Противостояние в пустыне
Сергей ГРЯНКИН
(Моделист конструктор. — 1991. — № 8)
Было это в период вооруженного конфликта в Персидском заливе... Один из обозревателей телепрограммы "Меридиан" назвал основной причиной поражения войск Саддама Хусейна низкие боевые качества техники нашего производства и задался риторическим вопросом: "Почему налогоплательщики должны оплачивать производство небоеспособных танков Т-72?" Одновременно на экране демонстрировались кадры хроники, запечатлевшей захваченные... Ираком у Кувейта британские "чифтены"! Очевидно, телекомментатор пришел к таким выводам, прослушав сообщение репортера американской компании Си-эн-эн о том, что Т-72 в столкновениях с американскими танками М1А1 "Абрамс" успеха не имели... Кстати, поскольку оценка исходила от заинтересованной стороны, к ней следовало бы отнестись критически...
Сравним тактико-технические характеристики бронетанковой техники многонациональных сил и Ирака. Поскольку в первых тон задавали войска США, начнем с танка М60А3, состоявшего на вооружении с 70-х годов. Эта машина имеет классическую компоновку, цельнолитые корпус и башню с максимальной толщиной брони соответственно 120 и 178 мм. Она оснащена 105-мм нарезной пушкой М68 с эжектором, боекомплект насчитывает 63 выстрела, с нею спарен 7,62-мм пулемет, а в командирской башенке установлен 12,7-мм, зенитный.
В систему управления огнем входят лазерный дальномер, плоскостной стабилизатор пушки, электронный баллистический вычислитель. Для уменьшения прогиба ствола, возникающего от неравномерного нагрева при длительной стрельбе, применен теплоизоляционный кожух.
12-цилиндровый, многотопливный дизель воздушного охлаждения мощностью 750 л.с. позволяет машине, массой более 50 т, разгоняться до 48 км/ч. Силовая передача-гидромеханическая, с двухступенчатой, планетарной коробкой передач и механизмом поворота дифференциального типа, управляемым с помощью штурвала, а не рычагов, как принято.
Ходовая часть состоит из шести опорных и трех поддерживающих катков на борт, направляющих и ведущих колес. Характерным для американских танков является жесткая связь первых опорных катков с направляющими колесами. Приподнимаясь на препятствиях, каток смещает колесо вперед, тем самым выбирая слабину гусеницы. Гусеничная цепь с параллельными, 710-мм, резинометаллическими шарнирами может быть дополнена съемными подушками для езды по асфальтированному шоссе.
М60А3 оборудован системами противоатомной и противопожарной защиты. Такие машины экспортировались в Австрию, Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Израиль, Иран и Италию.
Впервые в боевой обстановке американцы задумали опробовать новейший танк М1А1 "Абрамс", поступающий в войска с 1986 года. Сварные корпус и башня с большими углами наклона листов имеют мощное бронирование, причем в лобовой части оно многослойное (сталь - керамика - сталь), выдерживающее, как заверяют создатели, попадания бронебойных и кумулятивных снарядов. На танке установлена стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка с эжектором и теплоизоляционным кожухом (на ранних моделях была 105-миллиметровая). В боекомплект входят 40 снарядов, с начальной скоростью 1600 м/с - подкалиберных и универсальных, то есть кумулятивных и осколочно-фугасных - в зависимости от установки взрывателя. Из них 34 со сгорающей гильзой укладывают в кормовой части, башни за сдвижными броневыми шторками. Считается, что при поражении боеукладки взрывная волна сорвет листы крыши со специально ослабленным креплением и уйдет вверх, не причинив вреда экипажу, однако эффективность подобных мер защиты представляется сомнительной.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, второй такой же смонтирован перед люком заряжающего, 12,7-мм зенитный установлен на командирской башенке.
Система управления огнем включает стабилизированный по вертикали перископический прицел со встроенным лазерным дальномером и приставкой для командира. Электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает дистанцию до цели, скорость бокового ветра, температуру воздуха и крен танка. Вручную в него вводят данные о типе снаряда, атмосферном давлении, температуре заряда и степени износа ствола. Для наведения пушки служат электрогидравлические приводы, кроме того, у наводчика есть еще телескопический прицел.
Впервые в зарубежном танкостроении американцы оснастили "Абрамс" газовой турбиной мощностью 1500 л.с., Мотивировав отказ от дизеля ее меньшими размерами, простотой конструкции, легкостью запуска и быстрым выходом на рабочий режим. Правда, такая силовая установка поглощает больше топлива и оборудована сложными воздухофильтрами большой производительности с малым сопротивлением потоку. Сообщалось, что в зоне Персидского залива они частенько забивались песком и "Абрамсы" останавливались...
