаева - В.Ч.). Сзади расположенные бортовые передачи и ведущие колеса менее подвержены боевым поражениям. Трансмиссия непосредственно охлаждается за счет обдува ее агрегатов воздухом системы охлаждения двигателя. Условия обитаемости танка заметно улучшаются благодаря изоляции экипажа от тепло-, шумо- и газовыделяющих агрегатов трансмиссии герметичной моторной перегородкой. Монтаж и демонтаж значительно облегчаются за счет съемной установки броневых листов крыши моторно-трансмиссионного отделения.
Рис. 21. Схематичный разрез танка Т-34
Недостаток компоновки с кормовым расположением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех не совмещенных по длине отделений или в сокращении объема боевого отделения при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмиссионного отделений боевое отделение с тяжелой башней смещается к носу, перегружая передние катки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и даже бокового размещения люка водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия. Усложняется привод управления, связывающий водителя с трансмиссией, размещенной в корме.
Для исключения двух первых недостатков на советских танках Т-44 и позже Т-54 применена улучшенная компоновка (см. рис. 19,в и 22) с поперечным размещением длинного 12-цилиндрового дизеля и объединенным значительно (на 650 мм) укороченным моторно-трансмиссионным отделением. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса, почти на 250 мм увеличить диаметр башенной опоры и впервые установить на средний танк мощную 100-мм танковую пушку вместо 85-мм пушки танка Т-34-85. Одновременно удалось башню сместить к корме, выделив на подбашенном листе место для люка водителя. Исключение пятого члена экипажа, удаление боеукладкп с полика боевого отделения, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя обеспечили уменьшение высоты корпуса танка Т-54 по сравнению с корпусом танка Т-34 примерно на 200 мм, сокращение забронированного объема примерно на 2 м3 и усиление броневой защиты более чем в два раза при увеличении веса всего лишь на 12%.
Рис. 22. Схематичный разрез танка Т-54
3) Для легких танков, самоходно-артиллерийских установок, боевых машин пехоты, базовых машин ракетных пусковых установок и других объектов бронетанковой техники часто применяется общая компоновка с носовым расположением двигателя и трансмиссии у правого борта корпуса (см. рис. 19,г). Пост водителя при этом смещается к левому борту, по длине машины совмещается с моторно-трансмиссионным отсеком и отделяется от него теплоизоляционной перегородкой. Вся средняя и кормовая часть машины остается свободной для размещения мощного вооружения с обслуживающим персоналом, емкого десантного отделения или иного оборудования. Недостатки такой компоновки состоят в исключении оптимального центрального размещения водителя, в опасности перегрузки правой стороны ходовой части моторно-трансмиссион-ной группой, установленной у правого борта, в переднем расположении ведущих колес.