АВТОМОБИЛИ. II. Шасси. 8. Танки
И. В. Грибов
(Грибов И. В. Автомобили. Изд. 7-е. — М.: НКПС Транспечать, 1928. — С. 258-262)
Материал предоставлен: Игорь Гостев
8. Танки.
Под танком понимается бронированный автомобиль, имеющий вместо колес автомобилей-броневиков – гусеницы, дающие им возможность преодолевать различные препятствия.
Идея танка не нова. Уже ассирияне, египтяне и евреи применяли подвижные крепости. Точно также китайцы, греки и римляне применяли вооруженные повозки, покрытые броней.
С открытием практического применения пара в качестве движущей силы вновь появилось стремление к постройке бронированных передвигающихся повозок. В свою очередь в начале XX столетия стали строить движущиеся бронированные повозки, снабженные двигателями внутреннего сгорания.
Во время всемирной войны в конце 1914 года в английской армии появились танки, снабженные гусеницами и вооруженные пулеметами и артиллерийскими орудиями. С этого времени началось также строительство танков в Германии, Франции, Америке.
В общих чертах танк состоит из брони Р и шасси U. С обеих сторон рамы имеются приводные цепные колеса Т и направляющие цепные колеса L, через которые перекинута бесконечная цепь, гусеница К. Каждая цепь поддерживается помощью нескольких роликовых ящиков R, которые в свою очередь упираются в раму помощью пружин. В средине шасси помещается мотор М, который помощью зубчатой передачи передает движение задним приводным цепным колесам Т, в результате чего танк на описанных гусеницах передвигается. Танк снабжен башней F для командования и управления. Прислуга рассчитана для обслуживания передних орудий, пулеметов и моторной установки. Гусеницы состоят из большого числа не изображенных на рисунке отдельных колен как внутренних, передвигающихся помощью цепных колес, так и наружных, соприкасающихся с дорогой и состоящих из одного куска с первыми или соединяющихся с ними посредством винтовых или заклепочных скреплений.
Существующие системы передач танков можно разделить на три группы:
1) Обе гусеницы независимо друг от друга приводятся в движение посредством одного или двух моторов. Для поворота танка гусеница с той стороны, в которую желателен поворот, выключается, затормаживается или передвигается в противоположном направлении.
2) Обе гусеницы приводятся в движение посредством дифференциала, и тормозится та гусеница, в сторону которой должен повертываться танк.
3) Обе гусеницы приводятся в движение дифференциалом, движение которого регулируется двумя тормозами, имеющими цель уменьшать скорость одной из гусениц и увеличивать скорость другой. В результате этого получается поворот танка.
Обе последние системы снабжаются одним мотором.
Последняя система устраивалась на танках “Рено” (рис. 268).
Ведущая от мотора шестерня 1 вращает шестерню 2, укрепленную на втулке 3. Втулка на своем фланце держит подшипники 4—4. Второй фланец 5 в свою очередь поддерживает подшипники 6—6.
Эти подшипники служат для четырех валов 7—7 и 8—8. В середине этих валов заклинены червяки 9--9 и 10--10, сцепляющиеся с винтовыми колесами 11 и 12. На наружных концах валов заклинены зубчатые колеса 14—14, сцепляющиеся с зубчатками 15 и 16, несущими тормозные барабаны.
Винтовые колеса 11 и 12 закреплены на независимых друг от друга валах 17 и 18. Одно колесо движет левую гусеницу, другое - правую.
Червяки 9—9 и 10—I0 c самоторможением.
Движение мотора вызывает вращение шестерни 2 и вследствие этого вращение втулки 3 и фланца 5. Эти обе части захватывают с собой червяки 9—9 и 10—10 точно так же зубчатки 11 и 12. Вся система вращается действием шестерни 1 и оба вала 17 и 18 имеют одну и ту же скорость.
Если зубчатое колесо 16 удержать в покое, действуя на тормозной барабан, то вращаются оба колеса 14 —14 которые с своей стороны вызывают вращение червяков 10—10 и посредством их вращение колеса 12. Колеса и червяки так рассчитаны, что при спокойном состоянии зубчатого колеса 16 скорость зубчатки 12 значительно уменьшается. Так как колесо 11 при этом вращается с обычной скоростью, то получается, что вал 17 вращается быстрее по сравнению с валом 18. Таким образом, танк поворачивается в сторону вала 18. Чтобы достигнуть поворота на сторону вала 18, достаточно затормозить колесо 15.