По-новому устроена силовая передача. Двигатель соединен с автоматической планетарной коробкой передач с четырьмя скоростями переднего хода и двумя заднего через гидротрансформатор, автоматически блокирующийся при уменьшении нагрузки. Гидростатический механизм позволяет танку поворачивать с любым радиусом, при этом все системы управления выведены на Т-образную рулевую колонку. В частности, направление движения задается положением четырехпозиционного рычажка (нейтраль-два режима переднего и задний ход), подача топлива регулируется по-мотоциклетному, вращением рукоятки.
Ходовая часть достаточно тради-ционна: семь опорных катков на борт с резиновыми шинами и дисками из алюминиевого сплава. На первом, втором и седьмом узлах торсионной подвески смонтированы лопастные гидравлические амортизаторы. Верхняя ветвь гусеницы с резинометаллическим шарниром поддерживается с каждой стороны двумя обрезиненными роликами.
Борта и ходовую часть "Абрамса" прикрыли противокумулятивными экранами, система противопожарной защиты значительно усовершенствована, а прочее дополнительное оборудование не отличается от общепринятого.
Бронетанковую технику Англии в зоне Персидского залива представляли главным образом "Чифтен" (кувейтские) и "Челленджер". Разработку "Чифтена" британцы начали в 1956 году, дабы заменить им состоявшие на вооружении 45-50-тонные "центурионы". Спустя 7 лет началось серийное производство 52-тонного "Чифтена".
Позже "Чифтен" неоднократно модернизировали. Например, на модели Мк.5 установили баллистический вычислитель, лазерный дальномер, усовершенствовали силовую установку. Несмотря на то, что масса машины возросла до 55 т, ее скорость осталась весьма высокой - 48 км/ч.
На опытном "Чифтене-900" применили многослойное бронирование, мощность дизеля нарастили до 900 л.с., внедрили новую трансмиссию и торсионную подвеску, а вооружение оставили прежним. Теперь танк весил почти 56 т, но скорость достигала 52 км/ч (он потерял репутацию медлительного). "Чифтен" поставляли во многие страны, попали они как трофеи в Ирак, однако встретиться в бою с английскими собратьями из многонациональных сил им не довелось.
Это же относится к новейшему британскому танку "Челленджер", первый серийный экземпляр которого завод "Ройаль орднанс" заготовил в декабре 1982 года. Подобно "Абрамсу", он защищен многослойной броней "чобхэм" (см. "ТМ" № 11 за 1990 г.), от предшественника унаследовал 120-мм нарезную пушку с улучшенным затвором, эжектором и теплоизоляционным кожухом. Чтобы разместить большой, в 52 снаряда, боекомплект, англичане сохранили ручное, раздельное заряжание, поэтому скорострельность не превышает 3-4 выстрелов в минуту. Зато боевые возможности машины расширили за счет ассортимента снарядов - в боекомплект ввели подкалиберные с начальной скоростью 1500 м/с, дымовые, бронебойно-фугасные с легко деформирующейся головной частью и зарядом пластической взрывчатки. Ее подрыв влечет отколы монолитной брони с тыльной стороны, и осколки, обладающие огромной кинетической энергией, поражают танкистов и оборудование внутри машины. Кстати, снаряды этого типа приняты во многих армиях НАТО.
Вооружение "Челленджера" включает также два 7,62-мм пулемета - спаренный с пушкой и размещенный на крыше командирской башенки.
Британская система управления огнем в основном аналогична американской, а командир может стрелять, пользуясь дублирующим пультом.
12-цилиндровый, V-образный многотопливный дизель с турбонаддувом оборудован удачной системой жидкостного охлаждения, потребляющей всего 8% мощности двигателя против обычных 10-12% (и даже 16% у М60) и обеспечивающей нормальный режим работы при температуре до плюс 52 градусов.
Подобно заокеанским коллегам, англичане предпочли гидромеханическую силовую передачу с гидротрансформатором и планетарной коробкой с четырьмя передачами переднего хода и тремя заднего, действующий в автоматическом и ручном режиме. Гидростатический механизм, управляемый рычагом, обеспечивает плавный поворот любого радиуса.
Ходовую часть из шести обрезиненных опорных, трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес оснастили гидропневматической подвеской вместо применявшейся до сих пор блокированной пружинной. Большие хода катков позволяют "Челленджеру" передвигаться по пересеченной местности с высокой средней скоростью.
Французы отправили в район вооруженного конфликта АМХ-30, который разрабатывали в 1957 -1963 годы. Тогда наиболее важными для танков считались огневая мощь и подвижность, поэтому максимальная толщина брони корпуса и орудийной маски не превышает 70 и 150 мм соответственно. В состав экспедиционных сил включили модернизированные АМХ-30В2 с той же, что и на предшественниках, 105-мм нарезной пушкой с теплоизоляционным кожухом. В отличие от других артсистем, у нее нет эжектора, а продув ствола производят сжатым воздухом. Боекомплект-из 50 снарядов (кумулятивные и осколочно-фугасные) пополнили оперенными подкалиберными с начальной скоростью 1500 м/с. Спаренный с пушкой пулемет заменили 20-мм автоматической пушкой, а на крыше командирской башенки поставили 7,62-мм пулемет.