Необходимо прибавить, что при отсутствии торможения оба вала 17 и 18 вращаются всегда точно с одной и той же скоростью вследствие самоторможения червячной передачи.
Первая система представлена на рис. 269. В ней мотор 1 приводит в движение перестанавливающий механизм 2, вал которого удлинен. На валу 3 сидят один за другим два полых вала 4 и 5 передач обеих переменных шестерен. Эти полые валы имеют пары переменных шестерен б и 7, а также 8 и 9. На их концах насажены конусы 10 и 11, посредством которых валы сцепляются с валом 3. От полых валов передач движение передается через валы 12 и 13, а также через червячную передачу 14 и 15 на приводимые гусеницы.
Перестановочные тяги 16 и 17 обеих сцепных муфт 10 и 11 ведут к общему посту обслуживания 18, точно так же, как и перестановочные тяги 19 поворотного механизма 2 и перестановочные тяги 20 переменных шестерен обоих валов передач.
При желании прямого направления движения оба конуса 10 и 11 включаются, и равные скорости переменных шестерен вводятся в работу. При уклонении от прямого направления соответствующий конус освобождается.
Помимо поворотного механизма 2 в обоих передаточных механизмах имеется обратный ход.
Вместо удлинения моторного вала и устройства конусов, а также поворотных приспособлений, посредством которых передается движение той или другой гусенице, можно производить повороты посредством шестерен 14 и 15 приводных валов.
В этом случае, вместо того, чтобы располагать конусы отдельно, их можно расположить вместе в маховике, как это изображено на рис.270. Конус l сидит непосредственно на валу и передвигается по нему. На другом конце вала т' насажены зубчатые колеса n и о. Аналогично на трубчатом валу т' аксиально передвигается конус l’. На. другом конце насажены зубчатые колеса п' и о'. Если лобовое зубчатое колесо р сцепляется с боковым зубчатым колесом о, то левая гусеница h' движется вперед. Зубчатое колесо р при сцеплении с зубчатым колесом о дает обратное движение гусенице h'. Аналогично получается при включении лобового зубчатого колеса р' с зубчатыми колесам о', q' и n', которые приводят в движение правую гусеницу h.
Для приведения в движение валов s', s' служит червячные передачи t и t' и шестерни п' и п.
Во время войны французская автомобильная фирма “Рено” строила небольшие быстроходные танки весьма удачной конструкции. Танк (рис. 271) в задней своей части имел 35-сильный четырехцилиндровый мотор и передаточный механизм. В средней части он нес вооружение, а в передней было устроено управление.
Мотор Е с карбюратором F и регулятором А4 приводил в движение посредством конуса А7 в маховике передаточный механизм А6, поперечный вал которого посредством промежуточного включения конусов и рулевых тормозов А6, а также зубчатой передачи, вращал задние ведущие цепные колеса D гусениц Т, перекинутых впереди через большие направляющие колеса. При переходе через препятствия, гусеницы передвигались посредством пружинного натяжного устройства в форме снабженной роликами пружинящей предохранительной шины. Внизу гусеница поддерживалась неподвижными роликами W. Около мотора был расположен радиатор Z, с левой стороны которого находился большой, а с правой - малый резервуар для топлива А3.
Мотор мог приводиться в действие снаружи приспособлением А5, а изнутри приводной рукояткой. Вентилятор Y снабжал внутренность танка и радиатор Z свежим воздухом. Вооружение находилось в бронированной башне Р, вращающейся на шариковых подшипниках Q. Башня снабжалась пулеметом R и отверстием Х для наблюдения. Точно также передние стенки перед шофером снабжались с обеих сторон отверстиями для наблюдения. Шофер имел два рулевых рычага К, рычаг J передач, рычаг О уменьшения хода. Под ногами у него находились педаль тормоза Р и акселератор N.
Чтобы получить эластичную подвеску брони, система гусениц соединялась с броней посредством пружин.
Танк имел в длину 4 м, в ширину - 1,75 м и в вышину - 2,25 м, весил около 6 тонн и развивал скорость около б км в час. Танк брал подъемы в 35° и переходил канавы, шириною 1,8 м, поддерживаясь хвостом А1. Броня была толщиною от 8 до 15 мм. В танке помещалось два или три человека. Вместо пулемета Гочкиса с запасом патронов на 5 000 выстрелов некоторые танки “Рено” снабжались орудием калибром 37 мм и боевым запасом на 250 выстрелов.