Система управления огнем с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем несколько проще, в частности, при составлении исходных данных учитывается меньше факторов, влияющих на точность стрельбы.
Многотопливный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения оставили таким, как на ранних моделях, но механическую силовую передачу заменили гидромеханической с блокируемым гидротрансформатором, пятискоростной планетарной коробкой передач и гидростатическим механизмом поворота.
В ходовой части пять опорных катков на борт (что считалось достаточным для 37-тонной машины), пять поддерживающих, ведущее и направляющее колеса. Подвеска торсионная, с телескопическими амортизаторами на первом и последнем узлах. Первые и третьи балансиры французы разместили против хода, что отрицательно сказалось на характере движения танка, он стал менее плавным. Дополнительное оборудование то же, что и на прочих современных танках.
Спроектированный для действий в пустыне AMX-30S французы поставляли Саудовской Аравии. Кроме того, его экспортировали в Венесуэлу, Грецию, Испанию, Объединенные Арабские Эмираты, Чили.
Иракская армия вооружена советским Т-72 (статью о нем читайте в следующем выпуске "Исторической серии") и Т-62 (см. "ТМ" № 1 за 1990 г.) и массой китайских Т-59, приобретенных для компенсации потерь в ирано-иракской войне. При модернизации на Т-59 поставили 105-мм английскую пушку Л7 и современную западную систему управления огнем. Есть также выпускавшиеся по лицензии теми же китайцами устаревшие Т-54.
...В печати не приводились данные о толщинах брони современных зарубежных танков. Сообщалось только, что "Абрамс" рассчитан на обстрел спереди 105-мм снарядами, выпущенными с дистанции 500 м под курсовым углом плюс-минус 30 градусов. Опыт применения Т-72 в войне с Ираном свидетельствует, что его "лоб" выдерживал удар таких снарядов на меньшем расстоянии, когда их поражающее действие куда значительнее.
Что касается "Челленджера", то у его предшественника "Чифтена" при массе 54 т толщина лобовых частей корпуса и башни достигала 120 и 152 мм (по другим данным, 190 мм). Как известно, "Челленджер" тяжелее на 6 т. Значит, бронированная поверхность заметно увеличилась, однако возросла и масса силовой установки. Видимо, англичане усилили защиту "Челленджера" за счет неметаллических элементов. Таким образом, "семьдесят второй" по бронированию если и не превосходит иностранные танки, то, по крайней мере, находится на их уровне. Заметим, что последние крупнее его (за исключением АМХ-30), что отрицательно сказывается на их живучести.
По калибру пушек и начальным скоростям снарядов наши танки превосходят Ml и "Челленджер". В этом нетрудно убедиться, сравнив этот показатель Т-72 и Т-62 (1800 м/с) с названными нами начальными скоростями снарядов иностранных машин. Однако американцы и англичане снабдили подкалиберные бронебойные снаряды сердечниками из карбида вольфрама и обедненного урана, что уравнивает их боевые возможности.
На Т-72 монтировали достаточно хороший для своего времени оптический дальномер, но его эффективность сильно зависит от квалификации наводчика. Система управления огнем близка по параметрам к западным, но последние учитывают больше факторов, да и создавались позже, а электроника, как известно, развивается очень быстро... Что же касается немодернизированных Т-62, то в этом отношении они вообще уступают бронетанковой технике антииракской коалиции.
И причина тому - отнюдь не отставание наших конструкторов. Вспомним хотя бы, что газотурбинные двигатели испытывались у нас на опытных танках еще в 50-е годы, а ныне ими оснащают уже гражданские гусеничные машины. Просто создателям бронетанковой техники приходится учитывать, что солдат должен освоить ее за год с небольшим срочной службы в промежутках между всяческими "хозработами". Но ведь сегодняшняя боевая машина требует высококвалифицированных специалистов, прекрасно разбирающихся в электронике. В том-то и заслуга наших конструкторов, что они проектируют боевые машины, обладающие высокой эффективностью и в то же время несложные по устройству, доступные солдату-"двухгодичнику". Кроме того, свою определенную роль сыграла и военная доктрина, когда в сражении с применением ядерного оружия срок жизни боевой машины считался весьма коротким.
Ну а в заключение сошлемся на мнение израильского офицера, знакомого с советской техникой отнюдь не понаслышке: "Советские танки в принципе превосходные боевые машины... Управляемые решительными и хорошо обученными экипажами, они могут оказаться самым опасным и смертоносным противником..."